Консультация для родителей первоклассников. Проблемы школьной адаптации или «Первый раз в первый класс!»
Данная статья подскажет как быть родителям первоклассников в некоторые трудные моменты школьной жизни детей, а также родителям младших школьников, которые уже имеют некоторый опыт в учебе.
О готовности ребенка к первому классу заботятся многие специалисты: психологи, логопеды, медики, даже воспитатели в детских садах. Мне кажется, что тестировать в очередной раз и проверять уровень знаний вашего ребенка – это не самое главное. Давайте сегодня поговорим об эмоциональном состоянии ребенка, поступающего в первый класс, и о типичных ошибках родителей в этот непростой период для всей семьи.
В школах на родительских собраниях чаще всего обсуждаются проблемы успеваемости, дисциплины, различных организационных вопросов. А вот каково нашим деткам в учебном процессе, в новом коллективе? Что они чувствуют? Как себя ощущают? Как им помочь морально? Как удержать или привить (если нет) желание учиться? Как сделать, чтоб не было отторжения от учебных занятий, ведь давления будет много как со стороны учителей, так и родителей, сверстников. Все разговоры будут теперь о школе, о домашних заданиях, упражнениях, дополнительном чтении.
Но, конечно, о дополнительном чтении, я согласна – стоит поговорить.
1.
О чтении.
Сначала мне бы хотелось спросить вас, дорогие мамы: «Что вы читаете своим детям? Читаете ли вообще? Если ответ отрицательный, то не ждите от маленького ученика стремления к чтению и жажде познания всего нового. 15 минут в перерыве между домашними делами любому, самому занятому родителю можно уделить время для чтения со своим ребенком. Учебники – это одно, а дополнительное чтение – совсем другое. Какая-то своя интересная книга, те же сказки, познавательная литература. Чтение обогащает речь и мышление детей, всесторонне развивает их. Сейчас в библиотеках очень много всего, даже журналы настолько красочные, интересные, в доступном формате – всего понемножку. Даже такая короткая информация учит и не обременяет ребенка. Таким образом ребенок переключается с одной темы на другую, не зацикливаясь на одних и тех же уроках.
Раньше в России был обычай. Вечерами вся семья собиралась, и кто-то один из членов семьи читал для всех книги поучительного характера. Такой обычай называли «Громкие читки». Причем читали не только в свободное время, но и во время трапезы, рукоделий и других домашних дел. Этот метод можно использовать и сейчас, примите к сведению.
2.
Полезные разговоры.
В наше непростое время мы быстро устаем. Работа занимает много времени и, зачастую, возвращаясь с работы сил на разговоры с ребенком уже нет, всем это понятно и знакомо. Не можем читать – тогда пусть говорит ребенок. Пусть он расскажет о мультфильме, кинофильме, котором недавно посмотрел, пусть расскажет о том, как провел день без вас. Этим приемом вы убиваете двух зайцев: развиваете речь, память и мышление своего чада и общаетесь с ним! Ребенок чувствует ваше внимание, он чувствует свою значимость, понимает, что нужен вам, любим вами. Главное – расположить его к этому рассказу и не придираться к неправильным формулировкам, а вставлять изредка сопутствующие , наводящие вопросы, чтобы рассказчик видел, что вам интересно. Если вы моете посуду - рассказчик стоит рядом. Вам нужно переместиться в другую часть кухни : «Сынок, давай перейдем сюда, продолжай!..»
3.
Не ленитесь объяснять!
Каждый хочет, чтоб его любили, уважали, чтобы с ним считались, прислушивались к его мнению, помогали жить в этом непростом мире. Этого хочет и взрослый, и ребенок. А как сделать так, чтоб ребенок чувствовал вашу любовь, понимал вас, ваши проблемы и чтоб сам уроки делал? Свободных людей не бывает, даже ребенок имеет обязанности. Большое счастье – когда дети сами изъявляют желание учиться или помогать своим родителям. Как вы думаете, как этого добиться? Что делать? Объяснять ! Объяснять и что хорошо, что плохо, можно даже на своем примере. Не обязательно читать мудреные книги по воспитанию - ведь у нас нет времени, сил, нет желания. Вы своим жизненным опытом можете научить ребенка нормам нравственным, научить слышать и следовать голосу совести, научить общаться с окружающими. Дети любят истории своих родителей. Им интересно, как их мамы тоже что-то искали, чем-то интересовались, какие были промахи, как хулиганили и какие наказания потерпели за это. Поэтому стоит лишь покопаться в своем прошлом и вставить эту историю к месту. Есть такой прием – сделать вид, что вы вспомнили что-то интересное. Дети не любят нотаций. А истории из жизни, если рассказать их с желанием, с эмоциями – всегда воспримутся лучше. Я часто прибегаю к такому приему, который всегда интригует ребенка. Он чем-то занят или рядом, а я просто хихикну, чтоб он услышал. Поверьте, это действует безотказно.
- А что ты смеешься, мама? (сразу следует вопрос)
- Да, так… вспомнила одну историю.
- Какую?
И вы начинаете свой воспитательный процесс.
Очень часто психологи используют прием, похожий на этот. А именно, рассказ о ребенке того же пола и возраста с такими же особенностями характера и свойствами поведения. Начинается рассказ про девочку или мальчика, а потом совместно обсуждается, что будет с этим героем дальше, как ему исправиться. Что сделать, чтобы всем стало лучше? Естественно ребенок примеряет образ героя на себя и по своим детским меркам пытается сам (без родительских нотаций и внушений) решить ситуацию и при похожем стечении обстоятельств или в сложившейся уже ситуации поведет себя правильно, не сделает больно вам и себе.
Если эти простые правила будут вами применяться – все наладится, вот увидите.
Рекомендуем посмотреть:
Рекомендации родителям будущих первоклассников
Консультация для родителей 1 класса
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников