Занятие по теме "Волшебные краски осеннего дерева" рассчитано на 3 учебных часа (1 час теории и 2 часа практики).
Автор: Кудрявцева Ольга Магомедовна педагог дополнительного образования МОБУ ДОД ЦДОдД "Радуга" г. Сочи.
Возраст: 7-8 лет.
ТЕОРИЯ (1 учебный час).
Цель: познакомить детей с теплым колоритом осеннего пейзажа, опираясь на таблицы по цветоведению и репродукции картин русских художников И. И. Шишкина, И. Э. Грабаря и И. И. Левитана.
Задачи:
- познакомить с творчеством русских художников И. И. Шишкина, И. Э. Грабаря и И. И. Левитана;
- познакомить с основами цветоведения, опираясь на таблицы теплохолодности;
- научить определять холодные и теплые цвета и оттенки.
Материалы: репродукции картин И. И. Шишкина, И. Э. Грабаря и И. И. Левитана, таблицы теплохолодности.
ПРАКТИКА (2 учебных часа).
Цель: составить сюжетную композицию с использованием красок теплого колорита.
Задачи:
- научить: 1)используя показ педагога, поэтапно строить композицию рисунка и прорабатывать ее в цвете;
2)смешивать акварельные краски, получая оттенки цветов и использовать их в рисунке;
3)прорабатывать композицию с помощью средств графики (тушь-перо, ручка).
Материалы и инструменты: лист для акварели (А4), акварельные краски (24 цвета), кисти (Белка №3 и №5), баночка с водой, салфетка (бумажная или х/б), палитра для акварели.
ТЕОРИЯ
- Ребята, сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с теплыми и холодными цветами и их оттенками. Но сегодня нам больше понадобятся знания теплых цветов и оттенков для того, чтобы изобразить осенний пейзаж.
Осень - необычное время года - всегда привлекало художников, поэтов, композиторов своей роскошной красотой. Много сложено стихотворений в ее честь, много написано картин, много придумано мелодий. Но почему же осень так завораживает?
- Никогда, ни в одном времени года не найдете столько ярких и сочных оттенков теплых цветов, природа буквально дышит теплом.
Вот и знаменитых художников-пейзажистов вдохновляла Госпожа Осень и ими были созданы в ее честь картины с чудесными осенними пейзажами.
- Например, глядя на картины И. И. Шишкина "Ранняя осень" и "К осени. Этюд", мы видим, как природа готовится нарядиться в яркие убранства. Уже закончилось лето, но лес еще помнит зелень и зной.
То ли дело "Золотая осень" того же автора - природа полностью преобразилась, одела свой лучший наряд. Золотое убранство листвы перекликается с мрачной поблекшей травой и темными стволами деревьев. Мрачные тучи нам говорят о том, что вот вот сорвется осенний прохладный дождик и, пропитав землю, одарит запахом опавшей гнеющей листвы. Запахом осени.
А вот на картине художника И. Э. Грабаря "Рябинка" природа дышит умиротворением. Посмотрите на сочные краски, которые использует художник. Ярко-желтые, алые и румяные оранжевые. Светлые стволы берез гармонично вписываются в общую композицию картины. А небо - голубое - еще не предвещает дождей и гроз.
На картине того же автора "Золотые листья" краски уже не такие яркие и сочные. А на тротуаре поблескивают лужи от недавно прошедшего дождя. Передний план украшает золотокудрое дерево, как маленькая надежда, теплящаяся в сердце природы.... "Еще один денек...."
Две работы одного автора, но какие разные по колориту и настроению. Радость, возрождение и грусть, утрата...
С картиной И.Э. Грабаря "Рябинка" мы можем сравнить картину И.И. Левитана "Осень в березовом лесу". Та же яркая сочность листвы, проблески зеленой травы, голубое небо, беловато-голубые стволы берез радуют взор.
На картине Левитана "Золотая осень" (1895) тот же березовый лес, но наряд у него уже не ярко-желтый, а охристо-оранжевый с проблесками киновари. Трава уже не зеленеет, а приобретает тусклые умбристые оттенки. Небо более глубокого серо-синего цвета.
- Ребята, мы с вами рассмотрели картины осени, проанализировали колорит. А сейчас мы рассмотрим таблицы теплохолодности.
На данной таблице мы видим, что среди теплых оттенков есть зеленые, это значит, что в имеющихся здесь оттенках доминирует теплый цвет - желтый и оранжевый. Так же и среди холодных оттенков имеются розоватые. Значит в них доминируют холодные цвета - синий и фиолетовый.
Так в любом из 6 цветов (основные и дополнительные) имеются и холодные, и теплые оттенки.
Но использование цветов и их оттенков в пейзажах диктуется необходимостью соблюдать правила воздушной перспективы. Дальний план прорабатываем нежными теплыми или холодными пастельными оттенками цветов. Передний план вытягиваем с помощью теплых насыщенных и ярких холодных оттенков.
ПРАКТИКА
Сегодня эти знания помогут нам выполнить сюжетную композицию на тему "Осень". Но для начала я покажу вам пример. Любая работа, будь то живописная или графическая, ведется в несколько этапов.
1 этап - композиция в тонких линиях.
Я нарисую линию горизонта, лес на дальнем плане - графично. А на переднем плане - красивое, стройное дерево с крупной кроной.
2 этап - заливка плоскости неба.
Я использую технику заливка "по- сырому". Но прежде чем приступить к заливке, я готовлю необходимые краски на палитре. Вы знаете, что акварель "любит воду", поэтому краска должна быть жидкая. Для неба мне понадобится кобальт темно-голубой и ультрамарин фиолетовый. При смешивании этих двух красок получается насыщенный сине-фиолетовый оттенок. Добавляю немного воды и перемешиваю. Теперь можно делать заливку плоскости неба, но для начала я всю плоскость неба смачиваю водой с помощью чистой кисти. Пока вода не высохла, сразу наношу подготовленную на палитре краску мягкими движениями, начиная от верхнего края слева направо. Собравшуюся каплю собираю с помощью сухой кисти. Краску необходимо наносить до линии леса на дальнем плане.
3 этап - дальний план.
Пока небо подсыхает, развожу краски для дальнего плана. Для этого беру немного винзора оранжевого и ультрамарина фиолетового, добавляю воды (так как дальний план по закону воздушной перспективы пишется в более приглушенных тонах). После того, как плоскость неба подсохнет, приступаю к заливке дальнего плана (так же "по-сырому").
4 этап - заливка плоскости земли.
Так как трава осенью блекнет, мы будем использовать более темные умбристые тона. Для этого на палитре смешиваем умбру натуральную и коричневый крапп. После того, как дальний план подсохнет, можно приступать к заливке плоскости земли. Для заливки плоскости земли будем использовать растяжку от светлого к темному. Чтобы получить более светлый тон в краску добавляем воды и начинаем заливку от линии горизонта слева направо. Ближе к краю листа краска более насыщенная (меньше воды).
5 этап - передний план.
На переднем плане у меня должно быть дерево. Для начала я разведу краски для ствола: квинакридон золотой и умбра натуральная с добавлением черной. Пишу ствол продольными мазками как бы имитируя фактуру коры дерева.
После того, как ствол просохнет, прорисовываю траву на переднем плане.
Готовлю краски на палитре для листвы: 1)гуммигут+розовый перманент; 2)лимонный винзор+квинакридан золотой+умбра натуральная; 3)гуммигут+винзор лимонный; 4)винзор оранжевый+коричневый крапп.
Подготовленные краски наношу хаотично мазками (Белка № 3) по всей поверхности кроны дерева, оставляя кое-где просветы.
После того, как крона подсохнет, прорисовываю веточки той же краской, что использовали для ствола.
6 этап - проработка переднего плана графическими материалами - тушь-перо, ручка.
Вот и готова моя осенняя картина. Предлагаю вам придумать свою композицию и выполнить ее поэтапно в цвете.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Во время практической части дети выполняют данное им задание.
В конце занятия устраиваем выставку картин, проговариваем использующиеся в работе цвета и оттенки. Предлагаю детям назвать свои работы.
Рекомендуем посмотреть:
Рисование на тему Осень для начинающих пошагово с фото
Мастер-класс по рисованию «Осенний пейзаж с мельницей» пошагово с фото
Осенний пейзаж гуашью поэтапно для детей 10-13 лет. Мастер-класс с фото
Рисование пастелью на тему: Осень пошагово с фото для 1 класса