Дидактическое оборудование «Удивительные приключения в шахматной стране».
Автор: Барышева Ольга Александровна
Место работы, должность: МАДОУ-детский сад №2, руководитель изобразительной деятельности
Создано к пособию Игоря Георгиевича Сухина, научного сотрудника Института теории образования и педагогики РАО, «Удивительные приключения в шахматной стране», рекомендованного Министерством общего и профессионального образования РФ.
Назначение: Данное пособие поможет в работе педагогам дошкольных учреждений, а также родителям в обучении детей 5-8 лет азам шахмат.
Актуальность: Игра в шахматы внимательность, вдумчивость. Ребёнок, обучающийся этой игре, становиться более собранным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, оценивать свои действия и действия противника.
Цель: Создание условий для социально-личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, формировать интерес детей во время знакомства с шахматами.
Задачи:
- развивать наглядно-образное мышление дошкольника;
- способствовать зарождению логического мышления;
- воспитывать усидчивость, целеустремленность;
- формировать познавательную активность и интерес к игре в шахматы.
Описание:
Дидактическое оборудование может использоваться в реализации проекта шахматно-шашечного всеобуча в МАДОУ-детский сад №2 в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ; Государственной программой Российской Федерации «Развития образования» на 2013- 2020 годы.
Оборудование представляет собой шахматное королевство, состоящее из отдельных башен замка, шахматной доски, кукол – мальчик Юра и девочка Клеточка (в соответствии с пособием И.Г. Сухина «Удивительные приключения в шахматной стране»), коробки с шахматными жителями (фигурами) изготовленное из соленого теста и раскрашено акриловыми красками. Оборудование легко использовать в работе, перемещать, дополнять разгруппировывать в соответствии с целями непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Приведу пример непосредственно образовательной деятельности в ходе реализации шахматно-шашечного всеобруча с использованием дидактического оборудования на основе пособия И. Г. Сухина «Удивительные приключения в шахматной стране».
Знакомьтесь, это - Юра.
Если очень-очень захотеть научиться играть в шахматы, то желание непременно сбудется. И, возможно, ты попадешь в такую же волшебную историю, как и Юра...
Однажды ранним воскресным утром в Юрину квартиру позвонили. Юра открыл дверь и увидел девочку в клетчатом платьице.
– Здравствуй, Юра. Меня зовут Клеточка. Я приехала за тобой из Шахматной страны.
Девочка взяла Юру за руку и привела к велосипеду с тремя сидениями, шестью педалями и маленькими колесами. Клеточка села за руль. Юра примостился сзади.
Путешествие началось. Велосипед мчался с невероятной скоростью. Мимо мелькали города, леса, реки. С гулко бьющимся сердцем Юра ждал чего-то особенного и удивительного.
Вдруг Клеточка резко затормозила, и велосипед остановился перед красивой беседкой, похожей на башенку.
– Это Шахматная беседка. Здесь мы проведем первое занятие, – проговорила Клеточка.
Юра вслед за девочкой вошел в беседку и в восхищении замер. На массивном столе, излучая мягкий розовый свет, лежала большая квадратная доска с множеством темных и светлых клеток.
– Это ШАХМАТНАЯ ДОСКА. На ней ведется шахматное сражение, – начала занятие Клеточка. – Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.
– Белые поля. Черные поля, – повторил Юра.
Вдруг клетки-квадратики затрепетали, спрыгнули с шахматной доски, стали водить хоровод вокруг девочки и озорно подмигивать Юре.
– Это мои сестренки, – улыбнулась Клеточка. – В Шахматной беседке поля волшебные.
Клетки-квадратики дружно вспорхнули и вернулись на шахматную доску. Юра растерялся. Он не мог понять – было ли все это на самом деле или ему показалось. Он направился к столу, чтобы потрогать клетки-квадратики, но обо что-то споткнулся и чуть не упал. У ног мальчика лежала толстая-претолстая тетрадь. Юра поднял ее и на обложке прочитал: "Загадки из тетрадки".
– Это тетрадка моего друга Загадая, – удивилась Клеточка. – Хорошо, что ты нашел ее. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будешь понемногу решать их и научишься играть в шахматы. Начнем?
– Начнем, – кивнул Юра.
ПОМОГИ ЮРЕ РЕШИТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ
Загадки из тетрадки
1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?
2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?
3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
4. На каких полях ничего не растет?
5. Из каких досок не строят теремок?
6. В каких клетках не держат зверей?
7. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?
8. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?
Скоро бой. И ждет войска
Деревянная ...
Раздался голос Короля:
Найдите на доске ...
9. О какой игре Лена Сухина (9 лет) написала стихотворение:
Игра
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
Таким образом, данное дидактическое оборудование помогает проводить непосредственно образовательную деятельность в ходе реализации шахматно-шашечного всеобуча на основе пособия Сухина Игоря Георгиевича Удивительные приключения в шахматной стране. – М: Поматур, 2000.-320с.,ил.
Рекомендуем посмотреть:
Демонстрационное пособие для игры в шахматы своими руками
Наглядно - дидактический материал для работы на фланелеграфе своими руками
Дидактическая игра для обучения игры в шахматы детей дошкольников
Дидактическое пособие из бумаги своими руками. Шахматная доска с шахматами. Мастер-класс с пошаговым