Воспитание прекрасного на уроках русского языка
Автор: Афанасенко Светлана Алексеевна, учитель начальных классов, ГУО "Средняя школа № 209 г. Минска"
Описание материала:В данной статье описываются формы, методы и приемы воспитания прекрасного на уроках русского языка, показано значение природы и художественного слова для развития у учащихся умения красиво говорить и писать.
Назначение: Материал адресован учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и родителям учащихся.
Цель: распространение педагогического опыта
«Через красивое — к человеческому» - такова закономерность воспитания.
В. А. Сухомлинский
Мир прекрасного перед нами, нужно только внимательно посмотреть вокруг. Глубокая синева неба, чудесная игра облаков, цветущий луг, золотые лучи солнца… Мы видим волшебный свет, наблюдаем разные оттенки цветов, удивляемся множеству форм предметов и в каждом явлении видим красивое. Природа — самый древний и самый могучий источник прекрасного.
Свое восхищение природой люди множество раз высказывали языком искусства — языком прекрасного.
Очень тонко подметили красоту природы русские писатели и поэты: А.С. Пушкин, С. Есенин, А. Блок, И. Бунин, Ф. Тютчев, А. П. Чехов, М. Пришвин и многие другие. Отрывки из их произведений могут с успехом использовать учителя русского языка.
Художественная литература обладает могущественной способностью волновать людей, вызывать новые чувства и эмоции.
Сейчас этого так не хватает детям. Речь у них развита слабо, меньше читают. Чтение заменяет телевидение, компьютер, телефон. Порою слышим в речи детей жестокие слова, да и в окружающем мире можно встретить слова, неприятные для нашего слуха.
Для того, чтобы научить детей красиво говорить и писать, красиво поступать, видеть прекрасное, чувствовать, радоваться, развивать эстетический вкус, для уроков русского языка подбираю отрывки из художественных произведений, репродукции картин художников, картинки с изображением природы.
Я подбираю материал как для индивидуальной работы на уроках, так для групповой. Такую работу можно проводить практически на каждом уроке.
Предлагаю виды работы по темам.
Правописание безударных гласных
1. Закончи стихотворение. Какая безударная гласная пишется в этом слове?
Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая
Распускается … (сирень)
С. Маршак
2. Отгадай загадки, запиши отгадки. Подбери к ним проверочные слова, поставь ударение в словах.
Свежей зеленью одеты
Парки, улицы, поля …
В море солнечного света
Погружается … (земля)
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам красногрудый?
Облетел я всю Сибирь.
Как зовут тебя? (Снегирь)
Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога. (Зима)
Голубые, синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (Весна)Непроизносимые согласные
1. Вставь пропущенные буквы. Подбери, если можно, проверочные слова.
А ребята осень праз.. нуют, бусы красные надев. (О. Высоцкая)
И во все свои свирели птицы радос..но запели. (И. Демьянов)
Над глухою степью в неизвес..ный путь бесконечной цепью облака плывут. (И. Никитин)Парные звонкие и глухие согласные
1. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова. Составь предложение с одним из этих слов и запиши.
Ду..ки, бере..ки, ли..ки, рома..ки, тра..ка, доро..ка.
2. Найди слова с парными звонкими и глухими согласными. Подбери к ним проверочные слова.
Вот ромашки долговязые
С кашкой шепчутся.
А вот незабудки синеглазые
Затевают хоровод.Словосочетание. Предложение
1. Составь маленький рассказ «Золотая осень», употребив данные словосочетания: белоствольная березка, золотистая листва, пожелтелая трава, холодная вода, серое небо.
2. Выпиши сначала предложения, а затем словосочетания.
Осенние листья.
Закружились осенние листья.
Бежит река.
Голубая река.
Небесная лазурь.
Чиста небесная лазурь.
3. Озаглавьте текст. Подчеркни главные члены предложения.
Это было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы. Световые зайчики играли на опавших листьях. (В. Песков)Части речи
1. Найдите образные выражения. Назовите имена существительные, определите их род.
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется.
А. Кольцов
2. Найдите образные выражения. Укажите род, число имен существительных.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут облака.
А. С. Пушкин
3. Объясните смысл первого предложения. Найдите антонимы. Назовите имена существительные, определите их падеж, склонение.
Ель рукавом тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело.
Я ничего не пойму.
А. Фет
4. Найдите прилагательные и существительное. Выпишите в первый столбик существительные, а во второй — прилагательные.
В серых впадинах синели незабудки. Они были такие яркие и синие, будто в них отразилось весеннее небо. Озера незабудок окружили золотые лютики. Огнем загорелись маки. (Н. Сладков)
5. Подбери прилагательные к существительным.
Осень …, береза …, клен …, поляна …, ель …, снег…
6. Назовите слова, употребленные в переносном значении. Найдите глаголы, определите их время.
Грустно. Осень пирует,
Осень развесила красные ткани,
ликует…
Ветер как стон запоздалых рыданий,
Листья шуршат и, взлетая, танцуют.
7. Как вы понимаете смысл последнего предложения? Назовите слова, употребленные в переносном значении. Найдите глаголы, определите их время, лицо, число, спряжение.
Ты идешь и не дышишь…
Холодеют поля.
Нет, послушай… Ты слышишь —
Это дышит земля.
М. Волошин
Творческие работы
1. Сочинение на тему «Осень золотая», «Зимняя сказка», «Зимний лес», «Волшебница-зима», «Идет весна».
2. Сочинение по картинам: И.И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода», А. А. Пластов «Первый снег», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», И. И. Шишкин «Березовая роща» и др.
3. Сочинение-сказка о зиме по началу:
1) «Наступила зима. Пришла в лес волшебница Амалия…»
На доске делается надпись, чтобы можно было прочитать имя волшебницы Амалии.
зимА
Морозы
скАзка
Лед
Иней, искриться
зимняЯ
Дети могут продолжить цепочку из слов.
2) «Жило-было в лесу волшебное дерево…»
Диктанты
Очень эмоциональны по своему содержанию отрывки из произведений русских писателей А.П. Чехова, Н. Сладкова, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Е. Чарушина и др.
Первый снег
Недавно прошел первый снег. В воздухе пахло снегом. Под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — все было ярко, бело, молодо. И от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней. (40 слов) По А. П. ЧеховуЛесная полянка
На полянке течет шумный ручеек. Трава кругом зеленая, густая и много пестрых цветов. На цветах пчелы работают. Мохнатые шмели гудят. А у стройной сосенки вьются комары. (28 слов) По Е. ЧарушинуФизкультминутки
1. Давайте покажем, как журавли летят клином; как деревья в лесу тянутся своими веточками к солнцу, как дует ветер и шевелит ветки деревьев.
2. Закройте глаза. Представьте «Прилетела птица в лес…», « Наступила весна. Расцвел подснежник, зазеленела травка…» и др.
Работая по данной теме, замечаю, что сочинения учащихся стали более эмоциональными: каждый старается зоркими глазами художника запечатлеть прелесть зимнего, осеннего или весеннего пейзажа.
Ребята стали сочинять очень красивые распространенные предложения. Очень нравится им переделывать предложения («редактировать»). Например, было составлено предложение: На поляне растут васильки, ромашки, колокольчики.
После «редактирования»: Лето расстелило на поляне разноцветный ковер из васильков, ромашек и колокольчиков.
Я считаю, что на уроках должно звучать больше хороших стихотворений, прозы и просто красивых слов, чтобы эти слова входили в словарь ребенка, чтобы затрагивали его душу и сердце!
Рекомендуем посмотреть:
Проектные задачи в начальной школе
Развитие речевых умений на уроках литературного чтения в 1 классе
Использование национально – регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе
Как справиться с волнением перед публичным выступлением