Представление педагогического опыта
Автор опыта: Синидишкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов
Место работы: МОУ "СОШ № 22"
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО
«Информационно-образовательная среда в контексте ФГОС начального образования»
2.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершен-ствования учебно-воспитательного процесса.
За основу понятия ИОС мы возьмем ее определение в Стандарте:
«Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».
Развитие современной образовательной среды обусловлено следующими факторами:
Во-первых, оно обусловлено развитием педагогической системы в аспекте симметричных отношений учитель – знание – ученик, их взаимодействия и взаимовоздействия. Как и во всяком субъектно-субъектном отношении в основе этого взаимовоздействия лежит психологическое воздействие. Поэтому первыми исследователями образовательной среды оказались представители педагогической психологии.
Во-вторых, особенностью современного образования является информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой, где эти ее свойства являются неразрывно связанными. Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное, упорядоченное.Вследствие этого, психологический аспект выражается в ее информационно-психологическом воздействии и во взаимовоздействии субъектов образования.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). Создание информационно-образовательной среды на современном этапе развития образования продиктовано бурно развивающейся инфраструктурой информатизации всех сфер жизнедеятельности человеческого общества. Стратегический документ «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"» определил главные задачи современной школы «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» и обозначил основные направления развития общего образования, среди которых переход на новые образовательные стандарты. Образование является фундаментом развития любого государства. Следовательно, качество образования, его уровень и способы обучения должны максимально удовлетворять запросы общества и соответствовать современным стандартам развития человека. При переходе на федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) школа обязана иметь в своем образовательном арсенале всевозможные методические и материально-технические средства обучения современного школьника, способного реализовать свой творческий потенциал и применить полученные навыки и знания в дальнейшей профессиональной деятельности.
Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.
3.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
•с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
•с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
•с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
•с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку;
•с осуществлением взаимодействия с учителем и сверстниками в учебном процессе; с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования:
•словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково - символическое мышления осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно – познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
4.Теоретическая база опыта
1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
5.Технология опыта.Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
Средства и технологии обучения очень тесносвязаны с использованием ИКТ, электронных образовательных ресурсов, цифрового интерактивного оборудования. Они обеспечивают современному образованию: свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам; стремительный рост информационно-ресурсной базы; мобильность; возможность формировать социальные образовательные сети и образовательные сообщества. Благодаря информационным и коммуника-ционным технологиям, в руках у педагога появляются новые педагогические инструменты, такие как интерактив, мультимедиа, коммуникативность и производительность, которые он использует для решения профессиональных задач, интегрируя их в технологии обучения.
Таким образом, важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования, определяемой ФГОС, является информационно-образовательная среда образовательного учреждения.
Технология, которая используется:
•использование разнообразных технологий безотметочного обучения – безотметочная система оценивания на протяжении обучения в 1 классе, обучение детей само- и взаимооцениванию;
•расширение деятельностных коллективных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие учебной деятельности, творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;
•построение образовательного процесса с использованием коммуникативных технологий и технологий учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, расширение диалоговых форм работы, коммуникативного опыта учащихся в совместной учебной деятельности;
•использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач как на уроке, так и за его пределами
6.Анализ результативности.
Чтобы воспитать у детей интерес к учёбе с первых дней пребывания ребёнка в школе стараюсь использовать дидактические игры и творческие задания.
Работая в этом направлении в тесном сотрудничестве с логопедом и психологом школы, разрабатываются разные материалы для лучшего усвоения программы, а также развитие творчества обучающихся.
По математике, начиная с первого класса, работаю над развитием логического мышления, памяти и внимания. Для этого подобрала и применяю мультимедийные материалы «Развитие логического мышления на уроках математики обучающихся начальной школы». На уроках использую опережающий метод и метод возвращения.
Работа по русскому языку начинается в период обучения грамоте. На уроках применяются развивающие упражнения с сопровождением презентации на экране.
Для укрепления мелкой моторики пальцев заводятся тетради для штриховки.
Для достижения положительного результатов в обучении и во внеурочной деятельности создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка
Результаты работы:
Мониторинг обученности и качества знаний в 2011-2012 учебном году
Итоги по классу(%)
класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год
обучен кач-во обучен кач-во обучен кач-во обучен кач-во обучен кач-во
4Б 100 53 100 55 100 56 100 60 100 67
Муниципальный уровень:
Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ “Школьники города - науке XXI века”
1.2012 год - участник
Республиканский уровень:
Конкурсы заповедника им. Смидовича
1.2011 год –призёр
2.2011 год – призёр
Выставки:
Муниципальный уровень:
1.2012 год - Благодарность
2.2012 год – Благодарность
Республиканский уровень:
1.2012 год – благодарность
2.2012 год – благодарность
Мониторинг обученности и качества знаний в 2012-2013 учебном году
Итоги по классу(%)
3 Б класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год
обучен качество обучен качество обучен качество обучен качество обучен качество
окр. мир 100 80 100 88 100 92 100 93 100 94
технол. 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
изо 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Российский уровень:
Всероссийский конкурс детского творчества "ТАЛАНТ С КОЛЫБЕЛИ"
1.2013 год – победитель
2.2013 год – лауреат
3.2013 год – лауреат
4.2013 год – дипломант
5.2013 год - лауреат
Международный конкурс:
«Звёзды нового века»
1.2013 год - лауреат
2.2013 год – лауреат
Детский Творческий фестиваль «Апельсин» 2013 год
1. диплом
2. диплом
Детский Творческий фестиваль «Южный полюс» 2013 год
1. диплом
Мониторинг обученности и качества знаний в 2013-2014 учебном году
Итоги по классу(%)
4 Б класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год
обучен качество обучен качество обучен качество обучен качество обучен качество
окр. мир 100 76 100 84 100 96 100 100 100 100
технол. 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
изо 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Мониторинг обученности и качества знаний в 2014-2015 учебном году
Итоги по классу(%)
класс 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год
уровень качество уровень качество уровень качество уровень качество уровень качество
2 Б - - - - 92 33 100 34 100 36
Российский:
Открытая российская математическая интернет-олимпиада для школьников
«Зима, январь 2015, математика, 2 класс»
1.Победитель
2.Участник
Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку для школьников
«Зима, февраль 2015, русский язык, 2 класс»
1.Призёр
2.Участник
3.Участник
1. «Кенгуру» победитель
2. «Русский медвежонок» участники
3. «ЧиП» победитель
Муниципальный уровень:
Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ “Школьники города - науке XXI века”
1.2014 год - победитель
Республиканский уровень:
Орнитологическая конференция
2015 год – призёр
Конкурсы заповедника им. Смидовича
1 2014 год – победитель
2. 2014 год – призёр
3. 2015 год – победитель, призёр, участник
Конкурс экологического плаката
1. 2015 год - призёр
7.Трудности и проблемы при использовании данного опыта
Не у всех дома есть выход в интернет, отсутствие компьютеров дома, в классе только рабочее место учителя и интерактивная доска.
8.Адресные рекомендации по использованию опыта
На странице сайта Учебно-методический кабинет
9.Наглядное приложение: конспект открытого урока
Тема урока: Обобщающий урок по математике.«Числа от 0 до 10»
Цель урока:
актуализирование вычислительных навыков, формирование вычислительных навыков, закрепление и применение знаний о натуральном ряде чисел.
Задачи урока:
1.Образовательные:
- закреплять приёмы сложения и вычитания в пределах 10,
- отрабатывать умение анализировать и решать текстовые задачи,
- закреплять навыки нахождения неизвестных слагаемых, уменьшаемого, вычитаемого,
2.Развивающие:
- развивать познавательной активности учащихся;
- развивать процессы логического мышления, зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти и речи детей, творческие способности;
- развивать потребности в познании окружающего мира.
3.Воспитательные:
- воспитывать бережного отношения к природе и животным;
- воспитывать активности, усидчивости, прилежания, любознательности, заинтересованности и пытливости в процессе учения.
Формирование УУД:
Познавательные: представляю информацию, логические операции, добываю информацию, схема
Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка, план, самооценка, самооценка
Коммуникативные: развитие речи, сотрудничество
Оборудование: карточки (поленья) с примерами для устного счета; презентация, цветы.
Особенности данного урока:
•данный урок является обобщающим уроком по теме «Числа от 0 до 10» до этого дети познакомились с числами и цифрами от 0 до 10, учились решать примеры в пределах 10, сравнивать числа;
•на данном уроке использовались: лозунг: «не над и даже не рядом, а вместе», скажи соседу и всем нам.
Теоретический уровень изложения: логичность, систематичность, последовательность, доступность, выделение главного, развитие индивидуальности детей (фронтальная, парная, элементы групповой работы).
Методы работы:
•репродуктивный, иллюстрированный (фотографии из мультфильма яркие, чёткие), поисковый (логические задания).
•Стиль общения: взгляд на ребёнка как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.
•Использование компьютера на уроке повышает плотность урока.
•Прием, мотивирующий на познавательную активность.
•В результате работы формируется ряд УУД: коммуникативная, социализации. Результаты: развитие самоценных форм познавательной деятельности, творчества, эмоционального освоения мира.
•Индивидуальность ребёнка не скована чрезмерными ограничениями.
•Ребёнок обращён к взрослому и сверстникам, стремится установить доверительные отношения с ними.
•В ходе урока развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новые знания, творчески подходить к проблемной ситуации, формируется адекватная самооценка.
Структура и ход урока:
I.Орг.момент
Эмоционально-психологический настрой
II. Сообщение темы и цели урока
Слайд № 2
Учитель:
- Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания таблицы сложения чисел, будем решать примеры и задачи, выполнять интересные задания. А поможет нам в этом сказка. В дорогу возьмём хорошее настроение, смекалку, взаимовыручку. Догадайтесь, как называется сказка.
Ответы детей
-Сказка называется “Гуси- лебеди"
Слайд №3
Чтение учителем начала сказки «Гуси-лебеди»
Учитель:
-Давайте, поможем Маше выручить братца из беды! Итак, в путь! Побежала Маша догонять гусей- лебедей. Бежит, торопиться.
III. Устный счет
Слайд №4 (Задания для устного счёта)
а) Счёт от 10 и обратно.
Игра «Сбежавшие числа» (3-9-6-5)
Цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.
б) Назовите самое маленькое число (1)
Самое большое.(10
в) Назовите чётные числа, нечётные.
г) Назовите однозначное и двузначное число.
д) Назовите соседей числа 3,5,6,9.
е) На сколько больше и меньше? (2-5, 3-7,2-9)
Слайд № 5
Задачи:
А) Сидели 4 бабочки-коробочки, 2 улетели. Сколько осталось?
Б) Росли 3 василька и 3 ромашки. Сколько всего цветов?
В) 5 синиц на ветку сели,
К ним 2 галки прилетели
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
Слайд № 6
Г) Сколько рогов у 2 коров? (ног, глаз, языков)
Слайд № 7 - № 8
Решение примеров.
Учитель:
- Что было дальше?
Дети:
- Бежала, бежала, видит: стоит в поле печка. Подбежала Маша к ней:
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Подбрось в меня дровец, тогда скажу.
Учитель:
- Дети, у вас на партах лежат карточки-поленья. На карточках написаны примеры.
Ответ каждого примера является началом следующего - "круговые примеры":
5+1=, 6+3=, 9-7=, 2+2=, 4-1=, 3+5=, 8+2=,10-3=, 7-2=.
Дети выходят с карточками- поленьями к доске и решают примеры.
Все карточки- поленья дети кладут к картинке с печкой.
Подведение итога игры.
Учитель:
-Печка сказала Маше, куда гуси-лебеди полетели. Справились с заданием, молодцы!
-Кто продолжит сказку?
Слайд № 9
Дети:
-Бежит Маша дальше. Видит: стоит яблонька, вся румяными яблоками увешана. Маша к ней: - Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Стрясешь мои яблочки - скажу!
IV Физминутка
Слайд № 10 - 17
Решение примеров с яблоньки с записью в тетрадь.
V Решение неравенств.
Слайд № 18 - № 24
Учитель:
- Что же было дальше?
Дети:
-Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка - кисельные берега. Маша к ней:
-Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
-Упал в меня камень тяжелый, сдвинешь его в сторону - скажу. (Неравенства записаны на камнях)
Работа в парах.
-Поставь знак, объясни. Почему?
-Скажи соседу, скажи всем нам.
Учитель:
-Справились – убрали тяжелые камни из речки. Молодцы!
-Кого встретила Маша дальше?
Дети:
-Бежит Маша по лесу, смотрит: сидит под пеньком ёж.
- Ежик, не видал ли ты, куда гуси-лебеди полетели? Ёжик отвечает: "Куда я покачусь, туда и ты иди".
Слайд № 25- № 30
Учитель:
-Бегут по лесу, смотрят вокруг. Да что-то не так.
(Форма представления презентация. На слайдах деревья, цветы с неправильными тенями.)
VI. Геометрический материал
Слайд № 31- № 37
Учитель:
-По каким дорожкам бежит ёжик?
Дети:
-Прямая, ломаная, кривая.
Учитель:
- Привел ежик Машу к избушке Бабы-Яги. Видит Маша:
Дом непростой, состоит из геометрических фигур.
-Какие? Назовите.
Дети:
-Треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
Учитель:
-Расположите фигуры по возрастанию углов.(Треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.)
-Какая фигура лишняя? Почему?
Дети:
-Лишняя круг. У него нет углов.
Учитель:
Слайд № 38
-Сидит Ванюшка и золотыми яблочками играет.
-Найдите закономерность и продолжите ряд.
Дети:
- Одно большое, два маленьких яблочка.
Учитель:
-Подкралась Маша к избушке, схватила братца и побежала домой.
VII Итог урока
Слайд № 39 - № 44
Учитель:
-Почему Маша смогла спасти братца?
-Чему учит нас сказка?
-Что для себя уяснили, повторили?
-Молодцы, вы сегодня очень старались помочь Маше. Я надеюсь, что вы также будете выручать друг друга.
-Какое коллективное дело сделали?
Слайд № 45
Релаксация.
-А теперь, ребята, посадите свои цветы на нашей полянке.
•Голубой – «Я понял всё на уроке».
•Жёлтый – «Остались сомнения».
•Красный – «Я не понял и не знаю ничего».
•Символ успеха – наша красивая поляна.
- Посмотрите , какая полянка у нас получилась.
Слайд № 46 (Если останется время игра чудо-дерево)
Игра.
Хлопаем, если пример решён верно, топаем, если пример решён не правильно.
- Благодарю всех за работу на уроке!
Рекомендуем посмотреть:
Взаимодействие ученического коллектива младших школьников с сельской библиотекой
Выявление увлечений у младших школьников
Технические средства обучения. Классификация и роль в образовательном процессе
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен