Беседы, направленные на формирование культуры речевого общения
Подготовила воспитатель: Гудкова Татьяна Николаевна
1.Беседа на тему: "Правила вежливости"
Ход:
Прослушивание спокойной расслабляющей мелодии в течение 1-2 минут (для сосредоточения ребят).
Постановка проблемы:
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т. е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы с вами повторим и узнаем новые вежливые слова, дополним образ человека, с которым приятно дружить, общаться, а также сочиним правила вежливости.
Я вам сейчас расскажу, что такое синонимы. Синонимы- это слова, противоположные по смыслу. Назовите синонимы слов: здравствуйте, до свидания. Давайте разыграем с использованием этих слов сценку, в которой один мальчик хочет спросить у прохожего, который час. Как правильно это сделать? (2 ребенка)
У каждого человека есть имя. Как вас зовут? Как познакомиться? Разыграем ситуацию знакомства (2 ребенка)
У наших кукол тоже есть имена, но они потерялись. Давайте придумаем, как их будет теперь звать, но не забываем о том, что имена должны быть ласковыми и красивыми.
Как их можно назвать ласково? А как кукол будут звать, когда они вырастут? Можно ли смеяться над ними? Что будет чувствовать человек в этом случае?
Физминутка (выразительные движения)
Дружно маме помогаем.
Мы бельё полощем сами.
Потянулись, наклонились!
Хорошо мы потрудились!
К нашим куклам Марише и Кате пришли гости (на доске изображения героев). Вы их узнали? Кто это? Из какого произведения? (герои Винни-Пух, Иа, Сова, Кролик, произведение «Винни-Пух и все-все-все») По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.
-как только Винни-Пух увидел горшочек мёда на столе, сразу схватил его и весь слопал;
-Кролик положил все 4 лапки на стол и при этом громко свистел;
-ослик Иа чавкал;
-Сова повязала на шею салфеточку, пожелала приятного аппетита всем сидящим за столом, а крылышки сложила так, чтобы никому не мешать;
Каков правильный ответ? (Сова)
Правильно, ребята. Сова оказалась самой культурной среди наших гостей. А сейчас сядьте на стульчики поудобнее и послушаем песенку, которую я специально для вас подобрала.
Предлагаю послушать песенку «Воспи-пи-пи-тание», кто её знает, тот подпевает и пританцовывает. Как вы думаете, почему именно эту песню мы слушаем? Какое настроение после её прослушивания? А завтра мы вместе с вами придумаем собственные правила поведения, выучим их и будем стараться всегда-всегда их придерживаться!
2. Беседа на тему: "Вежливость".
Ход:
Воспитатель:
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
• Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
• Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.
• Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
• Помогай ближнему своему.
3.Беседа на тему: "Волшебные слова нас окружают"
Ход:
Воспитатель:
Ребята, сегодня для вас я нашла очень интересный рассказ, я бы хотела услышать ваше мнение о нем.
Сейчас я зачитаю рассказ, внимательно послушайте и ответьте на такой вопрос:
- Кого из ребят можно считать вежливым?
Рассказ называется: “На катке”.
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейки.
Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал различные фокусы - то ехал на одной ноге, то крутился волчком.
- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
- Я нечаянно. - сказал Витя, оттряхнул с её шубки снег.
- Ушиблась? Девочка улыбнулась:
- Коленку. Сзади раздался смех.
“На до мной смеются” - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
- Эка невидаль - Коленка! Вот плакса - крикнул он проезжая мимо школьников.
- Иди к нам! - позвали они.
Витя пошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Вы прослушали рассказ. Кто же мне ответит на вопрос? У кого какие будут предположения.
- Можно ли считать Витю вежливым, по сравнению с ребятами?
- Что вы скажете о поведении девочки?
- Ребята, по каким качествам можно судить о вежливости человека?
А кто же скажет: - Что же такое вежливость?
Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим людям, умение вести себя в зависимости от требования и сложившейся конкретной обстановки. Умение встретить гостей в доме, уважительно относиться к старшим и к ровесникам.
Давайте повторим наши «Правила вежливости»
• Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
• Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.
• Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
• Помогай ближнему своему.
Я вижу, как вы стараетесь их соблюдать и очень рада за нас, и наши достижения. У меня есть одна очень интересная игра, которая называется «Помоги нам».
4.Беседа на тему: "Прощаемся, но по-разному"
Ход:
Воспитатель рассказывает детям о различных способах общения. Обращает внимание на то, что, например, можно прощаясь, сказать "До свидания" или другие слова ("всего доброго", "всего хорошего", "до скорой встречи", "пока", "прощай"), можно помахать рукой, можно обнять на прощание или пожать руку.
Интересуется у детей, как они прощаются с разными людьми: воспитателями, врачом, другом и т.д.
5.Беседа на тему: "Чудесное слово простите"
Ход:
Воспитатель читает детям стихотворение Н.Юсупова "Папа разбил драгоценную вазу"
Чудесное слово
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Воспитатель с детьми обсуждают значение слова "простите". Вспоминают случаи, когда волшебное слово помогло избежать неприятностей.
6.Беседа на тему: "Волшебное слово - спасибо"
Ход:
Воспитатель читает с детьми стихотворение В.Голяховского
"Маша знала слов немало"
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят…
Вопросы:
-Какое слово забывала говорить Маша?
-Какие вы знаете "вежливые" слова?
-Когда их говорят?
7.Беседа на тему: "Произносить он не привык"
Ход:
Воспитатель читает с детьми стихотворение А.Барто
"Стихи о школьнике одном"
Друзья мои, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут... А впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
“Спасибо”, “здравствуйте”, “простите”
Произносить он не привык,
Простое слово “извините”
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: “Добрый день”.ъ
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае “здорово”
Он вместо “здравствуй” говорит.
А вместо слова “до свиданья”
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
“Ну я пошел, пока, всего!”
Не скажет он друзьям по школе:
“Алеша”, “Петя”, “Ваня”, “Толя”.
Своих друзей зовет он только
“Алешка”, “Петька”, “Ванька”, “Толька”.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо?
Так расскажите нам о нем.
А мы... Мы скажем вам спасибо!
Вопрос: О каких вежливых словах напомнило вам это стихотворение?
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечная беседа на тему: Этикет, 3-4 класс
Главные черты воспитанного и вежливого человека
Сценка по правила этикета для начальной школы
Сказка для изучения темы "Этикетные слова"
Похожие статьи:
Беседа с младшими школьниками на тему этикет
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Классный час. Хорошие манеры 4 класс
Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет
Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет