Методическая разработка по речевому развитию в средней группе «Наблюдение за ветром с последующим сочинение сказки».
Автор: Французова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 п. Новозавидовский, Конаковского района, Тверской области.
Описание. Природа – самый яркий источник вдохновения, ее красота не оставляет никого равнодушным, побуждает к разнообразной творческой деятельности, в том числе и к литературному творчеству. Наблюдение различных природных явлений создает почву для словесного детского творчества, насыщает речь детей образными словами, наполняет богатым «поэтическим» содержанием. Данный материал предназначен педагогам, детям и родителям.
Цель: развитие словесного детского творчества.
Задачи: вызывать нравственно-эстетическое отношение к окружающей природе; стимулировать воображение детей, придумать, сочинить события; активизировать словарь; заинтересовать детей речевой деятельностью.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Ход наблюдений:
Дети с воспитателем выходят на прогулку. Воспитатель внимание детей обращает на погоду.
Воспитатель. Ребята! Обратите внимание, какой сегодня прохладный, пасмурный, суровый, непогожий день. Взгляните на небо. Что вы там видите?
Дети. На небе много темных облаков и туч.
Воспитатель. Какие тучи на небе? Как мы можем о них сказать?
Дети. Темные, черные, могучие, страшные.
Воспитатель. Они могут еще быть грозные, суровые.
Отгадайте такую загадку:
Без рук, без ног,
А ворота открывает.
Что это? (Ветер)
А почему вы решили, что это ветер? Почему о нем говорится, что он без рук и без ног?
Дети отвечают.
Воспитатель. Прислушайтесь, есть ли сейчас ветер на улице?
Дети прислушиваются, присматриваются и отвечают, что ветер на улице есть.
Воспитатель. А почему вы решили, что на улице сегодня ветер, как вы это определили?
Дети. Видно, как ветер колышет деревья, травку. Слышен шум ветра.
Воспитатель. Какой ветер? Что вы можете сказать о нем?
Дети. Он сильный, могучий, грозный, холодный.
Воспитатель. Ребята, послушайте, как шумит ветер, мне кажется, что жалобно и трогательно. Если мы с вами сейчас помолчим, то хорошо услышим звуки ветра.
Дети прислушиваются.
Воспитатель. Ребята, а вдруг ветер нам хочет о чем-то рассказать? Может быть, он хочет нам поведать историю о том, как он прилетел из холодных краев в поисках чего-то или кого-то? Как вы думаете, что забыл ветер в наших краях? Может он кого-то ищет?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель выслушивает ответы детей и их мнения.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Но это только наши предположения. Ой! Тихо, тихо! Кажется, ветер хочет нам сам что-то рассказать. Не шумите, давайте послушаем, что же у него стряслось.
Дети вслушиваются в шум ветра.
Воспитатель. Я услышала вот такую историю.
Воспитатель рассказывает сказку о ветре.
«Сказка о батюшке ветре».
В далеких-далеких краях, где нет ни людей ни животных, ни травинки, ни веточки, в Царстве Ветров жили-были Ветер - Могуч и сын его родной Ветерок-Скакунок. Любили они играть и веселиться, песни петь да хороводы водить с такими же, как они, ветрами и ветерками. А по ночам отец Ветер -Могуч любил рассказывать своему сыну интересные истории о том, как Ветерок, когда вырастит большой, будет летать с отцом в Страну Людей добрые дела вершить: тучки нагонять, чтобы дождик пошел и урожай полил, жаркий летний зной охлаждать, людям помогать в делах их житейских. Слушал сын отца, его захватывающие истории, а сам думал: «Когда же я, наконец, вырасту и полечу к людям?» Вот только забыл отец предупредить сына, что одному в незнакомые и далекие места летать не следует, потому что можно заблудиться и не найти дорогу обратно, остаться на всю жизнь на какой-нибудь маленькой полянке, обдувая несколько цветочков, не принося людям никакой пользы.
Проснулся как-то отец Ветер - Могуч, смотрит, а сына-то, Ветерка-Скакунка, нет рядом. Он и туда и сюда, нет его нигде в Царстве Ветров. Понял Ветер -Могуч, что сын его улетел, не спросив совета у отца, в Страну Людей. И где же его теперь искать? В какой стороне, на какой полянке, в каком уголке? Не знает отец, что делать. Вот и прилетел он к нам в поисках своего сына. Спрашивает, не видели ли мы Ветерка-Скакунка, Не слышали ли его? Давайте прислушаемся вместе с Ветром - Могучим, может быть, услышим Ветерка-Скакунка.
Дети прислушиваются. Воспитатель акцентирует их внимание на шуме ветра и подсказывает, что это сын Ветра – могучего спрятался и плачет. Дети подходят к раскачивающемуся от ветра деревцу и хором произносят вместе с воспитателем:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч!
(А.С. Пушкин)
А вот здесь сыночек твой!
Мы нашли его с тобой!
Ребята вместе с воспитателем «отдают» ветру сына, желают им счастливого возвращения домой.
Вечером дети рассказывают свои придуманные сказки о ветре.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий совместной деятельности для средней группы
Конспект НОД в средней группе. Помогите найти мою маму
План мероприятий. Неделя здоровья в средней группе
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского сада
Похожие статьи:
Сценарий концерта на 8 марта для средней группы ДОУ