Основные требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Чтобы учителю или педагогу дополнительного образования было легче определить для себя и своих воспитанников основные приемы, методы и формы внеклассной воспитательной и учебной деятельности, необходимо обратиться к требованиям Госстандарта начального общего образования по учебным предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» (приложение к приказу Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089):
<...> Стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения
Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
— развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
— освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
— овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
— воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. <...>
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
— значимые части слова;
— признаки изученных частей речи;
— типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
уметь:
— анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
— различать произношение и написание слов;
— находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
— без ошибок списывать несложный текст объемом 70— 90 слов;
— создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
— соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант — текст 75-80 слов);
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
— работы со словарями;
— соблюдения орфоэпических норм;
— создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
— овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения. <...>
Стандарт начального общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях с русским языком обучения
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
— овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
— воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. <...>
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения литературного чтения ученик должен:
знать/понимать:
— названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь:
— различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
— читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
— определять тему и главную мысль произведения;
— пересказывать текст (объем не более 1,5 е.);
— делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
— составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
— читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
— создавать небольшой устный текст на заданную тему;
— приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
— различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
— приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— самостоятельного чтения книг;
— высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
— самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
— работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). <...>
Рекомендуем посмотреть:
Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии
Сценки для начальной школы