Мастер-класс: Осенний пейзаж поэтапно
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель ИЗО.
Описание: для педагогов изобразительного искусства и МХК, педагогов дополнительного образования, старших школьников и всех кому интересно изобразительное искусство.
Назначение: украшение интерьера, подарок.
Цель: выполнение осеннего пейзажа.
Задачи:
• познакомить с живописным способом изображения пейзажа на плоскости, совершенствовать технику работы красками.
• развить художественный вкус, наблюдательность, внимание.
• воспитывать любовь к природе, к окружающему миру.
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…
А.С. Пушкин. Осень (Отрывок)
Первоначально изображение природы служили фоном для портрета или какой – либо сцены. И только в 17 веке, благодаря голландским живописцам, появились пейзажи – картины, в которых природа стала их главным содержанием.
Пейзажная живопись очень разнообразна, она способна волновать, врачевать души. Еще отмечу, что, согласно учению фен шуй, изображения природы привлекают в дом материальное благополучие.
Мы попытаемся передать в нашем пейзаже осеннее настроение с помощью цвета, композиции и перспективы.
В композицию включим изображение водяной мельницы, как символ плодородия, удачи, усердия, труда. Она соединяет изображение круга, как «вечности» и четырехугольного «земного, временного тела» мельницы . Только благодаря этому единению и их совместной работе рождается хлеб, который понимается не только как естественная пища человека, но и все важные ценности, питающие жизнь людей.
Для изображения пейзажа с мельницей нам понадобятся следующие принадлежности:
- картон (белый или коричневый)
- карандаш простой;
- ластик,
- краски гуашь,
- кисти,
- емкость для воды.
Этапы изображения:
Картина будет круглой, поэтому изобразим на картоне круг, используя циркуль. Обрежем лишнее.
В середине круга (со сдвигом влево) изображаем водяную мельницу с круглым (по закону перспективы мы увидим его овальным) колесом и скатной крышей.
В постройке один жилой и один цокольный этаж. Чтобы войти внутрь нужно подняться по лестнице на открытую веранду с перилами. Видны два окна на стене, обращенной к мельничному колесу. В крыше тоже есть окна.
Намечаем изгибы берега.
Набрасывать деревья не имеет особого смысла, они закрасятся гуашью при изображении неба, но я решила показать стволы, чтобы представить общую композицию.
Для изображения неба возьмем три цвета: белый, синий и алый. Пользуемся преимущественно белым, добавляя остальные. Наносим краску широкой плоской кистью (флейцем) практически без воды. Картон хорошо впитывает воду и перемешивая краски на нем , мы практически втираем цвет в цвет.
Ближе к земле в белый цвет добавим немного черного и небо у земли станет серым.
Обозначим белым цветом воду на колесе мельницы и очертания водоема. Оттенками серого вертикальными мазками рисуем кустарник.
Возле воды желтым цветом (и его оттенками) изобразим полянки с пожелтевшей травой.
Такая же полянка за лестницей и забором.
Передний план слева выполняем аналогично: черно-серые кусты и желтые полянки.
Мельничное колесо покрасим желтым, высветлив края.
Цокольный этаж изображаем без окон тонкой круглой кистью мазками разной густоты. Оттенки стены – бело–серые.
Цвет стены выбираем лимонно-желтый справа с переходом в яично-желтый к левому краю. От крыши на стену падает тень , покажем это коричневым цветом. Тень яркая и густая у края крыши и бледнеет к краю.
Бледно- желтым цветом показываем ограду мельничного колеса.
Окна узкие, двухстворчатые. Так как солнце в них не отражается, стекла - темные (черного цвета). Дверь остается цвета фона (коричневая), дверной косяк затеним черным – создается иллюзия заглубления.
Колонны террасы красим оттенками желтого , светлым (почти белым) справа и охристо-желтым слева.
Ограда террасы выполняется узкими штрихами белого цвета.
Приписываем стволы кленов на заднем плане. Цвета: коричневый с добавлением фиолетового и на дальних ветках этот цвет разбеливается.
Приписываем стволы деревьев на переднем плане. Цвет берем более теплый ( коричневый с добавлением желтого), так как предполагаем, что это другая порода деревьев, например - осины. Поэтому и другой характер ветвей. Объем показываем, прокладывая мазки черного и белого цвета поверх основной коричневой краски ствола.
Приступаем к окрашиванию крыши. Основной цвет - алый. Покажем черным цветом стекло в слуховых (чердачных) окнах. За деревьями переднего плана находится ограждение мельничного колеса с колоннами. Белым обозначим колонны, а серым - пространство между ними.
К основному цвету крыши подмешиваем желтый цвет в плоскости, ближней к наблюдателю. По мере удаления в алый цвет добавляем бордовый.
Самый дальний угол крыши затемняем черным. Распределяем краску втирающими движениями, добиваясь плавного перехода между оттенками. Слуховые окна прокрашиваем светло оранжевым цветом. Труба белая справа и серого оттенка слева, несколько продольных штрихов имитируют кирпичную кладку.
На воде изображаем отражение колеса, стен и окон.
Флейцевой (плоской) кистью короткими мазками, как бы похлопывая по картону, изображаем желтым цветом кроны деревьев.
В крону дальних деревьев добавляем мазки красного и оранжевого, в крону ближних – мазки зелено–серого цвета.
Намечаем очертания ели изумрудным цветом.
Прорисовываем ветки ели, добавляя фиолетовый цвет к изумрудному.
Затеняем левый край ели.
Заполняем пространство справа от ели мазками желтого и коричневого цвета – это листва самых близких к нам деревьев, стволы которых не пририсованы в картине.
На правом крае в кроны добавляем мазки красного цвета. На воде показываем красным цветом отражение крыши.
На воде поверх красного цвета наносим горизонтальные синие и белые мазки, оставляя непрокрашенные промежутки; смешиваясь, мазки создадут иллюзию водной поверхности.
Композиция показалась мне неуравновешенной и я добавила красные и желтые мазки на берегу, как будто это макушки осеннего кустарника.
Картина нуждается в рамке. Я выбрала темную и плетеную.
Затем покрыла и изображение и рамку лаком. Цвета стали мягче из-за слегка желтого оттенка лака.
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования для детей от 6 лет на тему: Осень
Рисование на тему Осень для начинающих пошагово с фото
Конспект занятия по рисованию для 1 класса на тему: Осень
Осенний пейзаж гуашью поэтапно для детей 10-13 лет. Мастер-класс с фото