Задачи:
1. Расширять представления младших школьников о правилах хорошего тона.
2. Воспитывать самостоятельность, творческое отношение к делу.
Оборудование: коробки; оберточная бумага; ножницы; клей; скотч; подарочная лента для изготовления бантов; два комплекта карточек - с названиями подарков и их назначением.
На доске надпись: «Не по цене подарок дорог, а по дарящему». Овидий
Учитель. Посмотрите на доску. Прочитайте высказывание. Как вы думаете, что оно означает? (Дети отвечают.)
- Кто из нас не любит получать подарки? А любите ли вы их делать?
Выбор подарка может превратиться в невероятно увлекательное занятие. Но только в том случае, если вы подойдете к нему с душой, поставите себя на место человека, которого хотите порадовать. Вы же наверняка знаете, о чем мечтают ваши друзья или родные. А если нет, то постарайтесь узнать, о чем именно мечтает человек. И в этом случае можно быть вполне уверенным, что подарок доставит большую радость.
Подыскивая подходящий подарок, дарящий уже мысленно предвкушает удовольствие, которое он получит при его вручении. Удивление виновника торжества при виде подарка, ясно читающееся на его лице, радость от исполнения желания - все это доставляет дарящему истинное удовольствие и, кроме того, дает приятную уверенность, что подарок пришелся по вкусу, что его будут ценить. Дружеское пожатие руки в таком случае означает больше, чем множество вычурных фраз.
Нам следует всегда быть благодарными за подарок, за внимание и добрые намерения, которыми руководствовался дарящий. И никоим образом нельзя выказывать недовольства, если подарок не понравился.
Правила хорошего тона требуют, чтобы мы, получив подарок, сняли с него оберточную бумагу и похвалили его в присутствии дарителя и других гостей, постаравшись при этом продемонстрировать все самые лучшие стороны и качества подарка. При получении нескольких подарков их обычно размещают на большом столе в том порядке, в каком получают, - последние впереди, а не по их ценности.
Маленькие дети могут подарить родителям рисунок, выучить музыкальную пьесу, которой порадуют их в день праздника, или выпилить какую-нибудь вещицу, или чем-нибудь другим выказать свое внимание. Родителям всегда доставляет удовольствие, если их дети что-нибудь приготовят им к празднику - будь то работа или стихи; задача старших детей - помочь младшим в выборе.
Вообще, при выборе подарков членам семьи правил, конечно, нет. Это дело вкуса.
Вы можете подарить купленный подарок, а можете сделать его своими руками. В последние годы в нашей стране большую популярность завоевало рукоделие, и многие представительницы прекрасного пола умеют хорошо вышивать или вязать. Почему бы не подарить родным или друзьям подарок собственного изготовления, особенно если вы украсите его какой-нибудь эмблемой. В вышивках и других рукодельных работах прошлых веков часто встречаются символы, которые, к сожалению, почти забыты в наше время, но знать которые стоило бы всем современным мастерицам.
«Художественное чутье, которое было так живо в людях того времени, умеет связывать в прелестные орнаментальные группировки самые разнородные и даже совсем непоэтические вещи, - писала исследователь дворянской культуры В. Дудорева. - На крышке бумажника, очевидно предназначенного для купца, вышита пальма - символ далеких стран, откуда идут его товары; при ней весло и якорь мореплавателя, кипы товаров, перевязанные канатами, крылатая шапка и жезл Меркурия - эмблемы торговли (в собрании А.К. Пожарского). Помещица украшает свою сумочку снопом золотых колосьев, который перевит розовой ленточкой с граблями, косой и серпом (собрание Кустарного музея). Музыкант мог получить бумажник с группой музыкальных инструментов: скрипкой, флейтой на фоне развернутой нотной тетради; лирой в цветах или лавровом венке. Охотник выбирал виньетку с ружьем, охотничьим рогом и ножом».
Такие подарки особенно ценны, потому что в них соединяется не только приятное с полезным, но и красота и изящество. Как бы подарок ни был дорог и практичен, изящная, подобранная по смыслу к празднику вещица всегда доставит большее удовольствие.
Для того чтобы дарить подарки умело, необходимо иметь такт и Деликатность. Если мы хотим, чтобы подарок был принят с таким же искренним чувством, с каким мы его дарим, то прежде всего надо удостовериться, будет ли он приятен. А для этого необходимо, чтобы он соответствовал надобностям и вкусу получающего. Многие считают подходящими подарками свои вещи, которые им больше не нужны или с которыми они не знают, что делать. При этом может случиться, что получатель подарка прежде уже видел эту вещь и знает, что она вам не нужна. Следовательно, такой подарок свидетельствует, что вам все равно, доставит ли он удовольствие или нет, и легко может стать поводом к ссоре или отчуждению. Лучше вообще ничего не подарить, чем преподнести заведомо ненужную вещь. Всегда надо помнить, что самый маленький, удачно выбранный подарок может доставить большое удовольствие, и искусство дарить подарки состоит в том, чтобы, выбирая его, ставить себя на место виновника торжества. И дело вовсе не в цене, а в удовольствии, которое подарок доставит.
Упаковать подарок - особое искусство, требующее ловкости и воображения. Красивая обертка создает радостное, праздничное настроение. Если вы подберете красивую бумагу и подходящие к ней ленты, то можете добиться великолепного результата. Если лист бумаги недостаточно большой, вы можете склеить между собой два или даже три листа одинаковой бумаги. Сделайте это аккуратно, накладывая край последующего листа на предыдущий. Не используйте для этого клейкую ленту: она может отклеиться или просто испортить внешний вид упаковки.
Сейчас мы с вами попробуем обернуть коробку. Приготовьте ножницы и бумагу. Положите коробку на бумагу. Оберните ее так, чтобы все стороны оказались под бумагой. Оставьте только полоску шириной 5 см, остальное отрежьте. Подогните этот краешек внутрь и приклейте его. По краям коробки должны остаться хвостики бумаги, длина которых чуть больше высоты коробки. Уберите верхнюю часть хвостика внутрь, а нижнюю сложите треугольником (как если бы вы делали самолетик) и наложите на верхнюю. Приклейте ее. Здесь уже можно использовать маленькие кусочки клейкой ленты.
(Дети учатся упаковывать подарок, следуя указаниям учителя.) Конкурс
Учитель. Предлагаю отдохнуть и провести веселый конкурс. Для участия мне нужны две пары. Вам нужно обернуть свои подарки. Но сделать это будет непросто. Паре свяжут руки (одному - левую, другому - правую). Свободными руками нужно обернуть коробку. Побеждает пара, выполнившая задание быстрее и аккуратнее.
(Две пары детей участвуют в конкурсе.)
Еще коробку можно украсить бантом. В специализированных магазинах большой выбор бантов, но интереснее их сделать самостоятельно.
Отрежьте два кусочка подарочной ленты длиной по 40 см. Смажьте клеем и сложите их кончики вместе так, чтобы получились две восьмерки. Наклейте эти восьмерки одну на другую, промазав клеем в центре. (Можно скрепить степлером.) Из пятнадцати таких восьмерок, склеенных в центре, но с петлями, расположенными в разных направлениях, получится настоящая хризантема.
Еще вариант. Отрежьте четыре куска подарочной ленты по 20 см. Склейте их вместе в центре, чтобы получилась звезда. Сверните каждый лучик в кольцо. Капните по капельке клея в середину верха и низа. Каждый следующий луч наклеивайте на предыдущий. Оставьте в середине тяжелый предмет, чтобы маргаритка склеилась как следует.
(Дети практикуются в изготовлении бантов.)
Цветы - спутники любого праздника. Цветами встречают именитых гостей, их вручают артистам после исполнения номера, юбилярам - на торжестве, всем девочкам, девушкам, женщинам - в день 8 Марта, всем учителям и сотрудникам школы - в День знаний, на празднике последнего звонка, в День учителя, на выпускном балу. Цветы вручают именинникам, победителям олимпиад и конкурсов, выпускникам 11 класса и т. д. Своей красотой цветы всегда вдохновляли художников и поэтов. Послушайте стихотворение Р. Гамзатова.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Цветы для подарка нужно выбирать очень тщательно, учитывая возраст, пол и положение того, кому подарок предназначен.
Мальчикам и девочкам дарят цветы нежные и мелкие, составленные в маленькие, округлые разноцветные, теплых радостных тонов букетики. Они должны дополнять игрушку или коробку конфет.
Взрослым дарят цветы на длинных стеблях. Молодым женщинам вручают благородные цветы от интенсивно красных до пастельных тонов - в зависимости от степени близости. Это могут быть гвоздики, герберы. Орхидея уместна для подарка женщине средних лет, дарить ее юной девушке не стоит. Дамам старшего возраста дарят любые благородные цветы, в том числе лилии и хризантемы, но они должны быть пастельных, спокойных тонов. Мужчинам обычно дарят цветы одного тона и на длинных стеблях.
Официальным гостям, к примеру членам заграничной делегации, можно вручить букеты роз, гвоздик, тюльпанов и других цветов, но из оранжереи. Нельзя использовать цветы открытого грунта, такие, как георгины, астры, ирисы.
Артистам дарят хризантемы, гладиолусы, розы, гвоздики, герберы. Если их преподносят на сцене, то собирают в изящные круглые, односторонние или диагональные букеты с богатой аранжировкой зеленью или оформляют в корзины. На дом лучше послать небольшой фантазийный букет.
Меняются времена, меняются обычаи. Еще несколько лет назад букет из 5-10 видов цветов многие считали признаком дурного вкуса. Сегодня его дарят по разным поводам. Раньше невозможно было подумать о вручении кому-то одного цветка. Сейчас это знак внимания при свободных, товарищеских отношениях. Все популярнее становятся подарочные горшки с красиво цветущими комнатными растениями.
При вручении букет держат в левой руке цветками вверх. Отдавая цветы, не забудьте поклониться и сказать соответствующие моменту слова.
С древнейших времен растения служили символами. Например, голову невесты украшали только миртом и померанцевыми цветами (цветками апельсинового дерева); лавровый венок венчал голову воина или поэта; оливковая или пальмовая ветка служила символом мира; кипарисом и плакучей ивой обозначают последнее земное прибежище дорогих сердцу людей.
Какие цветы выбрать для подарка?
При выборе цветов следует помнить, что сохранились некоторые правила, связанные с цветовой символикой, и их по возможности следует учитывать. Так, красные цветы (розы, гвоздики, маки и т. п.) выражают искреннее расположение; розовые цветы (гвоздика и др.) считаются нейтральными и уместны в любой праздничной обстановке. Молодой девушке дарят нераскрывшиеся красные и розовые розы, молодой женщине - розовые или желтые розы и гвоздики, женщине постарше - хризантемы, лилии и другие цветы нежных оттенков.
Ко дню рождения ребенку можно подарить букет из стольких цветов, сколько ему исполнилось лет. Характеру малыша больше соответствуют пестрые веселые букетики.
Пожилому мужчине или руководителю на работе в день рождения уместно подарить розы на длинных стеблях, красные или белые гвоздики, крупные хризантемы или цветы, соответствующие сезону. Изящные цветы не годятся.
Букеты из цветов одного вида и одного цвета строги, изысканны и благородны. Чем крупнее букет, тем он представительнее и тем больше подчеркивает торжественность случая, но одновременно утрачивает индивидуальность и даже может быть расценен как проявление тщеславия.
Букеты из цветов двух и более видов благодаря пестрой гамме носят характер непринужденный, живой, дружеский и сердечный, подходят для подарка близким друзьям в неофициальной обстановке.
Отдельные цветки, например орхидеи, антурии, лилии или герберы, всегда производят впечатление изысканности и сдержанности, однако их аранжировка требует тонкого вкуса и умения.
Полевые, лесные и луговые цветы хороши для букета, но неуместны на праздничном или торжественном приеме. В подобных ситуациях предпочтительнее гвоздики, розы, герберы, орхидеи.
8 Марта женщинам любого возраста преподносят весенние цветы и цветущие растения в плоских вазах. В День учителя ученики преподносят своим учителям гвоздики или розы. Хороши букеты из осенних цветов и листьев.
Женщины могут дарить друг другу цветы в горшках - для пополнения домашней коллекции. Если цветы преподносят мужчины или мужчине в торжественной обстановке, то это, как правило, букет.
Транспортировать цветы всегда следует упакованными в бумагу или газету, чтобы уберечь их от пыли, солнечных лучей, мороза. Распаковать букет можно в вестибюле, в передней или перед дверью квартиры. Букет можно оставить в целлофановой обертке (но не в газете!), если вы вручаете его в прихожей. Если же двери вам открывает кто-либо из членов семьи, и вы с цветами входите в комнату, обертку нужно снять, если, конечно, она не является украшением букета.
Даря цветы, подавайте их головками вверх.
Если вы посылаете цветы с доставкой из магазина, вложите в корзинку или внутрь букета записку с пожеланиями.
Рассуждения Реджинальда о рождественских подарках
Мне бы искренне хотелось (так начинался монолог Реджинальда о рождественских подарках), чтобы все поняли, что мне совершенно не хочется получить на Рождество книгу «Георг, принц Уэльский». Более очевидной истины и быть не может.
Давно пора ввести в школах предмет «Наука дарить подарки». Ведь похоже на то, что в нашем обществе никто не имеет ни малейшего представления о том, что, когда и кому преподносить в дар.
Всеобщим «женским» заблуждением является утверждение «галстук всегда пригодится», которое дает дамам основание присылать вам такие ужасные удавки, которые вы можете носить лишь в тайне от других (и самого себя). Было бы гораздо лучше, если бы дарительница оставила подобную тряпку себе и использовала ее для подвязывания кустов смородины. Таким галстуком она бы сразу убила двух зайцев - поддержала бы ветви и отпугнула ненасытных птиц, ибо истина заключается в том, что женщины и продавцы галстуков отличаются весьма своеобразным вкусом.
Теперь поговорим о тетушках. С этой группой населения всегда трудно иметь дело в отношении подарков.
Когда вы наконец сможете приучить их к мысли, что в Вест-Энде* никто не носит красных вязаных митенок**, они либо умирают, либо ссорятся с семьей, либо совершают еще какой-нибудь неприличный поступок. Именно поэтому они столь ненадежны.
Взять хотя бы мою тетушку Агату, которая на прошлое Рождество прислала мне пару перчаток и продвинулась уже столь далеко в науке дарения, что выбрала перчатки с правильным количеством пуговичек, которые вполне можно было носить, если бы они не были девятого размера! Я послал их парню, которого искренне ненавижу. Он, само собой, не будет их носить, но мог бы - вот что делает озлобленность в преддверии смерти. Это было почти так же утешительно, как послать ему букет белых цветов на похороны.
Я написал тетушке и поведал ей, что на свете есть только одна вещь, от которой жизнь становится подобна цветению розы. Боюсь, что она сочла меня фривольным, ибо родом она с Севера, где все уверены, что попадут в ад.
С тетушками «иностранного происхождения» труднее всего иметь дело в отношении подарков. Но тетушек мы не выбираем, поэтому проще выбрать подарок, а счет послать своей родственнице.
Даже друзья, которым сам бог велел знать вас лучше тетушек, и те иногда делают вам весьма странные подарки. Я бы мог составить коллекцию из дешевых изданий Омара Хайяма. Последние четыре я отдал мальчику- лифтеру. Мне нравится представлять, как он читает их - вместе с примечаниями Фицджеральда - своей престарелой матери. У мальчиков-лифтеров всегда есть престарелые матери, которых они очень любят, - мне, во всяком случае, так кажется.
Лично я совершенно не могу понять, почему так трудно выбирать подарки.
Ну и конечно, прекрасным подарком могут быть бокалы для ликера, засахаренные фрукты, гобеленовые занавески и еще множество других милых вещиц, которые доставят удовольствие тому, кому предназначен подарок, не говоря уже о таких роскошных подарках, как оплата чужих счетов или покупка ювелирного украшения, которое, несомненно, приведет вашего друга в хорошее расположение духа...
Самой приятной моей чертой, вне всякого сомнения (скромно заметил Реджинальд), является моя неприхотливость. Но я никак не могу смириться с «Принцем Уэльским».
Г.Х. Монро
Игра «Веселые подарки»
На столе лежат две группы карточек. В одной стопке - карточки с существительными (название подарка), в другой - с глаголами (назначение подарка). Игроки вытаскивают по две карточки. Если они совпадут по значению, учащийся получает приз.
1. Платье - выглажу утюгом.
2. Брошь - прикреплю на грудь.
3. Кот - возьму на руки и буду гладить.
4. Карманный платок - оболью духами и положу в кармац.
5. Мыло - захвачу с собой в баню.
6. Машина - сяду и поеду.
7. Орехи - разгрызу и съем.
8. Скрипка - буду на ней играть.
9. Шляпа - надену на голову.
10. Колбаса - поджарю и съем.
11. Зеленый лук - положу в салат.
12. Ваза - поставлю на стол и буду любоваться.
13. Носовой платок - вытру нос.
14. Зонтик - прикроюсь от дождя.
15. Цветы - буду нюхать.
16. Пирожное - полакомлюсь.
17. Горчица - намажу на хлеб.
18. Кукла голыш - вымою и положу спать.
Беседа с младшими школьниками на тему этикет
Классный час. Хорошие манеры 4 класс
Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Надежда Николаевна Тарасова # 29 ноября 2014 в 09:23 +1 | ||
|
Ольга Николаевна Жгутова # 9 июня 2015 в 23:34 +1 | ||
|
Валентина Кенесовна Алькина # 5 сентября 2015 в 18:41 +1 |
Хочется поблагодарить за ваш труд в подборе материала для классного час, который проходит хорошо, интересно и увлекательно. |