Этические беседы для учащихся начальной школы
Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа — нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека, в двух словах не сказать. Это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее — школа, где от педагога зависит будущее общества.
Несмотря на то что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, которые каждый может соблюдать по своему усмотрению, сообразуясь со своими тактом и вкусом.
Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.
Цель этических бесед — помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего мнение. Нравственные нормы — своеобразный регулятор поведения. Этические беседы, разумеется, не исключают обсуждения отдельных вопросов в связи с различными поступками детей и отношением их друг к другу и к взрослым.
К этической беседе готовятся и учитель, и дети. Учитель продумывает вопросы к беседе, предлагает детям что-то прочитать или вспомнить из прочитанного, припомнить известный им случай, касающийся отношений между людьми, и оценить различные поведенческие ситуации. Естественно, если атмосфера беседы будет непринужденной, и дети будут свободно высказывать свои мнения, хоть они могут оказаться противоречивыми. Пусть ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ребенка за ошибку, нужно его и других детей подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видеть их противоречивость и давать правильную оценку, связывая ее с этическими нормами. Если же дети не в состоянии сделать вывод самостоятельно, учитель может прибегнуть к иллюстрациям, примерам, которые помогут сформулировать нравственное правило. Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.
В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.
Эти правила можно поместить в классе:
• Умей держать свое слово и обещание.
• Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.
• Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.
• Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.
• Не перекладывай свою вину на другого.
• Не будь равнодушен к людям.
• Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.
• Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. Часто дети перестают реагировать на то, что говорят им взрослые, употребляя частицу «не». Задача воспитателя преподнести эти «не» в такой форме, чтобы детям захотелось поговорить о них, поделиться своими мыслями по поводу появления этих ограничений. Развитие ребенка происходит тогда, когда он осмысливает сам и понимает необходимость соблюдения этих «не» без вмешательства взрослых.
Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.
«Не» (А. Маркуша)
1. Не спеши первым сесть за стол.
2. Не разговаривай во время еды.
3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.
4. Не чавкай.
5. Не рвись первым выбегать в двери.
6. Не перебивай говорящего.
7. Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
8. Не размахивай руками.
9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
10. Не передразнивай говорящего.
11. Не садись раньше старшего без его разрешения.
12. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.
13. Не забудь снять шапку, входя в дом.
14. Не повторяй слишком часто «я».
15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.
16. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».
17. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.
18. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.
19. Не держи руки в карманах.
20. Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.
21. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
22. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.
23. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.
Сценарии внеклассных занятий по этикету для младших школьников
Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 - 2 класс
Классный час в 4 классе. Правила поведения
Классный час во 2 классе на тему: Телефонный этикет
Классный час во 2 классе. Этикет
Классный час во 2 классе. Правила поведения в театра
Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета
Классный час на тему «Правила поведения в школе», 1 класс
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Конспект беседы на тему "Этикет" для учащихся 3-4 классов
Беседа о вежливости для учащихся 3-4 классов
Беседа для учащихся 3-4 класса на тему "Твой внешний вид"
Рекомендуем посмотреть:
Классный час. Хорошие манеры 4 класс
Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Беседа с младшими школьниками на тему этикет
Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет