Конспект классного часа по этикету для 1 класса
Классный час проводиться в сентябре месяце в 1 классе.
Пожелание: Данный материал можно разбить на 2 урока.
Цель: объяснить детям правила поведения в раздевалке, столовой, библиотеке.
Оборудование: памятки для каждого ученика.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по школе. Начнем наше путешествие с класса, а затем отправимся на экскурсию по школе. Итак, закройте глаза и представьте, как вы утром входите в школу. Куда вы идете в первую очередь?
Ученики. Мы проходим в раздевалку, чтобы снять верхнюю одежду.
Учитель. А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашей раздевалке? Почему?
Ученики. Иногда кто-то толкается, мешает, раскладывают свои вещи.
Учитель. Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.
(Дети вместе с учителем выводят правила поведения в раздевалке. Учитель может задать следующие вопросы: «Ходят ли наши ученики по упавшей одежде? Как надо поступить, чтобы этого не было?» При этом необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения. Во избежание этого учитель предлагает: «Давайте не будем называть имена нарушителей, так как эти дети - мы в этом уверены - скоро научатся себя вести».)
Правила поведения в раздевалке
• Вешай свою одежду на определенное (свое) место.
• Варежки, перчатки положи в карман, головной убор - в рукав.
• Одежду вешай аккуратно.
• В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
• Увидел упавшую одежду - подними.
• В карманах ничего не оставляй.
• Будь вежлив с товарищами, помогай другим.
Учитель. А теперь отправимся в самое «вкусное» место в школе. Куда же это?
Ученики. В школьную столовую.
(Проводится игра. Давайте покажем, как идем в столовую.)
- Вот так (маршируют на месте).
- А как тихо идем?
- Вот так (идут на носочках).
- А как руки моем?
- Вот так.
- А как едим в столовой?
- Вот так (показывают).
- А как жуем?
- Вот так.
- А что говорим после обеда?
- Спасибо!
Учитель. Ну вот мы и пришли. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую?
Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?
(Можно взять интервью у школьного повара. Вопросы могут быть такими:
а) В котором часу вы приходите на работу, чтобы приготовить завтрак учащимся?
б) Сколько стаканов, вилок, ложек и тарелок нужно вымыть за рабочий день?
в) Сколько теста нужно замесить, чтобы испечь то количество пирожков, которое продают в столовой за день?
г) Сколько раз за день вы слышите слово «спасибо»?)
Запоминалочки
1. В столовой есть закон такой - руки мой перед едой!
2. Очень пища хороша - кушай пищу не спеша!
3. Если будешь все съедать - шанс учиться есть на пять!
4. Ты поел? Чиста тарелка? Отнеси скорей-ка!
5. Уходя, скажи спасибо тем, кто стол накрыл красиво!
Учитель. А теперь назовите уже известные вам правила поведения в столовой.
(Выслушиваются высказывания детей. Учитель подводит итог: главное в поведении за столом - вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. Дети должны запомнить, что есть надо всегда аккуратно, бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду. Можно показать несколько сцен с разным поведением за столом, чтобы дети запомнили, как следует себя вести во время еды. Целесообразно выработанные правила поведения вывесить в классном уголке, чтобы они наглядно напоминали детям правила поведения за столом.)
Как вести себя в столовой
• Входить в столовую надо организованно.
• Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
• Перед едой всегда мой руки.
• Не разговаривай во время еды.
• Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
• Убери за собой посуду.
• Скажи «спасибо» тем, кто тебя накормил.
Учитель. А теперь послушаем стихотворение Г. Остера «Советы наоборот».
Ученик.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Учитель. Почему так не надо вести себя за столом? А как поступить правильно?
Хорошо веди себя в школьной столовой
Звонок! Все дружно гурьбой
В столовую летят стрелой.
А здесь есть правила свои,
Запомни их и повтори!
Ешь аккуратно, не спеши,
Не брызгай, на пол не кроши,
Хлеб береги и уважай,
Его повсюду не бросай,
Поел - и убери, друг мой,
Свою посуду за собой.
Физкультминутка
Учитель. Давайте немного отдохнем и выучим игру «Ледышка, картошка и бабочка».
- Скажите, ребята, если вы в руках подержали ледышку и руки замерзли, и как их надо будет после этого согреть? (Подышать в ладони, согнутые «чашечкой».) Правильно, подышать в ладони.
- А если у вас в руках оказалась вдруг горячая картошка, тогда как надо поступить? Правильно, отбросить ее от себя, чтобы не обжечься. (Сделать броски вперед пальцами ладоней.)
- А если у вас в руках оказалась бабочка, то ее надо бережно поднять вверх, чтобы она смогла взлететь в небо. (Поднять ладони кверху.)
Теперь ваше задание: не ошибиться, когда я называю одно из трех слов - ледышка (дышим на руки), картошка (бросаем ее вперед), бабочка (поднимаем ладони вверх).
После этого несколько раз произнести: «Ледышка, картошка и бабочка».
Продолжаем наше путешествие. А куда мы сейчас попадем, узнаете, отгадав загадку.
Комната - хранилище.
Царит в ней тишина.
Там много интересного
Узнаешь для себя.
Ученики. Это библиотека.
Учитель. Для чего в школе нужна библиотека? (Выслушиваются высказывания детей.)
Старайся побольше узнать
Лягушка книжек не читала,
И хоть заданья выполняла,
Училась слабо. И подружка
Такой совет дала Лягушке.
Меня послушай, дорогая,
Я абсолютно твердо знаю,
Пятерки хочешь получать –
Так больше книг должна читать.
Ты каждый раз в часы досуга
За чтение садись, подруга.
Немного книжку почитай –
Умнее будешь, так и знай!
Учитель. Главное сокровище библиотеки - книга, источник знаний. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней надо бережно. Может случиться так, что книга может «заболеть». Как вы думаете, почему? Берегите книги! Это самое главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам. А как правильно вести себя в библиотеке?
Памятка поведения в библиотеке
• В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, громко не разговаривать.
• Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать «спасибо».
• Книгу надо брать только чистыми руками.
• В книге нельзя загибать углы, следует пользоваться закладкой.
• Если книга повреждена, ее надо «полечить».
• Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.
(Памятку можно подарить каждому ребенку.)
Учитель. Есть еще одно важное помещение в школе. Это - актовый зал. Туда мы с вами будем ходить на концерты, праздники, спектакли. Как вести себя в актовом зале?
Памятка поведения в актовом зале
• На праздник приходи в праздничной одежде, подтянутым, причесанным, в начищенной обуви.
• Занять свое место надо спокойно, не мешая окружающим; неприлично, опережая всех, толкаясь, бежать, чтобы сесть раньше других.
• В ожидании начала праздника или концерта следует проявлять терпение. Можно разговаривать, нельзя кричать, толкаться, бегать.
• Как только объявляется начало представления, надо прекратить все разговоры, внимательно смотреть и слушать.
• Не переходите с места на место и не уходите до окончания мероприятия.
• Не смейтесь, если на сцене что-то не ладится, возникла какая-то неловкость (например, если выступающий забыл текст, смутился, упал во время танца).
• После окончания, не толкаясь, выйди спокойно из зала. Не торопись. Не забудь поаплодировать артистам.
Учитель. Путешествие в классе закончилось. Теперь мы отправляемся на экскурсию по школе. Побываем в раздевалке, столовой, библиотеке.
(Во время экскурсии повторяются и закрепляются полученные знания.)
Подведение итогов
- Что вы запомнили из нашего путешествия?
Дополнительный материал
Песня библиотечных книг
К нам, беспризорные книжки - калеки,
В залы просторные библиотеки!
Книжки - бродяги, книжки - неряхи,
Здесь из бумаги сошьют вам рубахи.
Из коленкора куртки сошьют,
Вылечат скоро и паспорт дадут.
К нам, беспризорные книжки - калеки,
В залы просторные библиотеки!
С. Маршак
- Кого зовут в библиотеку? Почему?
- Почему книжки стали калеками?
- Как в библиотеке могут помочь таким книжкам?
Мы всему научимся, много будем знать,
Будем наши правила Дружно выполнять.
Н. Найденова
- Чему вы собираетесь научиться в школе?
- Какие правила вы знаете?
(Можно с детьми поговорить о правилах поведения на школьном дворе. Школьный двор - это лицо школы. Чтобы оно было красивым, на участке школьники высаживают цветы и сами ухаживают за ними. Следует беречь зеленые насаждения.)
Совет наоборот
Если вы с друзьями вместе веселитесь во дворе,
А с утра на вас надели ваше новое пальто,
То не стоит ползать в лужах и кататься по земле
И взбираться на заборы, повисая на гвоздях.
Чтоб не портить и не пачкать ваше новое пальто,
Нужно сделать его старым. Это делается так:
Залезайте прямо в лужу, покатайтесь по земле.
И немножко на заборе повисите на гвоздях.
Очень скоро станет старым ваше новое пальто,
Вот теперь спокойно можно веселиться во дворе.
Можно смело ползать в лужах и кататься по земле.
И взбираться на заборы, повисая на гвоздях.
Г. Остер
- Как не надо вести себя на школьном дворе и во дворе своего дома? А как надо?
Частушки
В школе прозвенел звонок,
Все спешим мы на урок.
А Максим приплелся в класс
С опозданием на час.
Восьмой год уже пошел
Девочке Танюшке.
Пора в школу собираться –
В сторону игрушки.
Первоклашки научились
Цифры разные писать:
То ли 7, а то ли 5 –
Ничего не разобрать!
Ну а прописи у нас –
Просто загляденье!
Мы рисуем там зверят
И пишем предложения!
Рано в школу я пошла,
Так хочется учиться!
Хоть и нет мне семи лет,
Будут мной гордиться.
Две подружки-первоклашки,
Длинные косички,
Очень любят поболтать,
Словно две синички.
Прозвенел звонок по школе.
Начинается урок.
Словно смерч летит вприпрыжку
Опоздавший паренек.
За обедом я вертелась –
Вправо, влево и кругом!
С Олей, Катей я болтала,
Облила их молоком.
Буквари нас научили
Разные стихи писать.
Сочинять свои частушки
Будем дальше продолжать!
Основные правила для повторения
• В школу следует приходить аккуратно одетым, причесанным.
• Все школьные вещи должны быть в порядке, аккуратно уложены в портфель.
• В школу надо приходить вовремя, без опозданий. Когда входишь в школу, не толкайся, не спеши опередить всех, перед входом хорошо вытри ноги.
• Мальчики при входе в школу снимают шапки.
• Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами.
• Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешения у учителя.
• Если в класс входит взрослый (учитель, директор, родитель), все дружно, но тихо и спокойно встают за партами, приветствуя вошедшего. Сесть можно только после разрешения.
• Если учитель задает вопрос классу и ты хочешь ответить, не выкрикивай, а подними руку. Руку надо поднимать и тогда, когда хочешь спросить что-либо у учителя.
• Обращаясь с просьбой к учителю или товарищам, употребляй «вежливые» слова: «пожалуйста», «спасибо».
• Береги свою парту, не ломай ее, ничего не пиши на ней, не царапай, не порть острым предметом.
• Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
• В коридоре нельзя бегать и кричать.
• Во время перемен можно играть в различные игры.
• Со всеми взрослыми, которых встречаешь первый раз в этот день в школе, надо здороваться.
• Если в дверях встретился взрослый, уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.
• Бумажки, огрызки следует бросать в специальную корзину, урну.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час на тему Здоровый образ жизни 1 класс
Конспект классного часа по теме: Дружба, 1 класс
Итоговый классный час в 1 классе
Классный час для 1 класса на тему: Итоги первой четверти
Классный час 1 класс. Порадовать близких – как это просто