Из опыта работы учителя начальных классов. Через прекрасное к разумному
Автор: Афанасенко Светлана Алексеевна, ГУО СШ № 209, г. Минск, учитель начальных классов.
Описание: Предлагаю Вам статью, в которой описывается развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художественным содержанием.
Назначение: Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и родителям учащихся.
Цель: распространение педагогического опыта.
Задачи: показать приемы развития познавательного интереса посредством решения задач с художественным содержанием; способствовать углублению знаний по отечественной и мировой художественной культуре; воспитывать любовь к Родине, гордость за наших предков, оставивших богатое культурное наследие.
Интерес к изучению математики у учащихся начальных классов нужно постоянно поддерживать и развивать. Обучение математике не должно сводиться только к передаче учащимся определённых знаний, а реализовать возможности предмета математики в развитии личности. Важно подбирать для учебной деятельности материал, содержание которого способствует воспитанию нравственности, чувства прекрасного, любви к своему народу и родному краю, к его истории.
В Беларуси имеется богатое историко-культурное наследие, которое наш народ свято оберегает и приумножает. Использование произведений художественной культуры способствует развитию познавательного интереса и формированию всесторонне развитой личности.
Казалось бы, как объединить художественный образ и сухую математическую мысль? Художественные произведения через эмоциональную сферу позволяют ненавязчиво ввести учащихся в мир математики. Встреча с шедеврами искусства в математической задаче заинтересует многих учащихся, и им захочется ещё раз посмотреть на этот шедевр, подумать, узнать о художнике.
Для того, чтобы уроки были интересными, учителю нужно постоянно подбирать новые формы обучения, самому постоянно совершенствоваться. Имея богатый опыт по изобразительному искусству, я решила использовать его для обучения учащихся в учебной деятельности по математике. 30 лет я работаю учителем начальных классов, более 10 лет веду кружок «Волшебная кисточка». У меня имеется много иллюстрированных, исследовательских материалов, данных из музеев, книг по художественной мировой культуре.
В своей практике я стала применять задачи с художественным содержанием. Используя материалы художественных музеев, выставок, экскурсий по родному краю, я составила задачи. Данные задачи стала использовать не только на уроках математики, но на факультативных занятиях. Активно изучая культурное наследие , мы сохраняем историческую память наших предков. Использование произведений искусства в обучения учащихся стало основной идеей в моей работе.
Мною были составлены подборки задач с художественным содержанием на темы: «Национальный художественный музей», «Беларусь — страна замков», «Дорогами памяти», в которых насчитывается 82 задачи.
Эти подборки задач посвящены Беларуси и нашему родному городу, благодаря которым учащиеся узнали много нового из истории нашей страны, архитектуры и живописи. Учащиеся познакомились с творчеством известных художников, их биографией, узнали историю создания замков Беларуси, мемориальных комплексов «Брестская крепость», «Хатынь», «Курган Славы».
Для приобщения учащихся к искусству других стран, я составила подборки задач на темы: «Путешествие по Эрмитажу», «Третьяковская галерея.», «Музеи мира», в которых насчитывается 81 задача.
Подборку задач «Путешествие по Эрмитажу» печатали в педагогическом сборнике «Сценарий о счастье для «человека с маленькой буквы», или Жизненная ситуация, случай, событие — «кванты» жизненного пути, биографии, судьбы человека», Москва, 2015, в приложении к научно-методическом журналу «Вестник МГИРО», № 2/2014.
Учащиеся, достигшие обязательных результатов обучения, должны получать более сложные и разнообразные задания. Поэтому я предлагаю учащимся моего класса задачи из своих подборок. Зрительный образ (модель), как наглядность, помогает лучше понять содержание задачи, заменяет мысленную и схематическую модели задачи.
Работа над задачами с художественным содержанием
1 классПодборка «Национальный художественный музей»
Составление математического рассказа
1. Предлагается а) выражение 10 - 7; б) модель (репродукция картины А. Бархаткова «Первые всходы»)
2. Учащиеся составляют математический рассказ: На поляне росло 10 растений, из них — 7 берёз.
Решение задачи на нахождение суммы
1. Словесная модель: На поляне росло 7 берёз и 3 куста. Сколько растений росло на поляне?
2. Мысленная модель + зрительный образ (репродукция картины)
3. Знаково-символическая модель — 7 + 3 = 10 (р.)
А. Бархатков "Первые всходы"
Решение задачи на разностное сравнение
1. Словесная модель: На поляне росло 10 берёз и 4 ели. На сколько берёз росло больше, чем елей?
2. Мысленная модель + зрительный образ (репродукция картины)
3. Знаково-символическая модель — 10 – 4 = 6 (ел.)
А. Бархатков "Лирический пейзаж"Подборка задач «Третьяковская галерея»
1. Словесная модель: На картине изображено 13 сосен. Из них — 8 маленьких, остальные большие. Сколько больших сосен изображено на картине?
2. Мысленная модель + зрительный образ (репродукция картины)
3. Знаково- символическая модель — 13 – 8 = 5 (с.)
И. И. Шишкин «Рожь»Подборка задач «Музеи мира»
Решение задачи на нахождение суммы
1. Словесная модель: В вазе стоят 9 роз и 4 подсолнуха. Сколько всего цветов в вазе?
2. Мысленная модель + зрительный образ (репродукция картины)
3. Знаково-символическая модель — 9 + 4 = 13(ц.)
Предлагаю творческую работу над данной задачей — составление обратной задачи по выражению и модели.
1. Предлагается выражение: 13 – 4 и модель (репродукция картины).
2. Учащиеся составляют словесную модель: В вазе стояло 13 цветов. Из них 4 подсолнуха, остальные — розы. Сколько роз стояло в вазе?
В. Ван Гог «Натюрморт с розами и подсолнухами»
3 классПодборка задач «Беларусь — страна замков»
Решение задачи на разностное сравнение
1. Словесная модель: Новогрудский замок сооружён в 1250 году, а Кревский замок — в 1320 году. На сколько лет раньше был сооружён Новогрудский замок, чем Кревский?
2. Мысленная модель + зрительный образ (изображения замков).
3. Знаково-символическая модель — 1320 – 1250 = 70 (л.)
Для лучшего усвоения темы «Величины: длина, масса, время, площадь» я предлагаю использовать исторические сведения из архитектуры, изобразительного искусства, измерительные данные, касающиеся произведений искусства.
Решение задачи на нахождение периметра,площади
1. Словесная модель: Основание Юго-западной башни имеет форму квадрата со стороной 10 метров. Чему равны площадь и периметр основания башни?
2. Мысленная модель + зрительный образ (изображение замка).
3. Знаково-символическая модель —
1) 10 х 10 = 100 (кв. м)
2) 10 х 4 = 40 (м)
Мирский замок
4 классПодборка задач «Дорогами памяти»
Решение задачи на разностное сравнение (величины)
1. Словесная модель: Высота обелиска «Штык» составляет 100 метров, а монумента «Мужество» — 33 метра 50 сантиметров. На сколько сантиметров выше обелиск, чем монумент?
2. Мысленная модель + зрительный образ (изображение обелиска, монумента).
3. Знаково-символическая модель —
100м = 10000 см; 33 м 50 см = 3350 см
1) 10000 – 3350 = 6650 (см)
Брестская крепость
Решение задачи на нахождение периметра
1. Словесная модель: Гольшанский замок напоминает замкнутое прямоугольное строение со сторонами 88 м 60 см и 95 м 60 см. Чему равен периметр данного прямоугольника?
2. Мысленная модель + зрительный образ (изображение замка).
3. Знаково-символическая модель —
88 м 60 см = 8860 см
95 м 60 см = 9560 см
1) 9560 + 8860 = 18420 (см)
2) 18420 х 2 = 36840 (см)
36840 см = 368 м 40 см
Гольшанский замок
Учащиеся моего класса активные, любознательные, постоянно занимаются творчеством, многих увлекло составление задач с художественным содержанием и на другие темы. С удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Так для педагогов города было проведено открытое мероприятие «Эрмитаж. Благо дарю…», в котором ученики не только решали задачи с художественным содержанием, но и демонстрировали чтение стихотворений, исполнение песен, танцев, «живые картины». Зрители так же активно участвовали в решении задач, отгадывали «живые картины». Задачи про эрмитажных котов задали гостям чудесные «кошечки».
Подборку задач «Путешествие по Эрмитажу» печатали в педагогическом сборнике «Сценарий о счастье для «человека с маленькой буквы», или Жизненная ситуация, случай, событие — «кванты» жизненного пути, биографии, судьбы человека», Москва,2015, в приложении к научно-методическом журналу «Вестник МГИРО», № 2/2014.
Должна отметить, что составление задач с художественных содержанием требует немало интеллектуальных и временных затрат. Нужно подбирать сведения из разных областей: изобразительного искусства, архитектуры, истории. Материал задач должен быть доступным, хорошо иллюстрированным, ведь эти задачи предназначены для учащихся начальных классов.
Окупается это искренним восхищением, радостью и удивлением учащихся, когда они встречаются с репродукциями картин, архитектурными памятниками на уроках математики, факультативных занятиях. Ради этих глаз, сияющих радостью, хочется придумывать постоянно новые приёмы для обучения. Это значит быть в «постоянном поиске».
Учитель, который перестаёт учиться, уже не учитель!
Творите! Создавайте новое для своих учеников! Радуйтесь и восхищайтесь вместе с ними!
Рекомендуем посмотреть:
Взаимодействие ученического коллектива младших школьников с сельской библиотекой
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Классный час, 1 класс. Мимика и жесты
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС