Конспект познавательно-игрового занятия для детей старшей группы «Удивительный мир природы родного края».
Автор: Макарова Ольга Константиновна, воспитатель МКДОУ «Детский сад с. Макарово»,Иркутской области
Описание: данный материал будет интересен воспитателям; учителям начальной школы; педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Образовательная область: познание.
Цель: знакомство с многообразием родной природы.
Задачи:
1)
Образовательные:
-закреплять знания детей о различии и сходстве хвойных и лиственных деревьев;
-расширять и углублять знания детей о характерных особенностях кедра и сосны(ветки, шишки, семена);
-систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.
2
)Развивающие:
-развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами;
-развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ растения(элепатия).
3)
Воспитательные:
-воспитывать интерес и заботливое отношение к природе родного края, стремление к сохранению его многообразия.
Предварительная работа:
1)Экскурсионно-практические занятия с детьми на маршруте экологических прогулок:
-Хвойные и лиственные деревья(наблюдение и сравнение);
-Встреча с незнакомцем(с кедром).
2)Рассматривание фотоальбома «Мой отчий край ни в чём неповторим»; работа с панно «Как дерево дышит, питается, растёт».
3
)Игры дидактические «Что растёт в лесу?»; «С какой ветки детки?»
Игры-
превращения «Берёзка», «Из семени в дерево».
Методы и приёмы: игровой, наглядный, сравнение и исследование, описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям.
Материал и оборудование: шишки и ветки кедровые и сосновые(на каждого ребёнка);конусы из картона(на каждого ребёнка);иллюстрации с видами деревьев, их плодов и семян; изделия из кедра, иллюстрация птицы кедровки.
Ход занятия:
Воспитатель:Сегодня мы с вами поговорим о природе родного края. Какие деревья растут у нас?
Дети: Тополь, осина, пихта, сосна, лиственница, берёза, ель.
Воспитатель: Назовите хвойные деревья ,лиственные. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных.
Дети: У хвойных деревьев-хвоя, у лиственных-листья.
Воспитатель: Какие части дерева вы знаете?
Дети: Ствол ,ветви, листья, корни.
Воспитатель: Для чего нужны дереву корни?(корни-это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются).
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения. Ствол-опустили вниз руки, листья-шевелим пальчиками, корни-топаем ногами, ветви-поднимаем руки вверх.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю посетить наш экологический музей и совершить увлекательное путешествие в мир живой природы родного края.
Мы живём в Сибири, и наш сибирский край славится богатыми лесами.
Сибирская сосна-одно из наших крупных деревьев. Это хвойное дерево всем знакомо под названием «кедр». Такое название сосна получила от людей, которые первые пришли «на нашу сибирскую землю поселяться». Настоящий кедр зовётся-цедрус-ливанский кедр. Он растёт далеко, за пределами нашей страны. Это величавое дерево с мощными ветвями.
Хвоя у них голубоватая, собранная в кисточки. Шишки с кулак величиной, плотные, гладкие, как бочонки, семена у шишек несъедобны.
Слава об их красоте достигла и России. Поэтому, когда люди увидели сибирские сосны- высокие, величественные, с крупными шишками, они назвали их кедрами.
Сибирский кедр-сосна удивительная. Она хорошо выносит очень сильные морозы, не боится весенних заморозков. Цветёт в мае-июне,семена созревают в сентябре.
Семена крупные, тяжёлые, облачённые сразу в два наряда: верхний-деревянистый, нижний-тоненькая плёночка, а уж за ними -ядрышко. Шишки кедра никогда не раскрываются, даже когда созреют. Их чешуи всегда прижаты друг к другу. Когда шишка созреет, она опадает на землю целиком, вместе с семенами. Кедровые орешки-излюбленный корм некоторых зверей и птиц, обитающих в лесу. После опадания зрелых шишек на землю, на них набрасываются лесные мыши, белки, бурундуки, соболь, кедровки и сойки. Часть орешков съедают на месте, другую прячут, делая запасы на зиму. Особенно много «добывает» орешков кедровка, причём прямо на дереве, до опадения шишек.Кедровка не только потребитель орешков, но ещё и их разносчик. Она распространяет орешки по всему лесу. Этим птица делает очень полезное дело.
Унося шишку куда-нибудь в укромное местечко, кедровка выбирает из неё самые крупные семена, остальные могут прорасти и дать начало всходам. Такую же работу делают и все остальные обитатели леса, которые питаются орешками и запасают их на зиму. Расстаскивая по лесу шишки, пряча их про запас, звери и птицы невольно распространяют семена.
Человек ценит кедр прежде всего из-за орешков, они вкусны и полезны для здоровья. В них содержатся витамины, жиры, белки, необходимые нашему организму. Да и в хвое содержится много целебных веществ.
Древесина кедра имеет красивый вид, обладает запахом, который отпугивает моль. Её применяют для изготовления мебели, карандашей, музыкальных инструментов.
Воспитатель: Посмотрите, что у меня лежит на подносе?
Дети: Шишки.
Воспитатель: Они одинаковые?
Дети: Нет, разные.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Они с разных деревьев.
Воспитатель: А с каких они деревьев?
Дети: Сосны и кедра.
Воспитатель: Мальчики возьмите шишки кедровые, а девочки-сосновые. Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите, какие они.
Дети: У кедра шишки крупные, продолговатые, у сосны-округлые, короткие, твёрдые.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть с шишками.
Игра «Кто быстрее передаст шишку?»
Дети делятся на две команды, встают в две шеренги, в руках у каждого ребёнка конус из цветного картона. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.
Воспитатель: Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки. Давайте рассмотрим и сравним веточки. Какие хвоинки у кедра, какие у сосны?
Дети: Хвоинки у кедра тёмной окраски, собраны в пучки по пять штук; хвоинки сосны длиннее ,чем у кедра, мягкие, светлые, растут парочками.
Воспитатель: Вспомните, как называются семена сосны, и почему их так называют?
Дети: Крылатками, потому что у них есть крылышки, семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.
Игра-превращение. Давайте представим, что я -сосна, а вы -крошечные семена. Я дерево мама, а вы мои детки. Качала я вас в колыбеле на ветке, но время пришло, вам пора улетать, пора вам большими деревья ми стать. Но вот подул ветерок и закружились, полетели мои детки-семена. Упали на землю и заснули под тёплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошёл тёплый дождик, и из семян стали прорастать сначала стебелёк с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца руками-веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдёт, прежде чем они станут настоящими деревьями.
Вот вы и представили себя деревьями, понравилось вам быть деревьями, какую пользу приносят они?(Дают нам кислород, чтобы мы дышали ,и поэтому деревья нужно любить и говорить им спасибо).
Итог: Что нового и интересного вы узнали из нашего путешествия? Какие моменты вам больше понравились и почему?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе с презентацией. Путешествие по заповедникам ХМАО-Югра
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе на тему: Вежливость
Конспект НОД по проблемному обучению в старшей группе. Покормите птиц зимой
Конспект занятия на спортивную тематику для детей старшей группы детского сада