Конспект классного часа по Этикету для начальной школы
Классный час на тему «Правила этикета: движения при общении» в начальной школе
Задачи
1. Дать учащимся знания о правильных движениях при общении.
2. Формировать умения правильно садиться, сидеть, вставать, стоять, ходить, наклоняться и жестикулировать при деловом и личностном общении.
Оборудование; карточки с заданиями для проведения игры «Актер».
Ход классного часа
Актуализация знаний
Учитель. Умеете ли вы правильно сидеть, стоять? Покажите, как вы это делаете.
(Дети показывают и замечают, что у всех это получается по- разному.)
Соблюдение манер хорошего поведения является одним из свойств приятного общения. Манера - это внешняя форма поведения в обществе, в том числе и манера двигаться.
Упражнения
Манера сидеть
Учитель. Сидеть надо, занимая почти весь стул. Иногда можно опереться на спинку стула. Спина должна быть прямая, а не колесом, плечи чуть отведены назад, подбородок приподнят (параллельно полу). Такова правильная осанка. Руки положите на колени ладонями вниз, или уложите ладонь в ладонь, или переплетите пальцы. Не кладите ладони на колени симметрично.
Ноги можно расположить по-разному: поставить ступни перед стулом, на расстоянии не шире плеч, но лучше, если одна ступня будет чуть впереди другой. Можно слегка наклонить ноги, направив ступни к ножке стула. Не сидите, расставив ноги или положив голени одна за другую. Не выдвигайте ноги далеко перед собой.
(Несколько учеников у доски показывают положения, остальные выполняют на своем стуле.)
Манера стоять
Учитель. Стоять надо прямо; не переносите тяжесть тела на одну ногу, тем самым предотвратите искривление позвоночника, набухание вен на ногах! Ступни ног расположите рядом, на расстоянии не шире плеч. Ноги широко не расставляйте. Спина прямая, плечи слегка отведены назад, подбородок приподнят - это правильная, горделивая осанка.
Руки могут быть спокойно опущены вдоль тела, а можно сложить их ладонь в ладонь перед собой чуть ниже пояса. Есть и другие положения рук.
(Несколько учеников у доски показывают положения, остальные выполняют на своем месте.)
Манера садиться
Учитель. Нельзя, присев на стул, двигать его. Подвиньте стул до того, как сели. Опускайтесь на него плавно.
(Несколько учеников у доски показывают движения, остальные выполняют на своем месте.)
Манера вставать
Учитель. Вставая со стула, не опирайтесь на колени или подлокотники, не помогайте себе, выбрасывая вперед руки. Вы можете произвести впечатление неуклюжего человека. Поднимаясь, рас
считывайте только на силу бедренных мышц, одну ступню можно переставить немного назад.
(Несколько учеников у доски показывают движения, остальные выполняют на своем месте.)
Манера ходить
Учитель. При ходьбе сохраняйте легкость и ровный ритм шагов (не слишком быстрый, но и не слишком медленный), не делайте чересчур широкие шаги. Корпус прямой, не отклоняется ни в одну, ни в другую сторону, голова гордо приподнята.
(Несколько учеников показывают движения у доски, остальные выполняют на своем месте.)
Повторение правил вежливости
Дорогу уступает вежливый
Учитель. Если ко входу в помещение направились сразу несколько человек, следует немного задержаться перед дверью, чтобы избежать столкновения, и пропустить старших, женщин, детей. Если дверь была закрыта, ее также нужно закрыть за собой. Невежливо захлопывать дверь пере/* идущим сзади человеком. Если идущий следом человек находится на небольшом расстоянии от двери, то дверь нужно придержать открытой, пока он не подойдет.
Правила вежливости при общении с соседями
Учитель. Жильцы дома накануне праздников непременно поздравляют друг друга. Взрослые опускают в почтовый ящик соседей открытки с дружескими пожеланиями, дети - свои рисунки.
Правила вежливости при общении с другом
Учитель. Между друзьями и знакомыми не принято расплачиваться деньгами, деликатнее платить за любезность любезностью. Пригласите друга в гости, принесите ему подарок, когда он пригласит в гости, дайте почитать книгу из своей библиотеки и т. д.
Правила вежливости при общении с родными
Учитель. Поспешите к дверям, чтобы помочь маме снять пальто. Предложите отцу помощь, не дожидаясь, пока он вас попросит. Помогите бабушке найти очки, доведите до остановки тетю, позаботьтесь о духовном развитии своих младших сестренок и братишек, поиграйте и побеседуйте с ними.
Правила вежливости при общении мальчиков с девочками, юношей с девушками
Учитель. Некоторые из правил вам пригодятся в недалеком будущем, но учиться им надо уже сейчас. Женщина (девочка, девушка) не должна согласно правилам этикета поднимать вещи, которые роняет мужчина, но если что-то уронила она, мужчина должен помочь поднять или собрать.
Мальчики должны уметь подать девочкам пальто, пропустить вперед в дверях, уступить место в трамвае, автобусе, метро и т. п. Мальчики должны помогать девочкам в затруднительных ситуациях: например, помочь перейти скользкое место на улице, помочь нести тяжелые вещи, защищать, если кто-то обижает. Предлагать помощь в таких случаях следует, не дожидаясь просьбы со стороны девочки. Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав «спасибо».
Юноша первым приветствует девушку; он не может позволить девушке или женщине, с которой идет рядом, нести тяжелую сумку, уступает ей лучшее место и, как физически более сильный, оказывает помощь везде, где она бывает необходима.
Спускаясь по лестнице вниз, юноше удобнее идти на ступеньку- две ниже, чтобы успеть вовремя поддержать девушку, если она поскользнется или оступится. Эти же правила соблюдаются, когда вы садитесь в трамвай, автобус или троллейбус и при выходе из них.
Физкультминутка
Игра «Вежливые прятки»
Задача водящего - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какие-то вежливые слова: «Здравствуй!», «Добрый вечер!», «Всего хорошего!», «Спасибо!» и др. Если водящий не узнал по голосу говорящего, то слова вежливости произносит второй, третий ученик. Если голос человека узнали, водит он.
Игра «Актер»
Дети получают карточки с заданиями. Игрок должен показать классу задание, используя только мимику и жесты. Дети после просмотра должны узнать и озвучить задание. В конце выбирают того, кто лучше исполнил роль.
Задания:
1) установить в классе тишину;
2) восхититься подаренным букетом;
3) с балкона позвать ребенка домой;
4) подозвать нашкодившего сорванца;
5) отказаться от предложенной конфеты.
Подведение итогов
Учитель. Вежливые манеры - это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Это внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Как сказал Р. Эмерсон: «...жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».
Давайте подведем итог. Какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?
Нельзя:
• хлопать собеседника по плечу;
• размахивать руками;
• теребить одежду, крутить пуговицы;
• чесать голову и теребить себя за ухо;
• барабанить пальцами по столу;
• трогать лицо руками;
• чихать, не прикрывшись рукой или платком;
• бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.
Дополнительный материал
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т. е. «знаток». Быть вежливым - означает знать, как себя вести.
Добрые слова необходимы людям для того, чтобы устанавливать друг с другом хорошие, доброжелательные отношения. Их еще называют волшебными, потому что они распахивают двери в сердца людей, делают их приветливыми и добрыми. Эти слова мы говорим при встрече и расставании.
Слова просьбы, высказанные с доброй надеждой на помощь, настраивают людей на то, что человеку надо обязательно помочь, откликнуться на его просьбу. Слова благодарности показывают, что человек, высказавший их, ценит совершенный для него поступок. Добрые слова надо говорить искренне, думать так, как говоришь. Человек, использующий добрые слова, называется вежливым.
Викторина «Путешествие в страну вежливости»
1. Как вести себя на улице и в транспорте?
2. Как вести себя в гостях?
3. Как дарить подарки?
4. Как вести себя в театре, музее, кинотеатре, на выставке?
5. Как вести себя за столом?
6. Что вы знаете о хороших манерах?
Викторина «Поведение в театре»
1. Как надо одеваться в театр?
2. Когда лучше приехать в театр - к началу спектакля или пораньше? Почему?
3. Кто первым идет в зрительном зале к своему месту - мальчик или девочка?
4. Как правильно проходить по ряду к своему креслу?
5. Что не следует делать во время спектакля?
6. Как зрители благодарят артистов за спектакль?
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Классный час. Хорошие манеры 4 класс
Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет
Беседа с младшими школьниками на тему этикет