Из опыта работы учителя начальных классов. Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Автор: Афанасенко Светлана Алексеевна, ГУО СШ № 209, г. Минск, учитель начальных классов.
Описание: Предлагаю Вам статью, в которой описывается развитие художественных способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Назначение: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и родителям учащихся.
Цель: распространение педагогического опыта.
Задачи: показать приемы развития художественных способностей, используя возможности литературы; способствовать углублению знаний по литературе и изобразительному искусству; воспитывать любовь к природе; развивать чувство прекрасного.
В. А. Сухомлинский писал, что
«ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
На мой взгляд, этим требованиям отвечают уроки изобразительного искусства и литературного чтения.
В школьные годы развитие способностей детей обеспечивается правильной организацией их деятельности. Но только та деятельность развивает способности учащихся, к которой они относятся с интересом.
Способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой деятельности. Психолог А. Н. Леонтьев утверждает, что «у каждого человека врождённые не сами способности, а способности к развитию».
На развитие художественных способностей влияет восприятие учащимися природы в окружающем мире и поэтических произведениях. Поэзия пробуждает у младших школьников эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства.
Эстетическое восприятие природы в поэзии помогает младшим школьникам осмыслить жизненные наблюдения, побуждает к отображению своих впечатлений в рисунке. Чем больше у ребёнка знаний о природе, тем богаче становится его воображение. А поэтическое слово помогает ребёнку обобщить впечатления от наблюдений за природой, помогает увидеть знакомый образ по-новому.
Поэтому на уроках литературного чтения со своими учащимися я практикую создание поэтического образа в рисунках.
Какие же поэтические произведения можно отобрать для этих целей? Прежде всего – это произведения высокохудожественные, доступные, с красивым ритмом, с чёткой рифмой. Ритм стихотворения создаёт у ребёнка определённое настроение, развивает способность сознательно запомнить стихотворные строки, слышать мелодичность поэзии. Динамичные образы природы изображать легче, поэтому подбираю произведения, в которых образы показаны в действии, в развитии.
Меня раньше волновали вопросы: «Получится ли у моих учащихся нарисовать рисунок к лирическому стихотворению? С чего начать это делать?».
Оказывается, что сам автор подсказывает нам, какие краски взять, где нарисовать тот или иной предмет, какое настроение должно быть в картине. Поэт описывает предметы с помощью эпитетов-прилагательных, которые указывают на их цвет. Так, в стихотворении А. Толстого «Осень» описываются листья «пожелтелые», кисти «ярко-красные». Иногда автор выражает цвет, который соответствует определённой поре года с помощью метафор. Например, А. Фет, описывая зиму, употребляет выражение «белая равнина» («Чудная картина…»), С. Есенин – «белая берёза под моим окном…» («Берёза») и др. Описывая весну, И. Бунин в стихотворении «Догорел светлый апрельский вечер» употребляет выражение «весна в зазеленевшей роще». Автор помогает правильно представить и поместить изображение на листе бумаги. В стихотворении А. Толстого «Осень», благодаря строкам «Вдали красуются… листья ярко-красные вянущих рябин», ребята нарисуют деревья на заднем плане.
Работа Щербачени В., 8 лет
Эпитеты-существительные усиливают эмоциональное восприятие образа, подчёркивают его необычность, фантастичность. Ф. Тютчев называет зиму «чародейкою», И. Никитин – «гостьей-зимой», А. Пушкин – «волшебницей», С. Есенин — «невидимкой». Такие красивые слова побуждают ребёнка нарисовать волшебную зимнюю картину. Метафоры помогают выразить настроение стихотворения. Повторы слов усиливают значение образа. Чтобы читатель почувствовал радость, восторг от наступления весны, Е. Баратынский пишет «Весна, весна!», «Шумят, ручьи! Бегут ручьи!».
Могу сказать, что поэтические произведения способствуют развитию композиционных умений, воображения учащихся, воспитывают чувство прекрасного, а значит, развивают их художественные способности. Я согласна с высказыванием В. Сухомлинского, что «благодаря восприятию в природе и искусстве человек открывает прекрасное в себе».
Также на уроках литературного чтения учащиеся рисуют иллюстрации к наиболее понравившимся им отрывкам из сказок, басен, рассказов, создают диафильмы.
С большим интересом ребята приняли участие в создание диафильма к произведению Г. Марчука «Доброе сердце».
Развитие художественных способностей учащихся невозможно без опоры на художественное национальное наследие. Работая над литературными произведениями, использую показы репродукций художников.
Развивать художественные способности нужно с самого раннего детства. Нужна организация интересной содержательной жизни ребенка в школе и семье, обогащение его яркими впечатлениями. Я стараюсь сделать жизнедеятельность своих учащихся творческой, ставить их не только в ситуации художественного, но и познавательного, нравственного творчества. В школе творчество должно пронизывать всю жизнь учащихся.
Творите вместе со своими учащимися!
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Классный час, 1 класс. Мимика и жесты
Художественный мир произведения. Содержание понятия
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС