Конспект классного часа "Я иду в гости" для начальной школы
Автор: Бартенева Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ №1,г. Макарьев.
Описание материала: предлагаю разработку классного часа, 2 класс. Данный материал будет полезен учителям начальной школы.
Цель: формирование у детей нравственных и морально- этических норм поведения.
Задачи: учить детей быть хорошими гостями;
познакомить детей с правилами поведения в гостях;
развивать культуру гостя.
Ход занятия
1.Организационный момент
Учитель: Встали все в круг. Передаём под музыку шапку. Музыка остановилась, ученик говорит любое волшебное слово вслух.
Может кто – то из вас догадался, что связывает слово шапка и волшебные слова.
Ученики
2.Сообщение темы урока
Учитель: Слушаем очень- очень внимательно.
За чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой, есть сказочный город. Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. Жить – поживать в нём одно удовольствие. Все жители в нём сказочно вежливы и все они знают волшебные слова. А вы, ребята хотели бы попасть в этот сказочный город? Может кто – то из вас придумает название этому городу? А помогут вам слова в тексте.
Ученики
Учитель: Наш сказочный город мы назовём город Вежливости. Вот так примерно выглядит наш с вами город.
Учитель: Мы с вами собираемся в гости, что мы должны помнить.
Ученики
Учитель: Мы должны поприветствовать хозяина этого домика, снять шапку, когда входишь в дом, снимать перчатки, когда здороваешься .
Так о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Ученики
Учитель: Тема нашего занятия «Волшебные слова, поступки» или
« Я иду в гости»
3.Беседа
Учитель: Какие волшебные слова вы знаете?
Ученики
Учитель: Посмотрите на эти волшебные слова.
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о словах приветствиях.
Вам хочется узнать, что значит приветствия?
Вот представьте, я вхожу в класс и говорю вам «здравствуйте, глубокоуважаемые ученики!»
А почему вы смеётесь? Вам не нравится?
Ученики
Учитель: Тогда по- другому «здоровеньки булы» или «Здравствуйте, дети!»
Всё что я сказала – это приветствия.
Какое приветствие мы употребляем чаще всего?
Ученики
Учитель: Здравствуйте – это пожелать здоровья.
Очень давно появился этот обычай.
А вам хочется узнать, как в других странах приветствуют?
Русские, англичане, американцы говорят при встрече «Здравствуйте!» и пожимают друг другу руки.
Эскимосы треплют друг друга по щекам.
Лапландцы трутся носами.
Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу.
Осенью отмечают праздник приветствий.
21 ноября — Всемирный день приветствий
Ведь только посредством доброго общения, а не применяя силу, можно решить практически любые конфликты.
Этот праздник приветствий придумали в 1973 году два брата-американца Майкл и Брайен Маккомак.
«Нужен простой, но эффективный поступок», — решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они никому не навязывали своих идей борьбы за мир во всём мире. Они лишь просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь, еще ну хотя бы человек десять!
Во всех странах мира люди, встречаясь, желают друг другу добра.
Работа в группах
Учитель: Каждая группа инсценирует ситуацию.
1.Встречаются два друга. Кто здоровается первым?
2. В школе вы увидели учительницу. Кто должен поздороваться первым?
Как вы это сделаете?
А если ваша учительница стоит с другой учительницей, что вы скажете?
3.Ты идёшь по улице и через дорогу увидел учителя. Как ты будешь его приветствовать? А своего товарища?
4.Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?
Из истории
1. Откуда пришёл к нам обычай снимать шапку, когда идёшь в гости.
2. Кого называли рыцарями?
3. Откуда пришёл к нам обычай - здороваясь, снимать перчатки.
Учитель: Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по всей стране, облачённые в доспехи.
Кого называли рыцарями?
Ученики
Учитель: В средние века рыцарями называли отважных , смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи(латы, кольчуги, шлемы), были вооружены копьём и мечом.
-Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть люди только «благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение- меч, щит,латы.
Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов,баронов.
Для того, чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много сил и времени. К военной службе рыцаря готовились с детства.
В возрасте 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев или короля.) Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде. Метанию копья, пению и танцам.Они обучали их не только военному делу, но приучали держать данное слово, выручать друг друга, заступаться за слабого, благородно и возвышенно относиться к женщине.
Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми, собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе - вёз доспехи, во время боя должен был находиться за спиной рыцаря. Чтобы подать запасное оружие.
И только после нескольких лет службы отличившихся в бою оруженосцев посвящали в рыцари.
А в наше время есть рыцари?
Ученики
Учитель: Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину:
« Я не опасаюсь тебя» Рыцарские времена прошли, но обычай, входя в дом, снимать шапку остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, уважаешь живущих в нём людей.
Физкультминутка
Выполнять вы будете только те движения, в которых есть «волшебные
слова».
Встаньте,пожалуйста!
Поднимите руки.
Будьте добры,похлопайте!
Потопайте.
Покружитесь, пожалуйста;
Тихо сядьте, пожалуйста!
Учитель:Откуда пришёл к нам обычай - здороваясь, снимать перчатки.
С тех же рыцарских времён - здороваясь, снимать перчатку с правой руки.
Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в его руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно.
Стук в дверь. Появляется сказочный герой (У нас был Буратино).
Буратино:(рассказывает)
На улице шёл сырой снег, было грязно. Я подхожу к дому друга. Весь в снегу , не постучавшись зашёл в дом, а там были гости. Я стал здороваться с каждым гостем по отдельности, не снимая перчатки. Все гости удивились, сделали странный вид. А почему я так и не понял.
Учитель: Ребята научите Буратино, как вести себя в гостях.
Ученики
Учитель: Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги, чтобы не наследить.
Если на улице дождь или снег, стряхни шапку и пальто ещё на лестнице.
Не входи в комнату, не постучавшись.
Не стремись поздороваться с каждым в отдельности, на это уйдёт много времени и ты невольно помешаешь общему разговору. Лучше подать руку хозяйке и хозяину, а остальным слегка поклонись и скажи «здравствуйте»
Буратино:
А дальше со мной произошло вот что. Хозяин предложил мне раздеться, сказав : Будь внимателен! Хозяину пришлось отлучиться. Я стал знакомиться с гостями. Одному из его друзей я крикнул: «Эй, ты, иди-ка сюда» Он подошёл, посмотрев на меня удивлённо. Что же я сделал не так?
Ученики
Учитель:
Это обидно, оскорбительно, но могут быть случаи, Когда вы не знаете имени того к кому вы обращайтесь. Как вы поступите?
Ученики
Учитель: Надо спросить имя, познакомиться. (проигрывание ситуации)
Можно познакомиться через посредника.
Буратино: Ребята, спасибо, за урок.
А вы расскажите мне, как вести себя в гостях за столом.
Учитель: Да, продолжим мы эту тему на следующем классном часе.
4. Итог
Учитель: Если интересно было на занятии, то возьмите друг друга за руки и скажите каждый друг другу своё полное имя, если не интересно, то просто встаньте около парты. (В паре за партой)
На втором уроке дети знакомятся с презентацией. «Как вести себя в гостях за столом»
Вывод с детьми подвести на втором уроке.
Рекомендуем посмотреть:
Главные черты воспитанного и вежливого человека
Сказка для изучения темы "Этикетные слова"
Внеклассное занятие для 2-3 класса. Внешний вид
Беседы для младших школьников на формирование культуры речевого общения
Похожие статьи:
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета
Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 - 2 класс
Этические беседы с младшими школьниками
Беседы с детьми начальной школы об этикете