Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План-конспект урока физики в 7 классе. График равномерного прямолинейного движения

План-конспект урока физики в 7 классе «График равномерного прямолинейного движения»
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель физики.

Назначение: обмен опытом с коллегами по организации учебной деятельности учащихся на уроках физики.
Описание: данный конспект предназначен для учителей физики при первичном знакомстве и изучении темы «График равномерного прямолинейного движения». Материал имеет тесную связь с предметом математика, поэтому может быть использован для проведения интегрированного урока.

Цель урока: знакомство с уравнением и графическим способом описания прямолинейного равномерного движения.
Задачи:
Обучающие :
Научить читать и строить графики прямолинейного равномерного движения для различных тел (движущихся с отрицательной и положительной скоростью, с начальной координатой и без таковой);
Развивающие :
Развивать понимание смысла физических величин;
Развивать функциональную грамотность, а именно: умение сравнивать, анализировать, пользоваться формулами, записывать данные в табличной и графической форме, выполнять расчеты;
Воспитательные :
Воспитывать познавательный интерес к предмету, внимательность и наблюдательность,укреплять межпредметные связи,
Воспитывать культуру оформления записей в тетрадях;
Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Межпредметная связь: математика, география, технология, черчение.
Приборы и материалы: раздаточный материал: координатные системы, карточки с заданиями (см. Приложения 1,2); презентация «График равномерного прямолинейного движения», иллюстрации, плакаты по теме урока.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочих мест).
Начать наш урок я хочу фразой Н. Ротшильда : «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Чтобы информацией или сведениями о чем–либо владеть, нужно уметь их получать.
Как можно получать и передавать информацию ?
Ответы учащихся: Словами, текстом, таблично, изобразить схемой или рисунком, начертить в виде графика.

Прочитаем тему урока, подумаем, что сегодня на уроке нам предстоит делать? Как?
Ответы учащихся: знакомиться с графиками, сравнивать движение, строить графики.
С графическим способом представления информации вы уже встречались: прогнозы погоды, график успеваемости по классу (по нему легко увидеть предметы, по которым много хороших оценок), кардиограмма, сравнительные биржевые сводки.

Работа с графиками очень удобна и полезна и пригодиться нам в дальнейшем.

2. Актуализация изученного материала.
Отвечаем на вопросы:
1. Что изучает наука физика?
Физика — это наука о природе, изучающая наиболее общие формы движения материи и их взаимные превращения
2. Что называют механическим движением?
Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.
3. Что называется траекторией?
Линия, описываемая в пространстве этой точкой при ее движении.
4. Что такое скорость? Скорость - это постоянная величина, равная отношению перемещения тела ко времени, за которое произошло перемещение
5. Расчетная формула
6. Назвать по рисунку виды движения
А) по траектории: прямолинейное или криволинейное Б) по скорости: равномерное или неравномерное

Наиболее простой вид движения: прямолинейное равномерное (путь равен перемещению, скорость постоянна) с которым мы познакомились на прошлом уроке.
На примере такого движения мы начнём работать с одним из способов описания и изучения физических процессов – графическим способом.

3. Изучение нового материала.
Сегодня мы вспомним из курса географии понятие координата.
Географические координаты – величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широт и долгот.
Координата в физике также числовая величина, показывающая, где находится точка в заданное время.
Обозначается – Х, измеряется в метрах.

При расчетах и построениях важно учитывать систему отсчета.
То есть, в момент начала движения тело может находиться в точке, которую мы принимаем за начало отсчета (ее координата будет «о») или может быть смещено и иметь - Х0 начальную координату.

Уравнение прямолинейного равномерного движения позволяет решать главную задачу механики – находить положение тела в любой момент времени.
Обратите внимание, что скорость и начальная координата не меняются, в уравнении будет изменяться координата и время.
Из курса математики нам известно аналогичное уравнение - это уравнение прямой (линейная зависимость):
Следовательно, графически обе зависимости будут выглядеть одинаково.
Строим ось абсцисс и ось ординат. Учитель контролирует выполнение учащимися всех этапов работы в тетрадях.
Оси нужно подписать не только величинами, но и указать единицы измерения.
Для построения графика прямолинейного равномерного движения нужно знать не менее двух точек. Числовые значения принято записывать в виде таблицы рядом с координатными осями.

Пример 1
Построим график движения варана, если известно, что он движется из начала координат и его скорость 3м/с.

Далее учащимся выдается лист с выполненными осями и таблицей для быстроты выполнения дальнейшей работы.
( Приложение 1)

Пример 2
Построим график движения, если известно, что велосипедист движется со скоростью 5м/с из точки с начальной координатой 10 м.


Пример движения велосипедиста показывает нам, как важно правильно выбрать масштаб изображения на графике.
В географии это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительным размерам. В черчении и технологии - это соотношение размеров предмета на чертеже к его действительным размерам.
Для нас сегодня масштаб - это соотношение размеров физических величин на условном графическом изображении.
В одной клеточке мы можем принять и 1 м и 2 м и 5 м и 10 м по вертикали. По горизонтали можно принять 0,25с, 0,5с, 1с и более.


Пример 3:
Построим в этой же системе координат график движения вертолета, если известно, что он движется со скорость -20м/с из точки с начальной координатой 15м.

4. Закрепление изученного материала
Ученики объединяются в группы по 3 человека. Группы формируются учителем с учетом способностей и психологической совместимости. Задание предполагает обсуждение и совместное выполнение: построение графиков двух (а при наличии достаточного времени и более) тел на одном листе.
Один ученик выполняет графическую часть задания: строит оси, выбирает масштаб, находит точки и соединяет их, подписывает работу.

Два других ученика получают карточки с заданиями ( Приложение 2), выполняют расчеты и заполняют таблицы. После выполнения задания нужно дать оценку своей работе в группе каждому участнику.
Для сильных учащихся следует предусмотреть дополнительные задания. Например, если в группе были карточки №1 и 2, то в случае быстрого выполнения этим ученикам можно предложить еще карточки №3 и 4.

5. Подведение итогов.
Не всегда привычная для нас словесная или текстовая форма передачи информации самая эффективная.
Что мы это сегодня узнали и чему научились?
Ответы детей: На этом уроке мы научились описывать ПРД графическим методом, строить, сравнивать и понимать графики; пользоваться формулами, записывать данные в табличной и графической форме, выполнять расчеты; правильно оформлять записи в тетрадях; работать самостоятельно и в коллективе, поняли взаимосвязь физики с другими науками.
А теперь давайте, каждый подумает и оценит свою коллективную работу.

Самооценка. На доске вывешиваются правильные варианты решения.

Выставьте свои оценки на коллективный лист.
Комментарии учителя о работе на уроке, выставление оценок за активность и правильные ответы на вопросы. За групповую работу оценка объявляется на следующем уроке после проверки объективности самооценки учащимися графических работ.

Рефлексия.
Охарактеризуйте наш урок тремя словами письменно на коллективном листе (если останется время, представители от групп могут пояснить, что они написали).
Ответы: интересный, познавательный, увлекательный, полезный, жизненный, нужный и т.д.

6. Домашнее задание: параграф 20, упр.9 №1 письменно (всем). Дополнительное задание (по желанию): подготовить сообщение о создателе системы координат.


Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества Методическая разработка конспекта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел, жидкостей Конспект урока по физике 7 класс. Мощность

Похожие статьи:

Конспект урока физики для 7 класса

Конспект урока физики в 7 классе. Блоки. «Золотое правило механики»

Занимательная физика для учащихся 6-7 классов

Участник №8 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Мастер-класс по рисованию «Осенний пейзаж с мельницей» пошагово с фото | Физико-экологический лабораторный эксперимент по оценке степени нагрева воздуха автомобильными фарами
Опубликовано: 3284 дня назад (28 ноября 2015)
Просмотров: 15424
+8
Голосов: 8
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 28 ноября 2015 в 20:00 +3
Мария Анатольевна, благодарю вас за приглашение!
С большим интересом познакомилась с предложенным планом-конспектом урока физики. Всё продумано до мелочей, чётко выдержаны все этапы урока. Мне очень приятно знакомиться с вашим материалом ещё и потому, что вы вспоминаете на уроке и о моей любимой географии. Я уже представляю ход вашего урока и вижу, что цель достигнута, задачи решены. Голосую с большим удовольствием!
С уважением, Т.Н.
Мария Анатольевна Гановичева # 28 ноября 2015 в 20:05 +2
Спасибо за внимание к работе. Вы подметили интересную особенность, при моем произнесении слова "координата" учащиеся не вспоминают алгебру, а говорят: "Конечно мы слышали это слово, оно не новое для нас, мы его знаем по урокам географии".
Светлана Анатольевна Савостьянова # 28 ноября 2015 в 20:13 +3
Мария Анатольевна, здравствуйте. Познакомилась с Вашим конспектом урока физики в 7 классе «График равномерного прямолинейного движения». Мне понравилось, как Вы построили урок знакомства с графическим способом описания прямолинейного равномерного движения. В начале урока поговорили о том, как можно передать информацию, подвели к графическому способу; показали, какие есть графики; повторили основные определения и формулы. Основной упор сделали на решение задач по построению графиков, подобрали интересные задачи. Для закрепления материала использовали групповой метод работы и к тому же каждый должен оценить свой вклад. Простой урок про графики стал особенным за счёт интересных задач - графики движения животных - семиклассникам это интересно, и групповой работы. Спасибо за приглашение, было интересно. Голосую +1!
Мария Анатольевна Гановичева # 29 ноября 2015 в 13:33 +2
Спасибо за Вашу положительную оценку! У нас очень приветствуется организация групповой работы на уроках, как средство развития коммуникативных навыков. Но не каждая тема это позволяет. Так и здесь, я на последний этап вынесла работу в группе, да еще и состав поменьше (3 человека), чтоб успели все выполнить. Результаты очень разные, но не справилась только одна группа. А еще Ваш комментарий подарил мне идею: сделать тематические задания по другим темам (задачи про механизмы или животных по теме "Колебания" например). Пора творить smile
Сидорова Зоя Григорьевна # 29 ноября 2015 в 02:00 +1
Мария Анатольевна!
С интересом прочитала план-конспект урока физики в 7 классе «График равномерного прямолинейного движения». Как педагог я от физики далека, но постоянно занимаюсь с внуком, поэтому не приходится забывать физику, алгебру и т.д. После такого подробного разбора и наглядного показа, конечно, детям легко справится с самостоятельными индивидуальными (по карточкам) и групповыми заданиями. На фото видно, с каким увлечением дети работают, как им интересно. Конспект продуман, интересно оформлен, поэтому, думаю, что многим педагогам будет интересен.
Всего доброго!
Голос!
Зоя.
Мария Анатольевна Гановичева # 29 ноября 2015 в 13:38 +1
Спасибо, для меня очень ценно мнение каждого пользователя этого сайта, а Ваше особенно приятно! На изучение темы дается один час, а мне всегда его не хватает. Я бы еще урок на закрепление давала, чтоб по уравнению поработать, мы же только текстовые задачи решали. В учебнике задания очень скучные, вот и спасают карточки, которые сами придумываем.
Татьяна Алексеевна Набилкова # 29 ноября 2015 в 13:05 +2
Мария Анатольевна, здравствуйте. Изучила Вашу публикацию "План-конспект урока физики в 7 классе «График равномерного прямолинейного движения». Составлено грамотно, хорошо иллюстрировано. С методической точки зрения - предусмотрены и использованы различные методы обучения и воспитания. Для пущего лоска можно чуть добавить про вертолет: минусовая скорость - это равномерное прямолинейное движение в обратном направлении, вертолет "пятится" назад, вертолет может так летать. Уверена, что Вы это проговариваете. Конспект последовательный, подробный. Успеха. Голос.
Мария Анатольевна Гановичева # 29 ноября 2015 в 13:44 +1
Спасибо за конструктивный и профессиональный комментарий! Мы еще проговариваем подробно аналогию между уравнениями прямой и движения, что я опустила в записи. И то, что по пересечению графиков можно определить время и место встречи движущихся тел, если они в одной системе отсчета.
Дина Сабыровна Кульниязова # 1 декабря 2015 в 17:20 +1
Мария Анатольевна, здравствуйте! Мне понравилось Ваш конспект урока физики в 7 классе «График равномерного прямолинейного движения». Вы очень грамотно построили урок. Четко продумано все этапы урока, плотность урока хорошая. Вы молодец! Желаю Вам и вашим ученикам дальнейших успехов в познании физики.
Ольга Сергеевна Дьякова # 10 декабря 2015 в 17:15 +1
Мария Анатольевна, здравствуйте. Изучила Вашу разработку урока физики в 7 классе «График равномерного прямолинейного движения». Вы очень грамотно построили урок, все последовательно,четко, корректно. Хорошо продумано все этапы, плотность урока насыщена. Я очень далека от физики, но даже мне стало все понятно, настолько ясно, доступно изложен достаточно сложный материал. Вы просто молодец! Желаю Вам дальнейших творческих успехов!Примите мой голос!
Инна Александровна Егорова # 10 января 2016 в 16:58 +1
Мария Анатольевна, ознакомилась с конспектом Вашего урока по физике.
Урок насыщен разными методическими приемами, что конечно не даст
скучать ребятам на уроках. Я математик, поэтому к каждой задаче я бы
сначала составила бы уравнение(по материалу математики 6 кл ученики
знают формулу линейной функции), а потом составляла бы таблицы значений.
Но во всём остальном урок хорошо спланирован! Голосую. Удачи!
Мария Анатольевна Гановичева # 10 января 2016 в 17:42 0
Спасибо за отзыв, интересное предложение. Я думала при подготовке к уроку над способом представления учебной задачи. Графики движения по уравнениям мы строим в 10 классе при изучении равноускоренного движения. Там и пересечения, как момент встречи рассматриваем. Здесь же первичное знакомство, если бы на эту тему давалось хотя бы 2 часа, то и вариантов организации учебного труда можно рассмотреть больше.
Ольга Николаевна Гельденберг # 28 января 2016 в 18:45 0
Здравствуйте Мария Анатольевна! Ознакомилась с вашим уроком, урок соответствует современным требованиям, используете критериальное оценивание, применяются различные методы.Урок построен доступно и интересно.Примите мой голос!Удачи!!!
Кристина Игоревна Сахарова # 29 февраля 2016 в 20:55 0
Наглядно и доступно! Спасибо за материал.
Светлана # 16 октября 2017 в 17:53 0
Спасибо огромное, отличный урок, понятное и доступное объяснение