Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников

Методическая разработка урока по физике 8 класс

Тема урока: Параллельное соединение проводников

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Автор: Кошикова Виктория Александровна

Учитель физики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 47 города Белгорода

Параллельное соединение проводников

Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Параллельное соединение проводников».

Задачи урока:

- обеспечить ознакомление учащихся с параллельным соединением проводников и закономерностями, существующими в цепи с параллельным соединением проводников;

- создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;

- обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение.

Оборудование:

Демонстрация 1:  источник тока, ключ, две лампочки, амперметр.

Демонстрация 2: источник тока, ключ, две лампочки, вольтметр.

Ход урока:

1. Организационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

2. Актуализация субъективного опыта учащихся

Вопросы:

- Что представляет собой последовательное соединение проводников? (Это такое соединение проводников, при котором конец первого проводника соединяют с началом второго, конец второго с началом третьего и т.д.)

- Назовите закономерности, существующие в цепи с последовательным соединением проводников.

Сила тока в любых участках цепи одна и та же.

Полное напряжение в цепи при последовательном соединении равно сумме напряжений на отдельных участках цепи.

Общее сопротивление цепи при последовательном соединении равно сумме сопротивлений отдельных проводников.

- Какая главная особенность последовательного соединения проводников? (При выходе из строя одного элемента соединения отключаются и остальные.)

3. Изучение новых знаний и способов деятельности

Параллельным называют такое соединение проводников, при котором начала всех проводников присоединяют к одной точке электрической цепи, а их концы к другой.

Схематическое изображение такого соединения.

Проведем эксперименты по выяснению значений общих силы тока, напряжения и сопротивления при параллельном соединении.

Вопрос: Какой прибор предназначен для измерения силы тока? (Амперметр)

Демонстрация 1. Соберем цепь для измерения силы тока на ее различных участках.

Вывод: Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил токов в отдельных параллельно соединенных проводниках.

I = I1+ I2+…

Вопрос: Какой прибор предназначен для измерения напряжения? (Вольтметр)

Демонстрация 2. Соберем цепь для измерения напряжения на ее различных участках.

Вывод: Напряжение на концах всех параллельно соединенных проводников одно и то же.

U=U1=U2=…

Вопрос: Как определить сопротивление, если известны сила тока и напряжение? (По закону Ома R=U/I)

Вывод: Общее сопротивление цепи при параллельном соединении определяется по формуле:

1/R = 1/R1+1/R2+…

При параллельном соединении n одинаковых потребителей энергии их общее сопротивление R равно:

R= R1/n.

Особенностью параллельного соединения является то, что при выключении одного из потребителей все остальные продолжают работать.

4. Первичная проверка понимания изученного

Работа по сборнику задач по физике (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова) № 1362-1364.

5. Этап закрепления изученного

Тестирование 4 задания (взаимопроверка)

Тест по теме: «Параллельное соединение проводников»

1. Какая схема из представленных на рисунке показывает параллельное соединение электроламп?

а) № 1.

б) № 2.

в) № 3.

2. Каково соотношение напряжений на концах проводников, соединенных параллельно?

а) Напряжение на проводнике тем больше, чем больше его сопротивление.

б) Напряжения на всех проводниках одинаковы.

в) Напряжения на проводниках тем меньше, чем больше сопротивления.

3. Каково соотношение сил токов в общей цепи и в параллельно соединенных проводниках?

а) Все силы токов одинаковы (I = I1 = I2).

б) В параллельно соединенных проводниках силы токов одинаковы и меньше силы тока в общей цепи.

в) Сумма сил токов в параллельно соединенных проводниках равна силе тока в неразветвленной части цепи.

4. В цепь включены параллельно резисторы сопротивлением 5, 10, 15 и 20 Ом. Больше какого из этих значений сопротивление разветвленного участка цепи не может быть?

а) 20 Ом.                    б) 15 Ом.                     в) 10 Ом.                      г) 5 Ом.

Ответы

1

2

3

4

б

б

в

г

6. Обобщение и систематизация знаний

Работа по сборнику задач по физике (В.И. Лукашик, Е.В. Иванова) № 1382, 1386

1382

Дано:

R1=1 кОм=1000 Ом

R2=1 Ом

R3=10 Ом

Доказать, что R12< R3

Решение:

1/R12=1/R1+R2;     1/R12=1/1000 + 1/1=1001/1000< 1

Ответ: R12 < R3

1386

Дано:

U = 220 В

R1=1000 Ом

R2=488 Ом

I1-? I2-? Iоб-?

Решение:

I1=U/R1;          I1=220/1000=0,22А;

I2=U/R2;          I2=220/488=0,45А;

Iоб=I1+I2= 0,22+0,45=0,67А

Ответ: I1=0,22А; I2=0,45 А;  Iоб=0,67А

7. Итоги, домашнее задание п.49

упр.23

8. Рефлексия

(Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока).

Список использованной литературы

1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. - М.: Дрофа, 2009.2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.

3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.

4. Чеботарева В.А. Тесты по физике. 8 класс – Издательство «Экзамен», 2009.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики в 8 классе. Сила тока. Амперметр

Конспект урока физики 8 класс

Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе

Методическая разработка урока по физике 9 класс

Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока

Александр Андреевич Плетнёв # 28 октября 2014 в 11:48 0
Очень обширно, очень наглядно. Дети будут заинтересованы. Спасибо
Марина Ивановна Цагараева # 20 ноября 2014 в 20:04 +1
Уроки по данной теме хорошо сопровождать не только демонстрацией электрической схемы, но и групповой работой учащихся по сборке цепи с параллельным соединением проводников. В помощь учителю можно подготовит несколько помощников из старших классов, которые могут последить не только за правильной работой групп, но и оценить результаты их работы
Лилия Рафисовна # 2 марта 2015 в 20:32 0
Очень подробно и интересно расписан урок. Понятно будет даже новичку
Нина Петровна Толовски # 26 апреля 2015 в 12:59 0
Очень полезный материал, буду использовать при составлении своих уроках. Спасибо огромное за материал!
Нина Петровна Толовски # 26 апреля 2015 в 13:29 0
Спасибо, в следующем учебном году обязательно использую ее при закреплении данной темы,очень содержательно, креативно и интересно.Урок увлекает и формой, и содержанием.
Марина Николаевна Черникова # 7 ноября 2015 в 22:38 0
Разнообразные задания позволяют лучше усвоить материал, но мне кажется можно добавить еще примеры из жизни, например- дом. Спасибо.
Марина Николаевна Черникова # 8 ноября 2015 в 22:29 0
Разнообразные задания позволяют лучше усвоить материал, но мне кажется можно добавить еще примеры из жизни, например- дом. Спасибо.
Лариса Анатольевна Маслиенко # 7 января 2016 в 20:35 0
Здравствуйте. Ознакомилась с Вашей разработкой. Урок хороший, но я вместо демонстрации законов параллельного соединения даю работу в группах. Одна группа исследует силу тока, другая- напряжение, а закон изменения сопротивления третья группа выводит на доске. Урок получается более интересным.
Надежда Александровна Лоскунина # 11 октября 2016 в 13:52 0
Добрый день! Ваша работа довольно-таки интересная. Думаю ваш материал будет мне полезен.
Наталья Викторовна Курилова # 20 ноября 2016 в 20:57 0
Посмотрела уже второй Ваш урок.Добротно,грамотно.Я эту тему провожу в сравнении параллельного и последовательного соединений.Тоже получается неплохо.
Елена Гелиевна Коптяева # 3 июля 2018 в 22:27 0
Урок хороший, но не понятно, что делает учитель, а что - ученик.
Ксения Потемкина # 31 октября 2019 в 08:37 0
Очень интересная разработка. Которая в полном объёме позволяет закрепить материал .спасибо.
Наталья Петровна Успенская # 25 июля 2020 в 05:34 0
разработка полностью соответствует реализации ФГОС ООО: Есть Наличие обратной связи между учеником и учителем. Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной. Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности. Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока. Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Разработка может служить образцом оформления.