В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной проблемой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить тот хрупкий «мостик», что и предполагает национально-региональный компонент. НРК на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике: по географии, животному миру и растительному миру, по истории и литературному чтению, фольклору.
Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются учебные универсальные действия. Межпредметная связь с использованием материала НРК активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории края, города, села, его топонимики, происхождению фамилий и имён. Например, изучая во 2 классе тему «Наша дружная семья», дети совместно с родителями собирали сведения о своей фамилии и составляли родословное древо.
Использование такого материала делает урок увлекательным, что повышает его эффективность.
Известно, что ученики охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотизм, чувство любви, восхищения и гордости за родной край, что не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. Так, например, ученик моего класса, Сидорочев Владислав, после таких познавательных уроков написал ряд стихотворений о родном крае.
Цель использования материала национально-регионального компонента: формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию малой родины.
Работая над материалом национально-регионального компонента и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов: систематичности, доступности, наглядности и разнообразности материала, связи НРК с учебной и воспитательной работой, взаимосвязи местного и общего исторического, географического материала.
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность. Это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации. Например, во 2 классе на урок «Родной город, село» дети предоставили фотографии со всеми красотами своего любимого города, села.
Интеграция элементов национально-регионального компонента в другие предметы требует активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи. С этой целью я провела серию внеклассных мероприятий «Друзья наши меньшие», где использовала составленные мною занимательные кроссворды и загадки о животных, обитающих в Карталинском районе.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому важно включать в ходе урока отрывки из художественной литературы южно-уральских поэтов и писателей, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края. Так, например, изучая в 4 классе тему «Наш край», дети совместно с родителями и учителем создавали проект «Природа Карталинского района». Группа учащихся подготовила нам увлекательный материал на тему «Джабык-Карагайский бор».
Национально-региональный компонент – часть Федерального государственного образовательного стандарта и введение его в курс предметов школьной программы не должно и не может быть искусственным или принудительным. Эта работа будет более результативной, и задачи духовно-нравственного (патриотического) развития и воспитания будут решаться эффективнее, если освоение содержания НРК начинать с первых дней обучения детей в школе, давая с малых лет детям представление о месте и роли их региона в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. К примеру, подобная работа привела к тому, что в 1 классе Преснякова Ксения и Медведникова Мария самостоятельно подобрали материал и составили доклад «Из истории города Карталы».
Достаточно ли учебника и слова учителя для максимального эффективного усвоения учебного материала? Думаю, что нет.
Психологической особенностью младших школьников является преобладание наглядно-образного мышления, в этом возрасте сильна роль наглядно-действенного мышления и еще только формируются навыки абстрагирования, невысока волевая устойчивость внимания (5-10 минут), способность произвольного запоминания. Для эффективного обучения младших школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, мультимедийные презентации и др.), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Исходя из цели и типа урока, умело сочетая средства обучения, учитель способен эффективно развивать и формировать краеведческие представления у младших школьников.
Представляя материалы национально-регионального компонента на уроках, мы часто упоминаем географические понятия: названия городов, посёлков, рек нашей области. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали формированию правильных представлений о территории области, уже в начальной школе можно и нужно знакомить учащихся с географической или исторической картой. Она должна быть красочной, с крупными условными обозначениями, выделенными особым шрифтом, содержащими основные, затрагиваемые при изучении темы. Очень хорошо в начальной школе использовать при работе с картой аппликации, когда плоские изображения (стрелки, фигуры, условные обозначения) могут перемещаться по карте (с помощью магнита, липучки и др.). Это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней события. Например, к разделу «Родной край – часть большой страны» в 4 классе была изготовлена карта Челябинской области. Использование фигур-аппликаций способствует установлению логических взаимосвязей, лучшему запоминанию «сухой» информации.
Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей нашей области. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата. Коллекции предметов материальной культуры позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или по иллюстрации, помогают лучше понять, для чего служили или служат эти предметы, как их использовали или используют. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, что учащимся дает общее и конкретное представление об объектах материальной культуры. В классе мы создали коллекцию камней, которую систематически используем на уроках и во внеурочной деятельности.
В настоящее время возник более широкий спектр использования наглядного, красочного материала, т.к. школы оборудованы компьютерными классами, мультимедийной техникой. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном темпе для каждого ученика.
Многолетняя работа по использованию НРК позволяет мне не только развиваться самой, но и делиться опытом с коллегами на заседаниях школьного методического объединения и педагогических советах. Совместное творчество по данной теме мы с учащимися показываем на общешкольных родительских собраниях, на собраниях родителей нашего класса. Кроме этого, составляя план предметной недели начальных классов, ежегодно учителя с удовольствием используют мои наработки при проведении мероприятий для учащихся младших классов, на которые с интересом приходят посмотреть и поучаствовать учащиеся среднего и старшего звена.
Таким образом, работая над темой «Использование национально-регионального компонента на уроках окружающего мира», я добилась того, что мои ребята научились хорошо разбираться в разновидностях растений, распознавать виды животных, узнали о полезных ископаемых Карталинского района. Ученики сумели составить родословную семьи, этимологию своего имени, фамилии. Класс не добился бы таких хороших результатов, если бы мы не работали в тесном контакте с родителями. Я считаю, что благодаря такому плодотворному сотрудничеству, мы достигли положительных результатов.
Литература:
1. Алентьев Ю.М. «Карталинский район» Пособие для учащихся. – Магнитогорск, 1995.
2. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002.
3. Вольтов А.В. и др. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа. – Москва: Просвещение, 2011.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей образовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей образовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011.
6. Левит А.И. Южный Урал: География, экология, природопользование. Учебное пособие. – Челябинск: Юж.-Урал. кн., 2005.
Презентация на тему: Использование национально – регионального компонента на уроках окружающего мира
Рекомендуем посмотреть:
Проектные задачи в начальной школе
Развитие речевых умений на уроках литературного чтения в 1 классе
Как справиться с волнением перед публичным выступлением
План работы методического объединения учителей начальных классов