Задачи:
1. Воспитывать культуру поведения.
2. Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.
Учитель. Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест? (Дети отвечают.)
Конечно же да! Как существуют свои правила поведения в театре и на дискотеке - и не дай бог перепутать одно с другим - окружающие не поймут, да и самому неудобно будет. Правила поведения в школе называются школьным этикетом.
- Что же это за правила и для кого они? Перечислите их, пожалуйста. (Дети отвечают.)
Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. Эти правила чуть-чуть отличаются для школьников, их родителей и, конечно же, учителей. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, что же такое школа. Это то место, где мы учимая и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте нужно соответственно. Как театр начинается с вешалки, так и школа начинается с порога школьного здания.
- Как же нужно приходить и входить в школу? (Дети отвечают.)
Как и в любое другое место, приходить необходимо вовремя!
Это первое и основное правило. Но ведь после того как вы вошли в школу, нужно еще раздеться, надеть сменную обувь, дойти до кабинета и приготовиться к уроку Да и с друзьями поболтать хочется. А на это необходимо время. Так ч. приходить в школу лучше с достаточным запасом времени для множества мелких, но необходимых дел. Обычно это 15 минут. Не требуется объяснять, что, войдя куда-либо, мы не хлопаем дверью и не оставляем ее открытой - это само собой разумеется. Еще одна небольшая, но существенная деталь - это приветствие. Необходимо здороваться со всеми, кого мы увидели.
Второй вопрос, на который придется ответить, - с каким настроем надо приходить в школу? Так как в школу вы приходите учиться (хотя некоторые ученики полагают, что с совершенно другими целями, как то: поболтать и пообщаться с приятелями, побезобразничать вдали от строгого родительского ока и т. д. и т. п.), то и должны быть готовыми к занятиям. А это значит, что вы не только принесете учебники, тетрадки, ручки и дневник (это само собой разумеется), но и настроитесь на работу (а работа не всегда бывает легкой и приятной). Ведь учеба в школе - это ваша работа, и чем лучше вы с ней справляетесь, тем лучшими специалистами в будущем станете.
- Как вы думаете, с каким настроением нужно приходить в школу? (Дети отвечают.)
Всегда радоваться и улыбаться могут только очень странные люди, но все же делать все надо в хорошем настроении - на радость себе и другим. Ведь если вы пришли в школу в плохом настроении - нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ вы не получите улыбок и утешения. Скорее всего, вам ответят тем же, а от этого ваше настроение явно не улучшится. К тому же окружающие не в курсе ваших проблем: что вы не справились с задачкой, что у вас ночью болел зуб или поссорились родители. Ждать от них сочувствия и понимания можно, только объяснив им, что у вас не ладится.
Вот и основное правило поведения: ведите себя с другими людьми так, как хотите, чтобы они вели себя с вами. Хотите грубостей в ответ - грубите, хотите доброго отношения и понимания - сами хорошо относитесь к другим. И постарайтесь понять, что родители или учителя ругают вас не за то, что вы плохи, а потому, что считают, что вы могли сделать лучше, но поленились. И запомните: никто не будет вас ругать, если вы сумеете объяснить взрослым, что что-то не получилось по объективным причинам. Но учтите: объективными причинами никак нельзя назвать просмотр мультфильмов, которые шли по телевизору один за другим, или то, что, проболтав весь вечер с друзьями по телефону, вы забыли выполнить домашнее задание. Так что, объясняя учителю или родителям, почему не было никакой возможности сделать что-то, помните древнюю мудрость: желающий сделать ищет возможности, а нежелающий ищет причины.
Что же дальше? А дальше вспомним народную мудрость о том, что провожают нас по уму, зато встречают по одежке. Ваша прическа - показатель настроения и отношения к себе, любимому. Желательно, чтобы ваши волосы в школе (а еще лучше - всегда и везде) были чистыми и причесанными. Что касается одежды, то она должна быть соответствующей месту (т. е. учебному заведению), комфортной и чистой.
Итак, вы пришли вовремя, настроение хорошее, да еще и рабочее, внешний вид - хоть на обложку журнала. На что еще стоит обратить внимание? (Дети отвечают.)
Наша речь. По тому, как говорит человек, многие люди могут определить не только место его рождения и образование, но даже его профессию. Как бы мы ни старались выглядеть образованными и культурными людьми, если мы не умеем говорить - все бесполезно. Народная мудрость гласит: «Молчание - золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.
- Какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети отвечают.)
«Волшебные» слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» - это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.
- А как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам? (Дети отвечают.)
К учителям принято обращаться на «вы» и по имени и отчеству, независимо от возраста преподавателя. С одноклассниками общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите - называйте по имени, хотите - по фамилии (но это не очень хорошо), и уж совсем не следует - по прозвищу, особенно если оно обидное.
Как нужно говорить? Помните, что вы говорите не для себя, а для других, поэтому необходимо сделать так, чтобы другие вас хорошо поняли. Надо четко и правильно произносить звуки, не торопиться - ведь за вами никто не гонится, грамотно формулировать свою мысль: что именно вы хотите сказать. Говорить нужно так, чтобы вас слышали те, с кем вы разговариваете: если это ответ у доски - рассказывайте классу, каждому ученику, даже тому, который сидит на последней парте; если это разговор на перемене, то совершенно необязательно, чтобы вся школа знала о вашем разговоре; а если вы сообщаете секретную информацию, можно говорить шепотом. Но помните, что в компании не принято шептаться с кем-то одним, не привлекая к разговору остальных.
В разговоре нам помогают не только слова, но и мимика, жесты. А иногда то, как мы молчим, может быть важнее того, как мы говорим. В школе, да и в любом другом общественном месте, не принято сильно жестикулировать и гримасничать, а уж дразниться или показывать неприличные жесты - и подавно.
- Вспомните, какие жесты мы используем в школе на уроке. (Дети отвечают.)
Итак, как вести себя в школе? Ответ простой - достойно и прилично! Что можно? Все, что не запрещено и является приличным и общепринятым.
- Давайте вспомним правила поведения в школе. (Дети отвечают.)
Правильно, категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других людей.
Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, если это не урок физкультуры, толкаться (если это произошло случайно, следует извиниться), есть и пить за пределами столовой.
Самое важное время в школе - это уроки. Как вести себя на уроках? К занятиям необходимо подготовиться: вытащить из портфеля учебник, тетрадь, пенал, дневник и другие принадлежности, если это необходимо. Помните, что готовы вы должны быть до начала урока, а не шумно ввалившись в класс после звонка и кучей вытряхнув на парту все, что есть в вашем портфеле.
Правила хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте. А это значит, что вы должны не только все приготовить к уроку, но и аккуратно разложить это на парте, чтобы вам же было удобно заниматься.
- Какие правила поведения на уроке вы уже усвоили за время
учебы? (Дети отвечают.) Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Чтобы задать вопрос или дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя.
Самое любимое время многих школьников - это... Конечно, перемена! Чем же занимаются ребята на переменах? Послушайте стихотворение Б. Заходера «Перемена».
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут - опять звонок...
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем!
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнем!
- Какие правила поведения нарушил герой этого стихотворения? Как нужно вести себя на перемене? (Дети отвечают.)
Перемена - это отдых от уроков, время, предназначенное для того, чтобы вы успели дойти до другого кабинета, привели в порядок тело и мысли, а не время олимпийских рекордов. Во время перемены можно пообщаться, уточнить расписание, повторить тему следующего урока. Поэтому и вести себя на перемене надо соответственно - не принято бегать, толкаться, про драки мы вообще не говорим - это запрещено. И помните: в любой драке виноваты обе стороны - потому что не смогли решить вопрос миром.
Поговорим о новичках в классе. Поставьте себя на место такого ученика - все новое и незнакомое: ученики, учителя, школа. Человеку и так тяжело приспособиться ко всему новому, а тут еще вы решите устроить ему проверку на прочность... Подумайте, если бы вы оказались на его месте, то вам, чтобы освоиться в новом коллективе, узнать его обычаи и особенности, гораздо больше понадобилась бы помощь и поддержка. Поэтому если в классе появился новенький, подойдите и объясните то, что ему необходимо знать о вашем классе, школе и т. д.
Вот мы и поговорили об основных правилах поведения в школе. И помните самое главное правило поведения в любом месте: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.
Почему школу так называют
В нашей стране сейчас много различных учебных заведений для детей: школы, гимназии, лицеи.
Первый лицей (тогда говорили «ликей») появился в Афинах более двух тысячелетий назад. Основал его великий философ (мудрец) Аристотель неподалеку от храма Аполлона Ликейского (отсюда и название «ликей»).
Возле храма задолго до создания ликея находился знаменитый гимнасий - школа физического совершенства. Надо отметить, что греки придавали большое значение красоте тела и многие ученые того времени были одновременно отличными спортсменами. В ликейском гимнасии юношей обучали борьбе, гимнастике, верховой езде. Теперь рядом с гимнасием (школой тела) возник ликей (школа духа, мысли).
Афиняне большую часть времени проводили в общении с другими людьми, они любили и умели поговорить. Обучение большей частью тоже было устным: в ликее учились, прогуливаясь и беседуя.
Было в древнегреческом языке слово «схоле», по-русски - «досуг», «отдых». От слова «схоле» и произошло наше родное, привычное слово «школа».
Греки считали, что отдыхает человек не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда обогащает свой ум и душу - учится. Вот так школой стали называть то, что способствует познанию, сам процесс обучения, а затем и место, где все это происходит.
О школьной форме
Школьная форма снова популярна. И чем престижнее школа, тем выше вероятность, что ее ученики будут носить форму. Она - знак принадлежности ребенка к определенной организации (школа, гимназия), от имени которой он выступает. Считается, что школьная форма настраивает детей на рабочий лад, помогает сосредоточиться и не отвлекаться от основных обязанностей - быть учениками и вести себя подобающе.
Форма в разных странах
В Японии мальчики носят «гакуран» - брюки и темный пиджак с воротником-стойкой и пуговицами в ряд наподобие формы солдат XIX века. А девочки щеголяют в платьях «матросская фуку», напоминающих форму военных моряков. Школьную форму в Японии любят, регулярно устраивают показы мод и даже наряжают в нее героев мультфильмов.
Англия гордится своими традициями. Белая блуза, темная юбка, синий свитер для девочек и таких же тонов рубашка, галстук, брюки и пиджак со значком школы на кармашке для мальчиков знакомы не одному поколению британцев. Но и здесь обуздать старшеклассников не всегда удается. Они готовы получать выговоры, терпеть наказания, только бы прийти в школу в джинсах и модной фуфайке.
Школьная форма в Австралии - знак принадлежности учащегося к престижной школе или классу. Обычные ученики ходят на занятия в джинсах, майках и футболках. И только ребята из экономических классов - будущая элита бизнеса - исключительно в строгих костюмах.
В африканских странах школьная форма для одних - предмет гордости, для других - напоминание о колониальном прошлом. И тяжелое финансовое бремя: ведь форма стоит денег, которых у многих семей попросту нет. Идея объединить формой бедных школьников с богатыми терпит крах. Потому что зачастую она - единственная одежда у бедных, и к концу учебного года так изнашивается, что насмешек более состоятельных одноклассников все равно не избежать.
Во Франции столкнулись с проблемой соотношения школьной формы и религиозных традиций. В 2004 году даже был принят закон, запрещающий носить ярко выраженные религиозные символы в государственных школах - например, девочки-мусульманки по традиции покрывают голову платком (хиджабом). Дело дошло до судебных разбирательств.
В Соединенных Штатах форму ввели в 1980-е годы, чтобы уберечь детей от зависти друг к другу. Но повсеместной она стала лишь в 1996 году и, по словам тогдашнего президента Билла Клинтона, помогла решить «проблему гангстеризма» и сгладила экономическое неравенство. Однако десятилетнее исследование показало, что нет существенной разницы между школьниками, носящими форму, и теми, кто от нее отказывается.
В России школьная форма впервые появилась в 1834 году у гимназистов. Ее вводили, а потом отменяли в 1892,1917,1941 и 1992 годах. Сначала серые, а потом синие костюмы-двойки у мальчиков и коричневые платья с черными фартуками у девочек давно ушли в прошлое. И та радость, с которой школьники встретили отмену формы, тоже позади. Но не прошло и десяти лет, как о форме опять вспомнили.
Когда родители покупают вам форму, напомните им: предпочтительнее покупать одежду из натуральных волокон - шерсти, хлопка, льна, шелка.
Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет
Классный час. Хорошие манеры 4 класс
Беседа с младшими школьниками на тему этикет
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Наталья Сергеевна Игнатьева # 18 августа 2014 в 22:02 +1 | ||
|
Надежда Николаевна Тарасова # 29 ноября 2014 в 09:23 +1 | ||
|
Елена Николаевна Нечаева # 21 февраля 2015 в 17:49 0 | ||
|
Валентина Кенесовна Алькина # 5 сентября 2015 в 19:02 0 |
Благодарю за хорошую разработку классного часа. Материал подобран с учетом возрастных особенностей. Дополнительный материал присутствует. Имеются исторические справки. |
Оксана Константиновна Бородяева # 7 июня 2020 в 21:44 0 |