Воспитание в начальной школе по ФГОС

Воспитание в начальных классах в системе нового государственного стандарта

В Программе воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся в системе начального общего образования (С.В. Климин — (руководитель группы разработчиков); А. А. Летягин; А. Г. Синицын; Т. Г. Куликова) в частности отмечается, что «планируемыми целями реализации воспитательного компонента образовательной деятельности в начальной школе должны являться такие результаты воспитательного процесса, как сформированность следующих новообразований личности, имеющих наибольшую значимость для духовно-нравственного, гражданско-патриотического, эстетического и т. п. направлений личностного становления в младшем школьном возрасте:

1) мотивационно-ценностные ориентации, формируемые на различном уровне развития сознания и деятельности (в рамках соответствующих сфер личности) — рациональной, эмоциональной и действенной (осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, сформированное чувство сопричастности к своей Родине, сформированное чувство прекрасного, проявляемая в реальности готовность действовать в соответствии с моральным выбором и др.);

2) основы коммуникативных и др. специальных способностей, формируемых с учетом особенностей данного возраста;

3) соответствующие особенностям данного возраста интеллектуальные, эмоционально-волевые и другие качества личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность, адекватность самооценки и др.);

4) основные общеучебные умения и навыки (определяющие «способность учиться» и традиционно рассматриваемые в отечественной педагогике в качестве результатов умственного воспитания в начальной школе с целью подготовки ребенка к образовательной деятельности в основной школе);

5) формируемые в младшем школьном возрасте представления о моральных нормах, о своей стране — России и т. п. знания (осваиваемые в данном возрасте в форме представлений) и формируемые на их основе умения и навыки, являющиеся результатом обобщения соответствующих частнопредметных знаний, умений и навыков в ходе урочной и внеурочной учебной или учебно-воспитательной деятельности;

6) формируемые в данном возрасте основы умения толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности и т. п. знания, умения и навыки, имеющие общесоциальное значение и осваиваемые не только в рамках проведения урочных и внеурочных учебных или учебно-воспитательных занятий, но и в рамках таких форм педагогически организованной деятельности, как общешкольные и другие воспитательные мероприятия, воспитывающая совместная деятельность учащихся во внеклассной работе, организация общения учащихся на переменах в соответствии с их возрастными особенностями и уставом школы и т. п. Помимо этого, у учащихся должна обеспечиваться выраженность основных характеристик развития психических функций и процессов в соответствии с нормами развития детей младшего школьного возраста. <...>.

Воспитание в начальной школе социальных и личностных компетенций — это процесс формирования проявляемой ребенком в его поведении готовности к осуществлению определенных социально и (или) личностно значимых функций. Данная готовность обеспечивается на основе сформированной у учащегося общей социальной компетентности как совокупности различных социально-личностных компетентностей (определенных характеристик личности). В соответствии с этим планирование результатов воспитания социальных и личностных компетенций у учащихся младшего школьного возраста целесообразно осуществлять как планирование обеспечения начальной школой формирования и развития у них соответствующих социально-личностных компетентностей. Планирование воспитательной деятельности заключается в планировании реализации воспитательного компонента образовательной деятельности, то есть следующих направлений деятельности учреждений, осуществляющих начальное общее образование:

1) планирование реализации целостного процесса обучения и воспитания: воспитывающих влияний урочной деятельности; воспитывающих влияний внеурочной учебной деятельности (в том числе — в соответствии с реализуемыми начальной школой программами дополнительного образования детей);

2) планирование реализации воспитательной работы, в том числе в соответствии с реализуемыми начальной школой программами дополнительного образования детей: общешкольных и других мероприятий воспитательного характера (во внеурочной и внеклассной деятельности); организации воспитывающей совместной деятельности учащихся во внеклассной работе; организации общения учащихся на переменах в соответствии с их возрастными особенностями и уставом школы и т. п.

Обратимся к Программе диагностики уровня развития социальной компетентности учащихся начальной школы (авторы программы: С. В. Климин (руководитель группы разработчиков); А. А. Летягин; А. Г. Синицын; Т. Г. Куликова). В ней, в частности, указано:

1. Перечень основных критериев объективной индивидуальной оценки уровня развития социальной компетентности учащихся начальной школы.

1.1. Знания, умения и навыки.

1.1.1. Основные общеучебные умения и навыки.

1.1.2. Представления о моральных нормах, о своей стране — России и т. п. и формируемые на их основе умения и навыки, являющиеся результатом обобщения соответствующих предметных знаний, умений и навыков в ходе урочной и внеурочной учебной или учебно-воспитательной деятельности.

1.1.3. Основы умения толерантно относиться к позиции собеседника, навыков совместной деятельности и т. п. знаний, умений и навыков, имеющих общесоциальное значение и осваиваемых не только в рамках целостного процесса обучения и воспитания, но и в рамках воспитательной работы.

Указанные знания, умения и навыки (как параметры уровня развития социальной компетентности) группируются в рамках следующей их классификации:

1) нравственно-этические — как характеризующие: сформированность основных нравственных представлений и представлений об этических нормах и правилах, в том числе — об основных нормах взаимоотношений между полами, поколениями и этносами, носителями разных убеждений<...>;

2) гражданско-патриотические — как характеризующие: сформированность основ национального самосознания и понимания ценности других культур;

3) правовые — как характеризующие: развитие основ правосознания, в том числе — представлений об основных правовых нормах;

4) трудовые — как характеризующие: сформированность понимания необходимости и важности труда;

5) художественно-эстетические — как характеризующие: развитие художественного кругозора;

6) экологические — как характеризующие: сформированность основ понимания ценности природы как источника духовных и физических сил человека;

7) умственные — как характеризующие: развитие основ систематизации усваиваемых научных знаний о природе, обществе, человеке и познании;

8) физические — как характеризующие: сформированность основ понимания ценности здорового образа жизни; развитие понимания необходимости выполнения мер по поддержанию своего здоровья;

9) обеспечивающие готовность личности управлять собой — как характеризующие: развитие навыков рефлексии и, вследствие этого, — основ адекватной самооценки <...>.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Сценки для начальной школы

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Елена Петровна Краснова # 28 января 2017 в 16:26 0
Особенно ценно когда педагог-практик находит возможность (желание,время и способности) для научно-методического анализа проблемной темы. Приятно осознавать, что личные педагогические находки и современные требования к процессу образования имеют основательный теоретический фундамент. Предлагаю Вам ознакомиться и оставить комментарий на мою методическую разработку по повышению мотивации обучающихся. С уважением Е.П.