Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Социализация детей-сирот в семье

Особенности социализации детей-сирот в новой семье российского общества
Эта статья о проблемах социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о подводных камнях во время усыновления детей. Рассмотрим понятия "Социализация", "Социальная адаптация" и др. Рекомендации и приемы для установления контакта с ребенком с непростым психологическим состоянием.
Особенности социализации детей-сирот в новой семье
Социализация — это процесс (и результат) усвоения человеком социального опыта. Этот опыт осуществляется в общении, деятельности и поведении.
Из литературы мы узнаём, что социализацию можно назвать превращением человека в единицу общества, владеющую конкретными, а главное, адекватными моделями поведения. В ней имеет место умение взаимодействовать с людьми, никому не причиняя вреда, а напротив, принося пользу себе и социуму.
Социализация выражается в освоении ещё и культурных отношений. В освоении социальных норм, ролей.
В данной работе сделаем акцент на понятие социализации ребёнка-сироты.
Считается, что ребёнок-сирота для полезной и успешной социализации должен:
1) усвоить социальные нормы, стереотипы.
2) Должен без проблем войти в жизненную среду, в общество.
3) Должен сформировать верные убеждения.
4) Должен приобщиться к социуму.
5) Должен определить своё Я в правильном ключе.
6) Должен иметь приемлемый стиль жизни.
Не вдаваясь в дискуссию, скажем, что социализацией можно назвать целевое воспитание. Чтоб воспитать личность, адаптированную в социуме. И чтоб этот человек, в нашем случае – ребёнок-сирота, был адекватен в социуме. Потому что социум – это мы с вами. И если ребёнок-сирота социализирует в обществе неуспешно, то это никого не устроит.
Сам процесс социализации может быть проведён в разных обстоятельствах. Но в нашем случае с ребёнком-сиротой социализация должна проводиться целенаправленно. С помощью известных институтов: детских учреждений, приёмных семей, социальных организаций.
Существует такое понятие как «социальная адаптация». Под этим понимается активное приспособление к условиям социальной среды путём усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Личность ребёнка формируется под влиянием целенaправленных воспитательных воздействий. Также она может осуществляться и стихийно (за счет подражания и других механизмов).
Термины «адаптация» и «социaльная адаптация» переплетаются с термином социализация.
Т.А. Вaсилькова и Ю.В. Василькова рассматривают такой вид адаптации как социально-психологическая. Её они определяют как адаптацию к общению. Эта адаптация зависит от новых условий существования и коммуникативных свойств личности, обеспечивая личности комфортность в социальной среде.
И даже такой вид адаптации сироты в обществе не всегда успешен. Рассмотрим данный вопрос на примере социальной адаптации в приёмной семье.

Адаптация ребёнка в новой семье – это процесс особенный. Ведь привыкать друг к другу надо и ребёнку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым – к изменившимся условиям. Адаптация приёмного ребёнка в семье, как подчёркивает Ключников С.В., осуществляется с помощью широкого спектра средств. Они обусловлены специфическими особенностями того общества, в которых ребёнок растёт и воспитывается, а также возрастными особенностями. К ним относятся: уход за ребёнком, формирование бытовых и гигиенических умений и навыков. А также окружающие ребёнка продукты материальной и элементы духовной культуры. У детей формируются умения строить общение с приёмными родителями, воспитателями, учителями, сверстниками. Дальше происходит последовательное приобщение приёмного ребёнка к многочисленным типам и видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, спорте, а также в семейной, общественной и религиозной.
Социальная среда, именно она формирует личность ребёнка. Также семейная атмосфера частично участвует в этом процессе.
Приёмная семья – это, прежде всего, социальный институт. Психическое развитие ребёнка определяется в нём. Среда социализации личности, среда, где он получает опыт общения. В этой среде формируются и закрепляются ролевые установки и отношения в процессе верной организации воспитания и образования.
Адаптация детей-сирот в приёмной семье специфична. Ведь детям трудно в усвоении знаний, навыков. Есть проблемы и в психическом, интеллектуальном и физическом развитии. Есть проблемы при установлении эмоциональных связей с другими людьми, в первую очередь с приёмными родителями.
У каждого из приёмных детей своеобразный путь, и каждая «траектория» накладывает свой неизгладимый след на его жизни.
Социальная адаптация ребёнка в приёмной семье – двухсторонний процесс. С одной стороны, новоиспечённые родители должны определить путь развития отношений. С другой – ребёнок приспособиться к новой социальной роли. По-другому сказать, адаптация – это возложение новой социально роли на его хрупкие плечи. Самому полюбить новых людей, принять их в качестве родителей. Добровольно захотеть подчиниться правилам данной семьи. И, конечно, принять обязанности члена семьи. При желании ребёнка включиться в эту роль – общение в новой семье, может строиться положительно.
Адаптация новых родителей включает в себя реформирование своего образа жизни, а также смену режима и распорядка дня, отдыха, досуга, определенных видов работы.
По словам специалистов, на первых неделях совместного общения наблюдаются основные формы будущих взаимоотношений всех членов семейства. От желания и старания новых родителей выстроить правильную схему взаимоотношений зависит успешность социальной адаптации ребёнка в семье и в социуме. Ребята, какое-то время живущие в детских домах страдают от неумелого общения с новыми родителями. Подолгу не могут вжиться в новую социальную роль. Вжиться в семейный социум. Причины этих переживаний могут быть разные. Часто у таких ребят долгое время живёт обида на своих истинных родственников. Не разрешив прошлых психологических конфликтов нет, конечно, и новых гармоничных отношений с новыми родителями. Общение может отличаться долгим дистанцированием. Обиженный в прошлом ребёнок долго может на подпускать к себе новых людей, не верить им. Зачастую таким ребятам сложно контролировать речь. Они не могут регулировать свои эмоции и поведение в целом. Тяжело обрести правильный тон в общении, ведь он сильно отличается от общения в детском доме.
Первое, что они хотят понять, попадая в новое место, - это «Почему я здесь?», «Долго ли я тут пробуду?», «Что будет со мной в дальнейшем?»
Чем больше семья – тем труднее перераспределить семейные роли. Очень нужное условие для успешной адаптации сироты в новой семье и последующей социализации его в обществе – это равновесие планов и ожиданий всех членов семьи и их многочисленных родственников. Многие психологи часто формулируют начальный этап пребывания сироты в новой семье как «медовый месяц». Почему он так называется? Возможно, потому, что у всех членов семьи возникает столько позитивных эмоций, столько радостных ожиданий, планов, хотя и испытывают они сейчас и дискомфорт, и растерянность, и другие психологические трудности. Весь период адаптации детей всегда разный. Отличительные особенности диктуются различными обстоятельствами. К таким обстоятельствам можно отнести личную инициативу и желание растить по сути чужого ребёнка. Не менее важны стремления ребёнка обосноваться в новой семье с этими людьми. Если эти условия сочетаются, то адаптация всех членов семьи проходит успешно.
Часто новоиспечённые родители ошибочно считают, что усыновление ребёнка – это спасение для него. Так ещё и говорят об этом постоянно. Но, поговорив с таким ребёнком, который помнит свою семью, помнит, что не всё было гладко с родными родителями – выясняешь, что он всё равно хочет вернуться именно в свою семью. Привязанность к своей, пусть не идеальной семье, усиливается, если есть трогательные причины. Если родители были инвалидами, либо с затяжной болезнью. Не всегда ребёнку понятно зачем и почему он оказался в приёмной семье.
Поэтому первым важным шагом должно стать определение положения ребёнка в этой семье. Возможно даже подробное разъяснение его обязанностей. Объяснение причин его привода в этот дом. Объяснение, чего ждут от самого ребёнка, как планируют с ним жить. Необходимо все это объяснить ребёнку, найти приемлемые пути для поддержания эмоционального равновесия в отношениях с ребёнком. Тогда он быстрее сможет принять жизнь новой семьи.

Приёмная семья и ребёнок-сирота в процессе адаптации проходят несколько стадий.
Первая из них, как уже говорили, называется «Знакомство» или «Медoвый месяц». На данном этапе наблюдается непрочувствованная привязанность всех членов семьи друг к другу. Все хотят друг другу угодить. Родители чрезмерно тутушкают и обнимают ребёнка. Пытаются дать ему больше эмоционального тепла. А ребёнок радуется, удивляется своему счастью, обилию родительского тепла и заботы, внимания.
Поручения родителей выполняются ребёнком с удовольствием. В знак признательности некоторые дети называют родителей мама и папа, хотя это совсем не просто. Эти отношения не гарантируют конечное формирование социальных ролей и семейных отношений. Всё только начинается.
Вторую стадию можно назвать как «Возврат в прошлое», или «рецидив». Прошли первые положительные эмоции и наступила обыденная жизнь с её порядками, правилами и установками. Начинается совместный кропотливый труд, притирка характеров. Формируется взаимное привыкание друг к другу. Новый сын или дочка осознаёт, что всё-таки это не родные родители, и требуют они совсем другое, непривычное, либо неприятное. Ребёнку трудно адаптироваться к новым взаимоотношениям в данной семье. Сначала, выполняя поручения родителей, ребёнок радовался. Теперь поручения не желаемы. А самому хочется вести себя как прежде. Никому ведь не хочется меняться. И теперь ребёнок примеряет свои модели поведения на новых родителей, пристально наблюдая за родительской реакцией, одобрением или пресечением такого поведения. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.
В этот период часто определяется психологический барьер между взрослыми и ребёнком. Выявляется несоответствие характеров, привычек, семейного уклада. Бывают у ребят психологические сбои, смены настроений. Наблюдаются перемены в отношении к новым родителям или ровесникам, возврат к вредным привычкам. Невысказанность, психологическая закрытость ребёнка может побудить ребёнка к негативным мыслям о непонимании, неуважении его новыми родителями. Многим, по словам психологов, хотелось сбежать, не важно куда. Пережив этот этап, ребёнок ищет свою модель поведения, которая устроила бы всех членов семьи.
Третья стадия – «Привыкание» или «Медленное восстановление». Уходит напряжение в разговорах. Новые маленькие члены семьи начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребёнок привыкает к правилам поведения в семье. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребёнок в кровной семье. Если всё проходит гладко, ребёнок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.
Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают свою прошлую жизнь в другой семье. Проходит время. Если ребёнку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни. По достоинству оценив преимущества семьи, не хочет никуда возвращаться. При положительной адаптации приёмные (усыновлённые) дети в своем поведении уже не отличаются от ребёнка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребёнок.
Хочется вспомнить один положительный пример приёмной семьи, которая совместно пережила все стадии адаптации и образования полной семьи. У меня такой ребёнок обучался. Даже со стороны наблюдалось явное желание, совместное стремление жить вместе, потому что родители грамотно и вовремя разъяснили ребёнку все возможные варианты его будущего жизненного пути. И даже при попытке прежних родителей вернуть ребёнка обратно, семья не только сохранилась, но и окрепла навсегда. От того, что в семье гармоничные взаимоотношения, в образовательном и воспитательном процессе в школе у ребёнка нет проблем. Активное участие во всех общешкольных мероприятиях, многочисленные победы на конференциях и олимпиадах говорят об успешной социализации данного ребёнка и правильном прохождении всего адаптационного периода новых семейных отношений.

Эксперты сформулировали следующие советы по выстраиванию поведения новоиспечённых родителей с приёмными детьми и в период совместной адаптации, и в продолжительности уже состоявшихся семейных взаимоотношений:
А) Контакт глаза в глаза.
При данном контакте посылается положительная энергия, поддерживающая связь мамы с ребёнком. В это время ребёнок чувствует любовь своих родителей. Приём уместен во время рассказов ребёнка, когда говорилось о чтении или развитии речи. Вы заняты делом, ребёнок разговаривает, остаётся изредка смотреть ему в глаза.
Б) Выслушивание до конца.
Поддержание определённого уровня эмоционального резервуара ребёнка – это внимание, выслушивание до конца, поддержка моральная. Скажите ему что-то хорошее, похвалите, задайте сопутствующий вопрос, улыбнитесь. Этот приём предохраняет от возникновения комплексов у детей. Ребёнок должен всегда чувствовать ваше тепло.
В течение дня у ребёнка в детском саду или на улице может возникнуть стрессовое состояние, которое провоцирует нарушение эмоционального баланса, а посторонняя агрессия и жизненные проблемы (у детей тоже могут быть проблемы) понижают уровень эмоциональных сил. А приём элементарного выслушивания пополнит его и приведёт в равновесие.
Очень важно самим мамам уметь переключаться, делать себе установку, что пока ребёнок рядом и ничем не занят – надо уделить ему время, отстранить все эмоции, весь негатив прошедшего рабочего дня. Как только у ребёнка восполнится его эмоциональный резервуар, это почувствуется сразу: он выговорится, успокоится, будет всем доволен и удовлетворённый пойдёт играть, заниматься любимыми делами. Он отстанет от вас, как бы грубо это ни звучало. И вот тогда… вы уже можете полностью отдаться размышлениям, разговорам по телефону или любимой работе.
В) Физический контакт, иначе прикосновение.
Объятия с мамой всегда сближают.
Когда Вы чувствуете, что в ваших взаимоотношениях что-то не так: малыш не слушается, дерзит, вспомните о простых правилах. Проанализируйте ситуацию, попробуйте разрешить конфликт или какое-либо неправильное состояние ваших отношений. Ведь ребёнок запоминает ваше отношение к нему, копирует вас и будет, повзрослев, таким же, как вы. А люди не идеальны, и каждый из нас знает, что у нас есть много недостатков, которые надо исправлять – значит надо ещё работать над собой! Если ребёнку будет легко в семье, то и учёба будет легко идти.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-психологическая адаптация ребёнка в приёмной семье – это включение ребёнка в семейную среду через его вхождeние в систему внутрисемейных отношений и приспособление к этим отношениям не только ребёнка, но и всех членов семьи, а также ближайшего социального окружения, и вырабатывание у ребёнка новейших образцов поведения и мышления, которые отражают систему ценностей данной семьи и общества.
Если семья решила принять ребёнка-сироту, она должна всегда помнить и осознавать, что это ответственный шаг, в связи с которым нужно приложить массу сил, энергии, любви и терпения.
Особо родители должны помнить, что повторный отказ или возврат ребёнка в детский дом оставит глубокий след на психике ребёнка. Эту травму ему придётся переживать снова и снова всю оставшуюся жизнь. В данное время в помощь приёмным родителям образованы специальные организации. Там работают специалисты, которые могут помочь будущим родителям в разрешении каких-либо проблем, психологических барьеров, социально-правовых нюансов.
Социальная адаптaция ребёнка в приёмной семье – двухсторонний процесс. С одной стороны, новоиспечённые родители должны определить путь развития отношений. С другой – ребёнок приспособиться к новой социальной роли.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика" Художественный мир произведения. Содержание понятия

Похожие статьи:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Адаптация первоклассников к обучению в школе | Влияние кружковой работы на развитие познавательных способностей младших школьников
Опубликовано: 683 дня назад (15 июня 2022)
Просмотров: 751
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Евгения Анатольевна Монахова # 16 июня 2022 в 08:59 +1
Ольга Петровна, с интересом прочитала вашу статью, тема актуальна на сегодняшний день, спасибо!