Работа с детьми и родителями по проблеме защиты прав ребёнка
Автор: Петрова Ольга Александровна, воспитатель филиала 1 МБДОУ № 137 г. Пенза
Описание материала: Предлагаю консультацию для воспитателей на тему: «Работа с детьми и родителями по проблеме защиты прав ребёнка» из опыта работы. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям начальных классов, воспитателям продлённых групп в работе с детьми и родителями воспитанников.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. И в то же время это период, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Право – это совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством. Права человека – это законы, которые никто не вправе нарушать; без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.
Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине XIX века. Но, к сожалению, эта проблема актуальна и по сей день.
Углубленно заниматься этой проблемой я начала, приняв предложение поучаствовать в работе творческой группы по теме: «Развитие основ правового сознания», созданной в научно – методическом центре ПИРО, ныне ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» .
Свою работу мы начали с изучения литературы по данной теме. К сожалению, её оказалось слишком мало. Затем мы стали изучать нормативные основы прав детей, и лишь после этого занялись исследовательской деятельностью. Из проведённых исследований стало ясно, что работу нужно вести сразу в двух направлениях, с детьми и родителями. Нами были определены цель и задачи по данной проблеме и составлен примерный план работы с детьми и план работы с родителями.
Затем каждый из нас начал работу начал работу непосредственно в своём саду и в своей группе. Чтобы заложить в детях основы правового сознания необходимо проводить данную работу через разные виды деятельности детей. Это и непосредственно – образовательная деятельность – занятия, и совместная деятельность педагогов и детей, и самостоятельная деятельность детей, используя, конечно, разные формы. Такие, как беседы, экскурсии, развлечения и праздники, сюжетно – ролевые и дидактические игры, разные виды театров, моделирование и обсуждение ситуаций, прочитанной художественной литературы и просмотренных диафильмов, рассматривание плакатов и др.
Я проводила с детьми занятия: «Давайте познакомимся», «Давайте дружить», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Культурный человек», «Мы все разные, но все равны», «Все работы хороши», « В мире вежливых слов», «Не только права, но и обязанности» и другие.
Проводила беседы «О правилах поведения» (цикл бесед), «Самая хорошая», «Рыцарский этикет», «Дом, в котором ты живёшь», «Знаешь ли ты, что дети тоже имеют права» и многие другие. Было прочитано много сказок, рассказов, стихов с последующим обсуждением, проведены конкурсы рисунков, плакатов, решали с детьми проблемные ситуации типа «А как бы ты поступил?» и т. д.
Очень важно не только заложить в ребёнке основы правового сознания, но и научить его использовать полученные знания в повседневной жизни, применять их в различных ситуациях. Важно воспитать в ребёнке чувство собственного достоинства. Поэтому проводила такие занятия и беседы, как: «Мои достоинства и недостатки», «Каждый имеет право на имя, жильё , образование и другие права».
Итогом работы стало развлечение «Мы тоже имеем права». После проведённой работы стали видны и результаты. Дети стали более уверенными в себе, более раскрепощёнными. Более застенчивые дети стали брать на себя ведущие роли. В группе стало меньше раздоров и споров, дети стали больше заботиться друг о друге, своих близких, стали встречаться и дружить не только в детском саду, но и за его пределами, стали более терпимыми, справедливыми, старались решать возникающие разногласия объективно. Очень приятно было слышать от учителя, к которому попали мои дети , что они отличаются от других детей. Что они умеют отстаивать своё мнение, умеют его обосновать, помогают друг другу, переживают друг за друга, у них меньше споров и конфликтных ситуаций, они дружные и доброжелательные. Мои усилия были не напрасны.
Второе направление моей работы – это работа с родителями. Первое, что я сделала, провела родительское собрание на тему: «Права ребёнка». Затем проводила беседы и консультации, анкетирование, стала активнее привлекать родителей принимать участие в жизни группы, устраивала игры для родителей вместе с детьми, соревнования, походы, приглашала принять участие в конкурсах и т. д. Вела разъяснительную работу через наглядную агитацию. Приглашала специалистов (юристов, психологов). Были использованы такие формы работы с родителями, как педагогическая гостиная, дискуссионные клубы, тренинги, обмен опытом и другие.
Многие родители, ознакомившись с информацией на стенде «Что такое жестокое обращение с детьми», делились со мной своими впечатлениями, что они даже не подозревали о том, что их «обычные формы воспитания» (шлепки, угрозы) рассматриваются, как насилие над ребёнком, ведь их тоже так воспитывали. Конечно, очень непросто изменить устоявшиеся взгляды, это очень сложная долгая кропотливая работа, но даже небольшие изменения были для меня большой радостью. Значит, дело сдвинулось с мёртвой точки и все усилия не напрасны.
При повторном анкетировании уже меньше было родителей, которые применяют наказания, недопустимые в воспитании детей. Из проведённого анкетирования «Достоинства и недостатки моего ребёнка» выяснилось следующее: достоинств у своих детей родители видят гораздо больше, чем недостатков. А ответ родителей Насти С. меня очень порадовал. Они написали следующее: «Мы считаем, что недостатки нашего ребёнка, это – наши недостатки, и исправлять их надо, начиная с себя…».
Проводилось просвещение родителей и по проблеме игровой деятельности детей. Приходилось объяснять, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что через игру ребёнок познаёт мир, игра – это средство всестороннего развития личности. Из исследований, проведённых в группе (опрос детей), выяснилось, что лишь 24% родителей играют с детьми. Хотя родители ответили на этот вопрос совсем по- иному. Играете ли ВЫ с детьми? На этот вопрос ответили положительно 100% родителей. Следовательно, родители при ответе были не совсем честны, или они так мало играют с детьми, что детям этого явно недостаточно. Пришлось объяснять, что кроме других прав дети имеют право и на игру тоже. Через игру ребёнок узнаёт об окружающем нас мире, приобщается к культурным ценностям, учится различать плохое и хорошее. Через игру устанавливаются те доверительные отношения, которые так необходимы в общении между родителями и детьми. А чтобы знать своего ребёнка, родители должны общаться с ним, какие бы обстоятельства этому не мешали. Очень мне помог такой метод, как обмен опытом воспитания среди родителей, взаимопосещения. И результат не заставил себя ждать. Я была приятно удивлена, когда папа Серёжи К. изъявил желание сходить с ребёнком на конкурс «Салют, мальчишки!», а затем стал учить его кататься на велосипеде. До этого на сына всегда не хватало времени. Родители нашей группы как – то более сплотились. Игры, конкурсы с детьми стали традицией, родители сами стали что – то придумывать, предлагать, как устроить детям праздник, что изменить в группе, чтобы детям было уютнее и многое другое.
Конечно, больших результатов ещё не достигнуто, это лишь ростки, но если начатая работа продолжится в школе, то результат будет очень весомым.
Видеть счастливые глаза детей и их родителей – самое главное для педагога.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для воспитателей младших групп детского сада
Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников
Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду
Как привлечь внимание детей