Невербальные средства общения в начальной школе
Разработка классного часа в начальной школе «Мимика и жесты», 1 класс.
Автор: Бартенева Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ №1, г. Макарьев.
Описание материала: предлагаю разработку классного часа для учителей начальной школы, воспитателей.
Цель: ознакомление учащихся с невербальными средствами общения (мимика и жесты).
Задачи: помочь осознать, что мимика, жесты, являются дополнительными средствами выразительности устной речи;
показать роль мимики и жестов в общении.
Ход классного часа
1. Организационный момент
Ровно встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко – сладко потянулись,
И друг другу улыбнулись.
2.Сообщение темы занятия
Учитель: Какое выражение лица у вас было сейчас?
Ученики
Учитель: Дети посмотрите на человечков.
Что можно сказать о первом? о втором?
Ученики
Учитель: Что вам помогло определить, что этот грустный, а этот весёлый?
Ученики
Учитель: Помогло определить выражение лица. А сейчас я вам задаю вопросы, а вы будете отвечать на них кивком головы, или движением руки, ноги.
Вы сегодня кушали?
Кого – то из вас сегодня похвалили за работу на уроке?
Что вам помогло ответить на мои вопросы?
Ученики
Учитель: Различные движения частью тела.
О чём мы с вами сейчас разговаривали?
Ученики
Учитель: Попытайтесь сказать тему урока.
Ученики
Учитель: Выражение лица - это и есть мимика.
Движение частью тела - есть жесты.
Тема занятия «Мимика и жесты»
3. Беседа
Учитель: Выражение лица – это и есть мимика или движение лицевых мышц, выражающее внутреннее состояние души.
Мускулы или мышцы человека – это мягкая ткань, состоящая из волокон, (ниточек) способных сокращаться (сжиматься).
Любая гримаса или, как говорят, «выражение лица» человека обеспечивается работой мимических мышц. Когда мимические мышцы сжимаются, то они стягивают кожу лица и на нём образуется соответствующая гримаса или «мина». Например, когда человек грустит или злится, то он с помощью мышц лица морщит лоб, а когда радуется – улыбается.
Жесты – это движения рукой, головой, ногой, которые обычно сопровождают речь для предания ей большей выразительности.
Какое средство выразительности вы использовали, улыбаясь, друг другу?
Ученики: Мимика?
Учитель: Ребята, людям каких профессий нужно владеть мимикой и жестами?
Ученики: (актер, певец, учитель)
Учитель:
Послушайте сказку К. И. Чуковского « Цыплёнок»
(читаю её ровным голосом без мимики и жестов)
Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой:
Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так:
И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая:
Мама кормила его червяками. И были эти червяки вот такие:
Как-то раз налетел на маму Чёрный Кот и погнал её прочь со двора. И был Чёрный Кот вот такой:
Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею вот так:
И во все горло закричал «Кукареку!» и важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?» Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так:
И что было сил, запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!» Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так:
В луже сидела лягушка. Она увидала его и засмеялась. «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!» а была лягушка вот такая:
Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела, приласкала его. Вот так:
Учитель: Ребята вы поняли, какой был цыплёнок? Курица? Каким был петух?
Ученики
Учитель: Сейчас я расскажу эту сказку ещё раз, но постараюсь показать вам при помощи мимики и жестов всех героев. Рассказывает.
А теперь вы увидели маму – курочку, цыплёнка и всех героев?
Ученики
Учитель: Для чего нужны мимика, жесты?
Ученики
Учитель: Мимика, жесты имеют огромное значение в устой речи. Они делают её, то есть речь понятной, живой.
4.Физкультминутка
Учитель называет действия, дети показывают в движении.
Улыбнитесь!
Погрозите!
Рассердитесь!
Прогоните друг друга!
Огорчились!
Пригласите друг друга!
Улыбнитесь!
Учитель:
А сейчас послушайте необычную сказку, которую не только рассказываю, но и показываю с помощью жестов.
Жил-был Зайчик. (Правая рука сжимается в кулак, а второй и третий пальцы выпрямляются вверх — это «заячьи уши».)
Больше всего на свете он любил гулять. (Пальцы-«уши» покачиваются, создавая иллюзию движения.)
Однажды зашел Зайчик в чужой огород, видит — на грядках выросла чудесная капуста. (Левая рука сжимается в кулак — это «кочан».)
Не удержался Зайчик, подошел к капусте. (Правая рука с торчащими «ушами» подвигается к левой, зажатой в кулак.)
Обнюхал ее: как же вкусно пахнет! (При этом надо шумно нюхать.) Так и хочется попробовать хоть маленький кусочек. (Имитируем шумное откусывание и жевание.)
Ах, как вкусно! (Облизываемся.) Ах, как хочется еще! (Правая рука обводится вокруг левой.)
Только хотел Зайчик откусить другой кусочек — откуда ни возьмись бежит Собака. (Ладонь правой руки с плотно прижатыми пальцами ставится ребром, второй палец сгибается, первый поднят вверх.)
Почуяла Собака Зайчика, да как залает! (Все громко лают, одновременно отводя мизинец вниз: это Собака «раскрывает пасть» при лае.)
Перепугался Зайчик и кинулся прочь. (Правая рука — «голова» Зайчика — описывает несколько кругов.)
Долго бежал от Собаки Зайчик. (Изображаем тяжелое дыхание после бега.) Вдруг видит — впереди огромное озеро. (Две руки сцепляются перед грудью, образуя окружность.)
А по озеру плавает Утка. (Правая рука согнута в локте и кисти, пальцы вытянуты и сомкнуты.)
Время от времени Утка ныряет в воду и достает оттуда букашек. (Рука делает ныряющее движение.)
Увидел Зайчик Утку и говорит:
— Здравствуй, Утка!
А Утка не слышит, плавает. (Делаем соответствующие движения рукой.)
— Здравствуй, Утка! — повторяет Зайчик громче.
Утка снова не слышит, букашек ловит. (Повторяем движения рукой.)
— Здравствуй, Утка! — совсем громко сказал Зайчик.
Тут Утка к нему повернулась и говорит:
— Я очень не люблю, когда говорят быстро, невнятно и невыразительно. В таких случаях я сразу притворяюсь глухой, ты уж не обижайся. Только с третьего раза ты поздоровался так хорошо, что мне понравилось. Расскажи мне о себе. Кто ты, откуда, куда путь держишь? Да рассказывай как следует, не глотай слов, не мямли.
А что рассказал Зайчик Утке, дети придумают сами.
Ученики
Учитель: Мимику и жесты мы используем, чтобы наша речь была более убедительной и понятной, яркой и успешной; чтобы нас понимали, и общаться с нами было легко.
5.Проигрывание ситуации "Друзья"
Идут два друга в школу. Впереди себя увидели они свою учительницу Надежду Николаевну.
Ваня стал показывать пальцем на учительницу и рассказывать о ней.
Миша на него посмотрел очень серьёзно и не поддержал разговор друга.
Учитель: Почему?
Ученики
Проигрывание ситуации «Подружки»
Маша не поняла решение задачи, Аня пытается рассказать ей, как решить задачу.
Маша сидит и пересчитывает пуговицы у себя на кофточке.
Учитель: Аня сделала замечание Маше.
Какое замечание?
Ученики
Учитель: Не всегда жесты украшают нашу речь.
Послушайте рассказ. Валентина Осеева. «Плохо»
Что не так сделала я.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
(При чтении крутила волосы на пальце, дергала пуговицу, вертела кольцо на пальцах, цепочку, сережки и другие движения.)
Ученики
Учитель: Есть лишние жесты, указывать пальцем, показывать кулак, морщиться во время еды, вертеть пуговицу и другие. Это не красиво.
Учитель: Почему женщина сказала «Вот это и плохо!»
6.Итог
Учитель:Если вам понравилось занятие, улыбнитесь мне, а если не понравилось то покажите огорчение.
Что интересного вы узнали на занятии?
Рекомендуем посмотреть:
Игра-путешествие в мир профессий для 1 класса
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС