Цели: прививать этические нормы поведения гостеприимного хозяина; развивать умение встречать гостей, дарить и принимать подарки.
Оборудование: памятки, воздушный шарик.
Вступительное слово учителя
- Гость в дом - радость в дом. Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости?
(Выслушиваются предположения детей.)
~ Действительно, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. Во-вто- рых, собираются в гостях разные люди поговорить о том о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее.
И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье сын - зовут гостей разделить радость. А если горе - звать не надо. Те, кто приходил в дни радости, придут разделить и горе.
Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости. Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как - гостю.
Прибегаете вы к товарищу домой - на прогулку звать. Открывает его мама. Первые слова многих из вас: «Юра дома?» А что надо сказать в первую очередь? (Здравствуйте.)
Обсуждение ситуации о гостеприимстве
- Не всякий умеет быть настоящим и щедрым хозяином. Быть хорошим хозяином совсем не просто. Чтобы убедиться в этом, рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация первая
Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алеши. Расставаться не хотелось. Алеша предложил:
- Пошли, ребята, к нам. У меня «Жизнь животных» есть. И поедим, а то здорово есть хочется.
- А мама ругаться не будет? - спросил Витя.
- Ну что ты! Она у меня не такая!
Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка, в ванной работала стиральная машина, а в комнате вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.
- Вы уж извините, ребята, у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.
Мальчики стали отказываться, порывались уйти домой. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?
(Размышления детей.)
Ситуация вторая
В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: «Входите, открыто!» На пороге появилась... одноклассница Марина. Это было полной неожиданностью. Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать есть или отставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?
(Размышления второклассников.)
Ситуация третья
Скоро в школу. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмется за дело. Ребята все не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приемы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.
Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина - а уроки? А мамина просьба? (Размышления учеников.)
Ситуация четвертая
Лена с мамой готовились ко дню рождения тщательно: напекли пирожков, приготовили торт, купили мороженое и даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, довольно быстро управились с угощением и... заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки. Дима в седьмой раз ставил пластинку с песенкой крокодила Гены.
Лена принесла еще один большой торт: «Ешьте, ребята, ну ешьте!» Но есть уже никто не хотел.
- Айда, ребята, шайбу погоняем, - сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись и подружки.
Когда мама, которую Лена попросила уйти часа на два к соседям, вернулась домой, виновница торжества в полном одиночестве горько плакала в неприбранной кухне.
Как вы думаете, почему не получился день рождения? Почему он не стал настоящим веселым праздником? (Размышления ребят.)
- Я полагаю, ребята, что, поразмыслив над этими задачами и вспомнив похожие случаи из жизни, вы сами ответите на вопрос, как же должен вести себя хозяин и какие правила он должен соблюдать, чтобы гостям в его доме было хорошо и уютно.
Физкультминутка
Воздушный шарик
Шарик, шарик мой воздушный!
Непоседа непослушный!
(Подбрасывать воображаемый воздушный шарик то левой, то правой рукой.)
Шарик круглый, шарик гладкий,
Шарик тонкий, шарик мягкий.
Я на шарик нажимаю, из-под рук он вылетает.
(Описать руками круг, потрогать шарик, погладить, нажать на
него.)
Вверх! Но я его поймал,
(Поднять руки вверх, «поймать» шарик.)
Нитку к пальцу привязал.
(«Намотать нитку» на палец.)
Вправо - шарик, влево - шарик,
Мой светящийся фонарик!
(Руки - параллельно - вправо и влево.)
Дай тебя я обниму
(«Обнять» шарик.)
И к щеке своей прижму.
(«Прижать» к щеке.)
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай!
- Мы не зря вспомнили физкультминутку про шарик. Ведь с его помощью можно быстро поднять настроение своим гостям, украсив шарик аппликацией и подарив его приглашенным,
(Учитель может показать, как это сделать.)
- А еще с помощью шариков можно украсить комнату, где будут веселиться гости. Также воздушные шары - незаменимые помощники в проведении различных аттракционов. Кто знает какие-нибудь конкурсы с использованием шарика? (Дети называют несколько конкурсов.)
- Итак, чтобы лучше запомнить все сказанное, давайте познакомимся с памяткой.
♦ Быть приветливым хозяином - это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в лучшую комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.
♦ Быть внимательным хозяином - это значит видеть всех своих друзей сразу и каждого в отдельности, найти время поговорить со всеми понемногу, а тем, кто стеснителен или впервые в доме, уделить побольше внимания. Не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей к себе.
♦ Быть предупредительным хозяином - это значит заранее подумать не только над тем, чем вы угостите своих друзей, но и чем займете их; а кроме того предупредительный хозяин угадывает желания гостей и выполняет их, по возможности не дожидаясь, чтобы его просили.
♦ Быть щедрым хозяином - это значит не жалеть для гостей книг, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять их хорошо.
♦ Быть бескорыстным хозяином - это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не напоминать без конца, как хорошо вы все устроили и самое главное, - не рассчитывать на ответный прием, угощения и подарки.
♦ Быть тактичным хозяином - это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, в которых хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.
♦ И наконец, быть воспитанным хозяином -это значит выполнять все, о чем написано выше, быть радушным, вежливым и, что бы ни случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.
(Памятку можно распечатать и читать, обсуждая каждый пункт. Раздать на память).
Игра-тренинг
Для игры выбираются гости и хозяин. Обыгрывается ситуация «К тебе пришли гости». После показа данной ситуации идет обсуждение. Предложить разыграть ситуации с разными гостями: гости - товарищи, гости - взрослые.
- А теперь я вас познакомлю с некоторыми играми, которые вы можете провести со своими гостями, чтобы они не скучали.
Игры - веселушки (для внимательного хозяина)
(В эти игры с ребятами нужно поиграть, чтобы они их запомнили.)
1. «Один в поле воин»
Игроку на пояс привязывают на веревке яблоко. Необходимо раскачать яблоко так, чтобы можно было укусить его. Длина веревки не должна быть больше расстояния от пояса до носа.
Берегите очки, зубы, носы и другие части тела.
2. «Интеллектуал»
Стулья расставляют по кругу, их занимают игроки. Ведущий задает вопросы (это может быть любая викторина). Верно ответивший на вопрос пересаживается на стул справа. Побеждает игрок, быстрее всех вернувшийся на свой стул.
3. «Четвероборье»
Четыре игрока держат одеяло за углы. На одеяле лежат по одной вещи каждого игрока. Необходимо, встряхивая одеяло, скинуть чужие вещи и оставить свою.
4. «Столовая»
На пустую тарелку кладут три горошинки перца. Их нужно быстро нанизать на вилку.
5. «Дизайнеры»
Игроки получают банан, бумагу, скрепки, тесьму, ленты, фломастеры. Необходимо украсить банан за оговоренное время. Побеждает самый оригинальный.
Подведение итогов
Учитель предлагает второклассникам записать или запомнить некоторые правила гостеприимства:
1. Быть приветливым и внимательным хозяином.
2. Быть предупредительным и щедрым хозяином.
3. Быть бескорыстным, тактичным и воспитанным хозяином.
Народная мудрость, пословицы и поговорки о гостеприимстве
По одежке встречают, по уму провожают.
За пустой стол гостей не сажают.
Дорогому гостю и хозяин рад.
Красному гостю красное место.
Не будь в людях приметлив, а будь у себя приветлив.
Умел в гости звать, умей гостей встречать.
Приветливое слово гнев побеждает.
Гостю почет - хозяину честь.
Доброе слово и кошке приятно.
Не дорог обед, дорог привет.
Не красна изба углами - красна пирогами.
Хорош садовник, хорош крыжовник.
Праздник придет - гостей приведет.
Не для того в гости едут, что дома нечего обедать.
Редкое свиданье - приятный гость.
Незачем в гости, у кого болят кости.
Незваный гость легок, а званый тяжел.
Кто гостю рад, тот и собачку его кормит.
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Беседа с младшими школьниками на тему этикет
Классный час. Хорошие манеры 4 класс
Алиса Максимовна Рахматуллина # 9 марта 2015 в 09:29 0 | ||
|