Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Мастер-класс по рисованию акварелью для детей 7-8 лет

Занятие по рисованию "Шторм на море"
Занятие по теме "Море волнуется" рассчитано на 3 учебных часа (1 час теории и 2 часа практики).

Автор: Кудрявцева Ольга Магомедовна педагог дополнительного образования МОБУ ДОД ЦДОдД "Радуга" г. Сочи.
Возраст: 7-8 лет.
ТЕОРИЯ (1 учебный час).
Цель: познакомить детей с понятиями «теплохолодность», «контраст», опираясь на таблицы по цветоведению и репродукции картин И. Айвазовского.
Задачи:
- познакомить с творчеством русского художника И. Айвазовского;
- познакомить с основами цветоведения, опираясь на таблицы теплохолодности;
- научить определять контрастные сочетания теплых и холодных цветов.
Материалы: репродукции картин И. Айвазовского, таблицы теплохолодности и контрастного сочетания теплых и холодных цветов.
ПРАКТИКА (2 учебных часа).
Цель: составить сюжетную композицию с использованием контрастного сочетания цветов.
Задачи:
- научить: 1)используя показ педагога, поэтапно строить композицию рисунка и прорабатывать ее в цвете;
2)смешивать акварельные краски, получая оттенки цветов и использовать их в рисунке;

Материалы и инструменты: лист для акварели (А4), акварельные краски (24 цвета), кисти (Белка №3 и №5), баночка с водой, салфетка (бумажная или х/б), палитра для акварели.
ТЕОРИЯ
- Сегодня мы поговорим с вами о цвете, его характеристиках, о том, что такое контраст, для чего и как его используют в живописи. Познакомимся с репродукциями картин великого русского художника Ивана Айвазовского.
Мы уже говорили на предыдущих занятиях о том, что все цвета делятся на холодные и теплые. Как нам известно, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета составляют спектр.
Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов.
Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине-фиолетовые, сине-зеленые и цвета, которые можно получить от смешивания с названными цветами.
Знание основ колористики, системы цветовых построений необходимо для успешной творческой работы любого начинающего художника.


Важно знать о том, что у каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон (сам цвет), насыщенность и светлота.
В цветоведении существуют понятия «светлотный» и «цветовой» контраст.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся.
Дополнительные (или вторичные)цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например, красный помидор выглядит ярче рядом с зеленью петрушки, а фиолетовый баклажан рядом с желтой репой.

Контраст синих и красных – прообраз контраста холодных и теплых цветов.
Можно сказать, что контраст – один из основных приемов художественного творчества.
Пограничный контраст возникает на границах соприкосновения расположенных рядом друг с другом цветов.

- Ребята, сегодня на занятии мы также познакомимся с правилами и приемами композиции, чтобы на следующем занятии вы смогли самостоятельно построить композиции своих картин.
К приемам композиции следует отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.


Рассмотрим на примере картины И. Айвазовского «Среди волн».

Здесь мы видим яркий пример ритмичности расположения морских волн. Художник так расположил волны, что у нас возникает впечатление движения. А центром композиции является луч, пробивающийся сквозь тучи, освещающий волну в центре картины. И заметим. Какой она составляет контраст с темными волнами на дальнем плане.
На картине того же автора «Девятый вал» мы опять видим череду, ритм огромных голубо-зеленых и желто-зеленых волн. Зелень волн создает контраст с рассветным красно-желтым небом.
В центре композиции – солнце, которое как будто разрывает завесу туч. У края картины – люди, которым удалось выжить после шторма. Они в союзе с солнцем создают контраст с бушующим морем. Победа над стихией – вот сюжет данной композиции. Но как необычно передает художник структуру гребня девятого вала – той самой губительной девятой волны.

Вообще в творчестве И. Айвазовского есть ряд картин, олицетворяющих буйство стихии. Среди них известная картина «Буря на море».

В центре композиции – две лодки. В лодках гребцы, которые выгребают против волн. На дальнем плане – корабль, потерпевший кораблекрушение. Темно-серый колорит картины безупречен. Дальний план и небо контрастируют с голубыми волнами на переднем плане. За счет контрастного отношения передний план вырывается вперед, а дальний план уходит еще глубже.
У И. Айвазовского есть картины, посвященные нашему Черному морю. Среди них «Буря на Черном море» (или «Буря над Евпаторией») и «Буря на море ночью».


На данных картинах можно наблюдать контраст дополнительных цветов (или контраст теплого и холодного).
ПРАКТИКА
- Сегодня эти знания помогут нам выполнить сюжетную композицию на тему "Шторм на море". Но для начала я покажу вам пример. Любая работа, будь то живописная или графическая, ведется в несколько этапов.
1 – этап – композиция в тонких линиях.
Намечаем линию горизонта, дальний план – горы и солнце. Линию горизонта проводим выше середины для того, чтобы плоскость моря занимала больше места. Солнце рисуем низко над горизонтом – закатное.

2 этап – ритм волн.
Так как нам необходимо изобразить шторм на море, волны должны быть высокие и ритмично расположенные по всей плоскости моря. Чем ближе к нам, тем волны крупнее, а чем ближе к линии горизонта, тем мельче. Это явление линейной перспективы.

3 этап – заливка плоскости неба.
Для неба выбираем оттенки желтого (но не лимонный), охры и оранжевого, имеющиеся в нашей палитре красок. Помним, что прежде чем приступить к заливке, нам необходимо смешать нужные цвета на палитре. Заливку «вливанием цвета в цвет» производим от верхнего края листа слева направо до линии горизонта. Поочередно набирая кистью заготовленные на палитре цвета – желтый, желтый с охрой и желтый с оранжевым. После того, как мы выполним заливку до линии горизонта, собираем образовавшуюся каплю с помощью сухой кисти.

Солнце.
Для заливки солнца используем имеющиеся в палитре красок оранжевый и красный цвет.
Дальний план – горы.
По закону воздушной перспективы для дальнего плана используем холодные цвета – оттенки фиолетового и синего.

Небо – тучи.
Во время шторма в небе образуются дождевые тучи, которые благодаря воздушным потокам могут втягивать в себя воду из моря, образуя смерчи. Для туч мы будем использовать черную, темно-синюю и темно-голубую краску. Краску подготавливаем на палитре и наносим мазками разного цвета.

4 этап – плоскость моря.
Для волн используем голубой, ультрамарин, темно-синий (синий+черный) цвета акварели и белую гуашь.
Начнем с самых близких волн на переднем плане. Поочередно наносим заранее смешанные на палитре цвета (бирюзовый+голубой, голубой+ультрамарин, ультрамарин+черный).
Наносим вначале свет, затем полутень и тень волны.



Далее даем краске подсохнуть и, используя белую гуашь, наносим кончиком кисти краску по верхнему краю гребня волны и по нижнему краю, изображая брызги.

Чтобы изобразить фактуру воды бушующего моря, проводим тонкой кистью продольные линии белой гуашью.

5 – этап – проработка деталей.
Для того, чтобы завершить композицию добавим детали – рябь волн, фактура туч и волн. Усиливаем тон неба.

Вот и готова наша работа.


Рекомендуем посмотреть:

Рисование натюрморта в начальной школе поэтапно Рисование фруктов с пошаговыми фото для детей начальной школы. Мастер-класс Как нарисовать дельфина поэтапно с фото Контрастная живопись в начальной школе. Морской пейзаж пошагово с фото
Участник №2 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию». Осень 2015
Конспект занятия по рисованию для 1 класса на тему: Осень | Творческий проект для школьников. Редкие птицы Имеретинской низменности
Опубликовано: 3368 дней назад (2 сентября 2015)
Просмотров: 28864
+15
Голосов: 15
Ирина Александровна Гусева # 2 сентября 2015 в 20:24 +1
Ольга Магомедовна, добрый вечер! Поздравляю с началом учебного года! Спасибо за мастер-класс. Очень объемный теоретический материал, который позволит ученикам не бояться смешивать акварельные краски, заполнять лист. На практике должна получиться красивая работа.
По мастер-классу видно, что работа по сухому, а если попробовать выполнить пейзаж по слегка влажному листу? Отличное сочетание акварели и гуаши. Дальнейших успехов в работе!
Ольга Магомедовна Кудрявцева # 3 сентября 2015 в 08:27 +1
Доброе утро) Спасибо за внимание к моей работе. Очень рада, что Вам понравился материал. Работу можно вести и по-сырому, но с детками постарше.
Ольга Васильевна Яковлева # 2 сентября 2015 в 22:23 +3
Здравствуйте, Ольга Магомедовна. Очень интересный МК Вы опубликовали. Грамотный теоретический материал. Красивая, волнующаяся, вся в движении получилась у Вас картина. Впечатляет! Все этапы рисования описаны Вами подробно и доступно, фото хорошего качества. Следуя Вашим инструкциям можно изобразить шторм на море. Я думаю, у детей получаются замечательные работы. Я бы посоветовала Вам оформить Вашу прекрасную картину в рамку. Дальнейших творческих успехов! голос
Алла Ивановна Ефимова # 2 сентября 2015 в 23:00 +1
Замечательная получилась работа, подробный, доступный и понятный мастер - класс. Работа дополнена хорошими фото. Голос и удачи.
Наталья Анатольевна Демина # 4 сентября 2015 в 15:48 +2
Грамотный мастер-класс,Ольга Магомедовна, у вас получился! Считаю его правильным для детей 7-8 лет. Детки должны справиться. Замечательная работа при изучении контрастных цветов. Отличный подбор теоретического материала и результат! Голосую!
Игорь Евгеньевич Сычев # 5 сентября 2015 в 19:58 +2
Вы большой молодец. Спасибо Вам за такой понятный и чудесный МК.
Наталья Константиновна Клочкова # 8 сентября 2015 в 22:55 +1
Отличный мастер-класс! Подробно, хорошие фотографии, результат заслуживает 5. Хороший, полезный теоретический материал преподнесли в доступной форме. В общем, голосую! Мне очень понравилась композиция.
Светлана Николаевна Батыршина # 14 сентября 2015 в 19:25 +3
Ольга Магомедовна, спасибо за мастер-класс. Очень хороший теоретический материал,замечательное сочетание акварели и гуаши.По Вашим инструкциям можно грамотно шторм на море. Я уверена, что у детей получаются чудесные работы.
Светлана Панкова # 30 сентября 2015 в 22:27 +2
Хорошая работа!Успехов!
Наталья Валерьевна Титушина # 28 октября 2015 в 17:59 +2
Добрый вечер!!Все понятно доступно пошагово ,вы умница так держать
Татьяна Михайловна Кайгородова # 30 октября 2015 в 23:00 +3
Добрый вечер, Ольга Магомедовна! Очень понравился ваш мастер-класс. Картина полна движения, и ярких красок. По колориту и формам изображения волн напомнила японские картины с изображением горы Фудзи. Думаю дети легко научаться рисовать такие красивые бушующие волны на море
Ольга Магомедовна Кудрявцева # 2 ноября 2015 в 21:06 +1
Большое спасибо за добрые слова и хороший отзыв) dance
Виталина Викторовна Михайлина # 6 ноября 2015 в 10:29 +2
Здравствуйте, Ольга Магомедовна. Очень понравился ваш мастер-класс и серия занятий в целом. Мне кажется, именно такие занятия,в ходе которых педагог и знакомит с творчеством художников, и сообщает теоретические сведения ,и учит понимать художественное произведение, а потом и детям даёт возможность создать свой "шедевр", и способствуют развитию культуры художественного восприятия. Мой голос вам.
Коваленко Марина Владимировна # 22 ноября 2015 в 01:07 +2
Здравствуйте, Ольга Магомедовна, спасибо за такую доступную и главное красивую работу! Мой голос Вам!
Лидия Николаевна Хлестова # 23 ноября 2015 в 21:34 +2
Добрый вечер! Прекрасное изложение материала! Подробный мастер-класс считаю,что он самый лучший!
Ольга Магомедовна Кудрявцева # 29 ноября 2015 в 12:25 +1
Большое спасибо. Надеюсь, материал пригодится педагогам, преподающим рисование и не только, а всем, имеющим желание научиться рисовать.