Занимательная физика для учащихся 6-7 классов

Удивительные физические явления

1. Прежде чем взять сигарету, задумайся и подумай, ведь...

• Курильщики ежегодно «выкуривают», т.е. выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384 000 т аммиака, 108000 т никотина, 600 000 т дегтя и более 550 т угарного газа.

• Общая масса окурков на Земле за год составляет 2 520 000 т.

• Табачный дым, окутывающий землю, задерживает ультрафиолетовые лучи.

• В среднем 25% всех видов веществ, содержащихся в табаке, сгорает и разрушается в процессе курения, 50 уходит в окружающую среду, 20 попадает в организм курильщика и только 5% остается в папиросе или фильтре сигареты.

• Общий показатель токсичности табачного дыма в 4,5 раза превышает токсичность выхлопных газов автомобиля. Выкуривание только одной сигареты по действию на организм приблизительно равно нахождению вблизи крупной автомагистрали на протяжении 16 ч.

• Пребывание некурящего в течение 1 ч в закрытом Накуренном помещении равносильно тому, что он выкурил 4 сигареты.

• Температура табачного дыма на 35 — 40 градусов выше температуры воздуха, поступающего в рот при курении, что вызывает во рту резкий перепад температур. Во время курения одной сигареты происходит 15—20 таких перепадов, что плохо отражается на состоянии зубной эмали, она трескается. Вот почему зубы начинают разрушаться раньше и быстрее у курящих людей, чем у некурящих.

• Систематическое курение вызывает сужение капиллярных сосудов, в том числе в сердце, что способствует развитию ишемической болезни.

• Курение отнимает 8—10 лет жизни у человека1.

• Проведенные исследования показали, что у людей, постоянно вдыхающих дым сигарет, клетки слизистой оболочки бронхов и желудка подвергаются грубым изменениям своей внутренней структуры. Клетки начинают дряхлеть, а это одно из первых изменений на пути к образованию раковой опухоли.

• На основании выводов Всемирной организации здравоохранения среди больных раком в разной форме — 95% курящих, в связи с этим смертность у курящих в 20 раз выше, чем у некурящих2.

Чтобы физика стала более доступней для ребят, В.И. Елькин, Заслуженный учитель РФ Слободской средней школы № 5 Кировской области, предлагает вот такие нетрадиционные подходы:

2. Физические явления в народной мудрости.

• «Много снега — много хлеба». Почему? (Снег обладает плохой теплопроводностью, т.е. снег является «шубой» для земли, он сохраняет ее тепло: мороз не доберется до озимых, предохранит их от вымерзания)

• «Плуг от работы блестит». А почему? (Поверхность плуга при работе испытывает большую силу трения о землю, в результате поверхность шлифуется, полируется, становится блестящей)

• «Тихая вода подмывает берега». Объясни физическое явление. (Между отдельными слоями воды, текущей в реке, действует трение, которое называется внутренним. В связи с этим скорость течения воды на разных участках поперечного сечения русла реки неодинакова. Самая большая в середине русла, самая маленькая у берегов. Сила трения не только тормозит воду, но и действует на берег, вырывая частицы грунта, и тем самым подмывает его)

• «Скрипит, как не смазанная телега». А почему? (Нет смазки — трение велико, оно вызывает колебания на оси телеги, при этом появляется скрипящий звук)

• «Без сала дегтя не отмоешь». Объясните эту пословицу. (Сало имеет большую поверхностную активность, чем деготь, оно вытесняет пленку дегтя с отмываемой поверхности за счет сил поверхностного натяжения)

• «Замерз, как на дне морском». А почему на морском дне всегда холодно? (Солнечные лучи не прогревают глубокие слои воды: тепловые, инфракрасные лучи — поглощаются почти все водной поверхностью. Кроме того, вода имеет сравнительно низкую теплопроводность).

• «Без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвится». Почему самовар без крышки долго не закипает? (При открытой крышке часть молекул, имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать с поверхности воды, унося с собой энергию)

• «Как аукнется, так и откликнется» Какой это закон физики? (Третий закон Ньютона)

• «Пеший конному не товарищ». О чем речь? (О скорости)

Вслушайтесь в строчки А. С. Пушкина:

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

Почему коньки «режут лед»? («Режут лед», т.е. легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются)

• Вслушайтесь в отрывок из стихотворения А. А. Фета «Метель»:

Все молчит, — лучина с треском

Лишь горит багровым блеском,

Да по кровле ветер шумит.

Почему лучина «горит с треском»? (Потому что при повышенной влажности деревянные предметы отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется, увеличиваясь в объеме, пар с треском разрывает древесные волокна)

3. Загадки о явлениях природы.

• Без ног бежит, без огня горит. (Электричество)

• Как Солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния)

• По морю идет, идет, а до берега дойдет — тут и пропадет. (Морская волна)

• Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)

• Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела. (Радиоволна)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики 8 класс

Конспект урока физики в 7 классе. Блоки. «Золотое правило механики»

Викторина по физике с ответами, 5-6 класс

Конспект урока физики для 7 класса

Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Елена Александровна Качмашева # 15 января 2019 в 20:25 0
Замечательная подборка материала. Физика - наука точная, фундаментальная и ее нужно понять, чтобы полюбить. Окружающая нас действительность в этом поможет. Стихи, пословицы, поговорки, загадки и даже сказки позволяют глубже понять законы физики. Спасибо!
Наталья Петровна Успенская # 24 июля 2020 в 09:24 0
Данная методическая разработка для проведения учебного занятия или внеклассного мероприятия? Если это учебное занятие, то вводный урок или заключительный по курсу 6. 7-го класса? В разделе "Удивительные физические явления" можно показать гораздо больше необыкновенных явлений, которые вызовут удивление и восторг учащихся /например: опыты с мыльными пузырями/. В разработке есть элементы АМО /активных методов обучения. Выбрано хорошее направление по преодолению вредных привычек, в частности - курение, пропаганда ЗОЖ.