Развитие речевых умений в 1 классе на уроках литературного чтения.
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в коммуникабельных людях, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем.. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Основной вид речевой деятельности – говорение, т.е. устная литературная речь. Литературное образование невозможно без развития речи школьника. Обогащение речи детей, развитие внимания к смыслу слова, включение в речь образных выражений, пословиц, сравнений – все это задачи уроков литературного чтения. Как этого добиться?
Предлагаемая в современных учебниках и тетрадях система заданий к тексту, объяснение литературоведческих понятий и значений отдельных слов, разнообразная работа со словом, помогут учителю в решении этой задачи. Если ученик не понимает смысла слова, он никогда не сможет правильно употребить его в речи. Поэтому я предлагаю проводить различные упражнения со словом: объяснение смысла, подбор родственных слов, пересказ отрывка, выполнение творческих работ, составления предложений. Так слово входит в активный словарь ребенка, пополняя его словарный запас.
В учебниках широко представлены упражнения по подбору синонимов к непонятным словам, а также по составлению тематических словариков.
Обогащение словаря начинающего читателя идет постепенно. Диалогическая речь в 1 классе – при составлении мини – рассказов о герое, произведении, при выражении и обосновании мнения о героях.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели»
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе
Похожие статьи:
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке