Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Влияние кружковой работы на развитие познавательных способностей младших школьников

Влияние кружковой работы на развитие познавательной деятельности учащихся начальных классов. Из опыта работы
Принятая в настоящее время система обучения в начальных классах школы отводит значительное место использованию кружковой работе. И это понятно. В школьных условиях обучения объективный мир моделируется с помощью различных видов кружковой работы. При помощи неё учитель моделирует фрагменты действительности для осуществления соответственных учебных задач. Кружковая работа претерпела большие изменения. Сейчас она занимает лидирующее место в процессе обучения. Но нельзя утверждать, что кружковая работа в процессе обучения всегда на должном уровне. Потому что начальный этап является самым трудным. На этом этапе происходит формирование многих умений. Поэтому нужно начинать проведение внеурочной деятельности уже на начальном этапе обучения и продолжить её в старших классах. Она повышает интерес к предмету. Она развивает способности учащихся и является способом проявления личности. В работах многих педагогов уделялось внимание проблеме использования кружковой работы в учебно-воспитательном процессе. Никонова Н.К., Подласый И.П., Щуркова Н.Е. говорят о единстве урочной и внеурочной деятельности и об особом значении кружковой работы.

Деятельность - форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Она включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. Познавательная деятельность человека представляет собой сложный процесс. Внешние воздействия главные в развитии познавательной деятельности личности. А по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности всё большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности.

Познавательная деятельность детей связана с каким-либо объектом, задачей. Она всегда целенаправленна. В первую очередь интерес направлен на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение для ребёнка. Разная степень заинтересованности ребёнка в объекте или явлении побуждает разное отношение к деятельности. В процессе целенаправленной познавательной деятельности ребёнок проявляет своё отношение к объектам окружающего мира.

Основная деятельность ребёнка - учёба. Основные изменения в данный период развития ребенка:
- Перестройка познавательных процессов - формирование произвольного внимания, памяти .
- Развитие мышления (переход от образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению).
- Развитие саморегуляции поведения, воли.
- Усвоение умений чтения, письма, математических вычислений.
- Овладение навыками домашнего труда.
- Расширение сферы общения; нахождение новых авторитетов (учитель).
- Формирование самооценки на основе оценки учителя.

Также формируются уверенность в себе, компетентность в учёбе. Могут формироваться также неверие в свои силы, чувство неполноценности. Может происходить потеря интереса к учению.

При любом обучении дети меняются. Ученик как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые образовательные приёмы. Примечательно, что фактором развития личности школьника является не столько учёба. Отношение взрослых к успеваемости, дисциплине ребёнка сильно влияет на его психологическое состояние. Произвольность характера ребёнка формируется в результате того, что ребёнок ежедневно делает то, что от него требует его социальная роль ученика. Он слушает объяснения, учит правила, решает задачи и т.д. Постепенно он привыкает делать то, что требуется школой. Таким образом, обучающийся учится управлять своим поведением .

Развитие интеллекта ученика, закончившего начальную школу, характеризуется тремя новообразованиями произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий. Развитие интеллекта школьников происходит совместно с овладением ими различными видами познавательной деятельности. Например , в первом полугодии первого класса ученик не может провести анализ различных свойств воспринимаемых объектов. Он обычно ограничивается называнием цвета и формы. В процессе обучения ребенок научается целенаправленному восприятию предметов.

На своих первых занятиях в кружковой работе я даю внешний образец движения взора по воспринимаемому объекту, используя указку. Затем ребёнок научается составлять схему, словесный план наблюдения. Таким образом, формируется произвольное, целенаправленное наблюдение - один из важных видов познавательной деятельности.

Вначале дети склонны делать обобщения по внешним признакам. Но в процессе проводимых занятий кружка «Занимательная математика» я фиксирую их внимание на связях, отношениях. Обращаю внимание на то, что непосредственно не воспринимается . После данных действий ребята оказываются способными усваивать научные понятия, даже без наглядного материала. На занятиях кружка учащиеся так же , как и на уроках используют мыслительные действия при решении задач на восприятие, запоминание и воспроизведение.

Если обратить внимание на характерные особенности детей данного возраста, могу отметить, что дети разные. Фактически в классе нельзя найти совершенно одинаковых учеников. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовки к обучению. Каждый из них обладает разными социальными различиями, разным уровнем психологической устойчивости. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведёт к возникновению у них различного рода трудностей. Осложняет путь достижения поставленных учебных целей.

Исследовав литературу, можно утверждать, что в процессе целенаправленной познавательной деятельности человек проявляет своё отношение к объектам окружающего мира. Кружковая работа побуждает к заинтересованности в усвоении новых знаний. Оказывает плодотворное влияние на формирование интереса к основным школьным предметам .

На занятиях моего кружка «Занимательная математика» учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении знаний, приобретают дополнительную информацию, с пользой проводят своё свободное время. Кружковая форма внеклассной работы является, согласно программе, основной организационной формой и отличается стабильностью состава учащихся, систематичностью, целенаправленностью и планированию работы на занятиях. Кружок готовит учащихся к участию в общешкольных мероприятиях. Занятия в кружке способствуют самоутверждению и самовыражению личности детей . Как правило, кружок объединяет единомышленников, увлеченных предметом, желающих закрепить и пополнить свои знания, участвовать в коллективных видах деятельности. Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности учителя.

В процессе подготовки и проведения занятий я могу проверить правильность своих предположений и гипотез. Могу доказать эффективность форм, методов и приёмов, практическую и воспитательную значимость подготовленных мною материалов.

Кружковые занятия по своему содержанию и структуре ближе к уроку. Часто они выполняют роль промежуточного звена между уроком и различными формами внеклассной работы.

Я продумываю план работы с учётом возраста учащихся и цели их работы в кружке. Я стараюсь сделать занятия интересными, разнообразными, не похожими. Тематика занятий должна быть актуальной.

Результаты кружковых занятий группы хорошо бы отражать в выпусках стенгазет или коллажей.

Я считаю, что кружок является наилучшей формой внеклассной работы, позволяющей повысить уровень познавательной деятельности младших школьников. Кружковая работа создает условия для коллективной работы. Кружковая деятельность даёт простор для проявления самостоятельности, творчества, развития социальной активности.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий характер. Нужно , чтобы кружковая работа по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения изученного на уроках по основным предметам. Процесс изучения явления , проблемы должны носить исследовательский характер.

Я на своём опыте удостоверилась, что использование кружковой работы положительно влияет на развитие познавательной деятельности учащихся начальных классов. В современных условиях резко возросла роль предметных кружков.

На занятиях кружка учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки, убеждаются в практическом значении знаний, приобретают дополнительную информацию, с пользой проводят своё свободное время. Обычно кружок или секция объединяют единомышленников, увлечённых предметом, желающих закрепить и пополнить свои знания, участвовать в коллективных видах деятельности.

Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим открываются неограниченные возможности для познавательной и исследовательской деятельности учащихся и учителя. Изучая возрастные особенности учащихся, я поняла, что большинство ребят проявляют любознательность. Они открыты к восприятию нового, интересного. И кружок как раз и является той формой внеклассной работы, где учащиеся могут проявить себя. А занятия в кружке способствуют самовыражению и самопознанию учащихся. Дети любят ролевые игры, их интересуют формы познавательной деятельности, требующие общения. Занятия в кружке могут предложить ребятам максимум общения. На занятиях дети не только удовлетворяют потребность в общении. Они находят новых друзей, учатся взаимодействовать с разными детьми.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия кружка "Развитие речи", 1 класс Методическая разработка кружка в начальной школе «Хомус» Вводное занятие кружка в начальной школе с презентацией по теме: Оригами Учебно-методическое обеспечение занятий кружка в начальных классах
Социализация детей-сирот в семье | Внеклассное мероприятие ко Дню Победы, 2 класс. Фестиваль военных песен. Сценарий
Опубликовано: 607 дней назад (25 апреля 2023)
Просмотров: 573
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!