Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Основные требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Чтобы учителю или педагогу дополнительного образования было легче определить для себя и своих воспитанников основные приемы, методы и формы внеклассной воспитательной и учебной деятельности, необходимо обратиться к требованиям Госстандарта начального общего образования по учебным предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» (приложение к приказу Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089):

<...> Стандарт начального общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения

Изучение русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

— развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

— освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

— овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

— воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. <...>

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

— значимые части слова;

— признаки изученных частей речи;

— типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь:

— анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

— различать произношение и написание слов;

— находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

— без ошибок списывать несложный текст объемом 70— 90 слов;

— создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

— соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант — текст 75-80 слов);

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

— работы со словарями;

— соблюдения орфоэпических норм;

— создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

— овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения. <...>

Стандарт начального общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях с русским языком обучения

Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

— овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

— воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. <...>

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения литературного чтения ученик должен:

знать/понимать:

— названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

— различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

— читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

— определять тему и главную мысль произведения;

— пересказывать текст (объем не более 1,5 е.);

— делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

— составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

— читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

— создавать небольшой устный текст на заданную тему;

— приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

— различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

— приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— самостоятельного чтения книг;

— высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

— самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

— работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). <...>

Рекомендуем посмотреть:

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Сценки для начальной школы

Елена Владимировна Мещерякова # 2 января 2015 в 16:08 0
Гост. стандарт - минимум знаний, который должен знать и уметь каждый выпускник ( в данном случае ученик начальной школы). Но не слишком ли малы эти знания (особенно по русскому языку)?
Светлана Александровна Довбня # 27 января 2015 в 14:21 0
Русский язык и литературное чтение-это как раз те предметы, на которые делается акцент в ФГОС. Именно данные курсы программы дают возможность ребёнку научиться быть грамотным , уметь слушать и слышать, чувствовать авторское слово и т.д. В ФГОС очень чётко прописан уровень подготовки учащихся начальной школы.
Татьяна Леонидовна Масюченко # 15 февраля 2015 в 14:10 0
Не соглашусь, ФГОС это не минимум знаний, который должен знать и уметь каждый выпускник начальной школы. Это скорее норма, необходимая для дальнейшего приобретения знаний и умений. Тем более, что 90% знаний человек получает в возрасте 7-8 лет. Именно русский язык и литературное чтение, являются основополагающими предметами в начальной школе. Зная Госстандарт начального общего образования по этим учебным предметам мы и подбираем необходимые формы, методы и приёмы для реализации программы и достижения планируемых результатов.
Мария Алексеевна Лаврентьева # 13 апреля 2015 в 16:13 0
Я работаю по новым стандартам четвёртый год. При проверке различных диагностических работ (их у нас великое множество) мы всегда оцениваем базовый уровень, которым должны овладеть школьники
э и повышенный, которым они МОГУТ овладеть. базовый уровень - это 50 - 79 % выполненной работы и, а повышенный - 80-100% Задания для повышенного уровня, конечно, подбираются сложнее.
Наталья Александровна Апарина # 24 августа 2015 в 12:01 0
Работаю по новым стандартам четвёртый год. То что прописано в требованиях ФГОС должно быть обязательным в знаниях учащихся. Но необходимо учитывать, что есть дети, которые приходят в школу с высоким уровнем интеллектуального развития. Поэтому приходится пересматривать некоторые параметры знаний. нельзя тормозить тех, у кого знаний больше. Какую бы программу мы не брали, наиболее выигрышным будет индивидуальный подход, а иногда и давать возможность уйти некоторым детям за пределы программы, самое главное не потерять интерес к изучаемому предмету.
Виктория Алексеевна Санникова # 8 декабря 2015 в 13:18 0
Спасибо за информацию очень содержательную.в настоящее время очень актуальная тема.
Ирина Александровна Почекаева # 14 февраля 2016 в 12:11 0
Всё требования,стандарты, надо, должен!!! Нужно учить, а если выполнять все требования, когда же работать с детьми. Долг учителя научить ребёнка учиться, помочь ему в этом сложном не простом мире информации, научить фильтровать полученную информацию. Вот тогда будет толк и тогда наша страна будет иметь больше учёных врачей, учителей и т.д. Очень осторожно нужно подходить к ФГОС. Если хорошо подумать, то стандарт -это хорошо забытое старое, доброе и оно вечное! Только стали называть это новыми модными словами. И вся прелесть!