Воспитывающая среда в условиях четырехлетней начальной школы
Четырехлетняя начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей среды детей младшего школьного возраста.
В области воспитания имеют место те же факторы, что и в системе обучения:
— необходима преемственность в системе воспитательной работы при переходе с одной ступени образования на другую;
— для решения задач воспитания в начальной школе необходимы определенная подготовленность детей, сформированная познавательная мотивация, ориентация на общечеловеческие ценности;
— трудные дети нуждаются в коррекционной воспитательной работе.
Школьная практика располагает различным опытом организации воспитательной работы: в школе и вне школы, в ходе учебного процесса и во внеучебное время. Главная цель работы начальной школы — как в обучении, так и в воспитании — развитие способностей личности, формирование представлений о мире и человеке (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский).
Исходя из этого, все используемые средства нацелены на:
— общее развитие детей (ум, чувство, воля);
— удовлетворение детских интересов, склонностей;
— раскрытие и реализацию детских способностей (умственных, художественных, спортивных и т. д.).
При планировании воспитательной работы нужно исходить из того, что жизнь школьника складывается из двух частей: собственно школьной — учение, успеваемость, учитель, различные школьные дела, одноклассники, и остальной жизни — домашней, дворовой, уличной, в различных компаниях, сообществах... Со временем «вторая» жизнь приобретает большую власть над ребенком, чем первая.
Важнейший источник влияния на детей — это жизнь, которая протекает в организационных формах. Необходимо сделать доступными все центры, источники культуры: выставки, музеи, мастерские, смотры, соответствующие возрасту зрелищные мероприятия и т. д.; создавать в школе и содействовать созданию вне школы кружков, секций, клубов по интересам, с художественной, спортивной направленностью; приветствовать возрождение детских организаций, движений — по инициативе самих детей и их родителей — с ориентацией на полезные дела; организовывать традиционные мероприятия: праздники, балы, конкурсы, соревнования, коллективные игры и т. д.
В знакомые формы можно включать новое содержание, например, компьютерные игры, телевизионные конкурсы, викторины и др.
Воспитывающая среда является неотделимой частью целостной развивающей среды. В условиях четырехлетней начальной школы учителю необходимо обратить особое внимание на создание развивающей среды именно для первоклассников.
Дети седьмого года жизни с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать не более 5—7 мин, поэтому сохранение и укрепление здоровья детей требуют создания соответствующего режима дня. Для обеспечения такого режима необходимо создание особого пространства класса.
Все используемые предметы мебели и быта детей должны соответствовать их возрасту, быть яркими и достаточными по размеру. Недостаточная способность к сосредоточению шестилетних детей требует расположения предметов, не используемых на данном занятии вне поля зрения и досягаемости детей (например, в шкафах, расположенных позади рядов детских столов).
Эти условия требуют особого планирования времени урока и организации его содержания, а не просто организации динамических пауз в середине урока. Так, например, на уроке можно одно из заданий дать в такой форме, чтобы все без исключения дети могли подойти к доске. Например, указать правильный ответ (это возможно, если вопрос задается в форме загадки, на которую все дети дают свой ответ, а учитель не сообщает правильное решение, пока все не побывали у доски). Можно ввести правило, чтобы дети не подходили, а подбегали к доске и т. д.
Такие простые приемы дадут возможность сократить время пассивного сидения за ученическим столом до 5—7 мин, что для детей 6 лет является оптимальным.
Для организации совместных игр, а также смены видов деятельности в течение занятия желательно, чтобы мебель, используемая в классе первоклассников, была пригодна для легкой трансформации и передвижения (тогда возможно быстро переставить столы в общий круглый стол, составить детские стулья в круг, организовать работу детей в группах). Переход от фронтальной работы к работе в группах, парах также задает ритмичность урока и позволяет разбить долгие для первоклассников временные периоды однообразной деятельности.
Полезно вводить в обиход разнообразные знаковые формы взаимодействия, использовать символические изображения, чтобы напоминать ребенку о забытых им правилах поведения, не прерывая его ответа, а просто указывая на нужный символ. Это могут быть, например, изображения поднятой руки, нескольких детских лиц (хоровой ответ), ребенка у доски (напоминание о необходимости выйти к доске), лица с приложенным ко рту пальцем («тихо») и т. д. Символы позволят ввести в процесс организации работы не только вербальные (указание учителя), но и зрительные средства. Это разнообразит урок, задачу организации от учителя к детям, активизирует зрительный канал восприятия информации, а также служит целям организации класса. Участие в организации класса самих детей способствует их самоорганизации.
Рекомендуем посмотреть:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Веселые физкультминутки для 1 - 2 класса