Природа — могучий источник воспитания учащихся
Автор: Афанасенко Светлана Алексеевна, учитель начальных классов, ГУО «Средняя школа № 209 г. Минска»
Описание материала: Предлагаю Вам статью, в которой показано значение природы в воспитании учащихся, описываются формы и методы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства и трудового обучения.
Назначение:Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня
Цель: распространение педагогического опыта
Родная природа — могучий источник, благодаря которому ребенок черпает знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и, особенно, живой природы появляется очень рано. Дети замечают все: крохотного паучка в густой траве, трудолюбивого муравьишку на узкой тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды.
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему миру, важно помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались привить детям.
Специфические условия обучения в начальных классах позволяют осуществлять взаимосвязь предметов «Человек и мир», «Изобразительное искусство», «Музыка» и «Трудовое обучение», обогащая содержание и методы преподавания каждого из них так, что воспитательное воздействие, начатое на одном уроке, продолжается на другом.
В процессе изучения природы на уроках, учитель использует средства изобразительного искусства и музыки (знакомит с репродукциями картин пейзажистов, при прослушивании музыкальных произведений обращает внимание на знакомые детям звуки природы – журчание ручейка, пение птиц, звуки дождя). На уроках изобразительного искусства и трудового обучения учащиеся соприкасаются с природными объектами (листья, веточки растений, их цветки и семена; коллекция насекомых; гербарий растений и др.).
При изготовлении поделок из природных материалов, различных панно и коллажей, при выполнении пейзажей, натюрмортов учащиеся обогащают и закрепляют знания о природе.
Остановлюсь на формах и методах работы по эстетическому воспитанию на уроках изобразительного искусства и трудового обучения.
Беседа по репродукциям картин художников-пейзажистов
В программу начальных классов включено знакомство с произведениями И. Левитана «Золотая осень», А. Куинджи «Березовый гай», И. Грабарь «Мартовский снег», «Февральская лазурь», Ф. Рущиц «Весна».
При выполнении пейзажей, провожу с учащимися беседы по репродукциям картин. При изображении весенней природы, знакомлю с пейзажами И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели».
Целевые наблюдения-прогулки (прилет птиц; осенние, зимние и весенние изменения в природе)
Рисование художественных образов (по прочитанному произведению)
Для этого отбираются произведения мелодичные с красивым ритмом, с четкой рифмой. Рисуя такие картины, учащиеся передают свои чувства и эмоции.
Для рисования художественных образов использую произведения И. Бунина «Лес, точно терем расписной», «Первый снег», А. Плещеева «Скучная картина», А. Пушкина «Зимнее утро», С. Есенина «Черемуха», «Пороша», Я. Коласа «Песня о весне» и др.
Использование музыкальных произведений
Использование игровых ситуаций
Учитель говорит начало сказки «жило-было дерево зимой…», «распустился весной прекрасный тюльпан…», «жила-была на полянке кудрявая березка…», дети придумывают продолжение на словах, а затем его рисуют.
Игры на уроках
«Четыре художника», «Времена года», «Осенние листочки», «Ели, елки, елочки» и др.
Использование загадок, стихотворений, пословиц и поговорок
Приведу примеры использования стихотворений и загадок при изготовлении панно, коллажей, аппликаций на темы «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
Иду по тропинке,
У самой сосны
Синеет подснежник —
Фонарик весны. А. Чепуров
Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями.
Сугробы под берёзами,
Белым-бело под елями. О. Высоцкая
Лес и поле в зелени.
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака. (Лето)
Золотистые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (Осень)
- Изготовление панно, коллажей, чеканок (фольга) с изображением природы
- Рисование пейзажей, натюрмортов
- Использование природного материала в панно, композициях
- Зарисовки природы на экскурсиях и прогулках
- Физкультминутки
«Снежинки», «Рыбки», «Зайчики» и др.
- Просмотр мультимедийных презентаций, фильмов, мультфильмов
«Пчелы», «Муравьи», «Бабочки», «Растения леса», «Грибы», «Беловежская пуща» и др.
Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени и чистоту снега. Мы должны помнить, что природа – великий учитель.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимодействие ученического коллектива младших школьников с сельской библиотекой
Представление педагогического опыта учителя начальных классов
Выявление увлечений у младших школьников
Технические средства обучения. Классификация и роль в образовательном процессе