Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для родителей 1 класса

Консультация для родителей "Ваш ребёнок - первоклассник!"
Автор: Суслова Наталья Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаев Ярославская обл.
Описание материала: материал будет интересен учителям начальных классов, родителям детей-первоклассников.
Цель: содружество школы и семьи в успешной адаптации ребенка к школе.
Задача: дать рекомендации родителям по преодолению возможных трудностей у первоклассников.
Консультация для родителей «Ваш ребёнок – первоклассник!»
Без должного участия семьи не может быть продуктивно решена задача обучения и воспитания младшего школьника. Кто как не учитель, специалист, может дать верный совет по многим проблемам воспитания ребенка в семье. Содружество школы и семьи является гарантией результативности коррекционно - развивающего обучения.
Проведение теста «Я в жизни ребёнка». В основу теста положены идеи коррекционно-развивающего обучения, разработанное Л. В. Занковым и его учениками. (Для каждого родителя были заготовлены вопросы теста и методика его анализа. Анкетирование проводилось индивидуально, его результаты публично не обсуждались. После этого родителям было предложено высказать свое отношение к тесту, к такой форме просвещения. Сам тест остался у родителей как некоторая памятка продуктивной стратегии воспитания ребенка в семье.)
Тест «Я в жизни ребёнка».
Инструкция: на каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».
• Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
• Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
• Я приучаю ребенка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
• Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.).
• Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
• Я постоянно беру ребенка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров и пр.).
• Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями.
• Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело.
• Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
• Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т. д.
Оценка теста. Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Разделив полученную сумму на десять (количество утверждений), получаем среднеарифметическое число.
1-й уровень (1—0,7 балла). Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.
2-й уровень (0,6—0,4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребенка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли «поле свободы» ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.
3-й уровень (0,3—0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка — чрезмерная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы недостаточно даете ребенку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.

Ваш ребенок пошел в школу! Сколько новых забот, тревог, переживаний связаны с этим событием и у взрослых, и у самого ребенка! Как лучше организовать первые дни пребывания ребенка в школе, чтобы естественный страх перед новым, неизвестным был не таким острым, разрушительным? Известно, что состояние тревоги, напряжения блокирует поведение ребенка, снижает результативность его деятельности.
• Родители должны быть готовы к этим неожиданностям. Одни дети чрезвычайно заторможены, отвечают с трудом, избегают контактов с учителем, товарищами. Другие, наоборот, становятся чрезмерно подвижными, суетливыми, даже агрессивными. Понимая особенность этого этапа в жизни ребенка (поступление в школу), родители могут помочь своим детям безболезненно, более естественно войти в школьный режим. Например, первое время особо стеснительные, «домашние» дети могут взять в школу любимую игрушку или амулет. Заслуживает внимания прием, когда учитель договаривается с родителями и они дают ребенку фотографию близкого человека: мамы, папы, бабушки. Возможность посмотреть на родное лицо, мысленно пообщаться с ним позволяет снять остроту страха, одиночества.
В отдельных случаях, если дети чрезвычайно беспокойны, родители могут находиться в стенах школ и повстречаться с тревожным ребенком. При этом надо иметь в виду, что нервозность самого взрослого может негативно повлиять на ребенка, тогда как спокойствие и уверенность взрослого более благоприятны в этой ситуации.
• Теперь остановимся на таком важном вопросе: как помогать ребенку в его учебных занятиях. Многие родители ориентированы только на непосредственную помощь. В учебной работе ребенка они берут на себя функции планирования, анализа, контроля. Помощь осуществляется с установкой «делай, как я!» Такая стратегия лишает ребенка опыта, права на ошибку, задерживает формирование учебных умений.
Необходимо дать ребенку возможность самостоятельно решать свои учебные задания. Возможные неудачи мобилизуют его внимание в школе, повысят его ответственность. Только в отдельных случаях родители могут оказывать непосредственную помощь (если ребенок не был в школе или обратился с четко сформулированными затруднениями). Но и тогда начинать надо с наводящих вопросов, чтобы ребенок приложил максимум своих усилий. Не следует брать на себя обязанности ребенка по приготовлению рабочего места, по сбору учебных вещей и принадлежностей для занятий в школе.
• Приобщить ребенка к чтению, воспитать любовь к книге — также задача семьи. К сожалению, у многих родителей сложилась порочная практика: как только ребенок поступает в школу, они перестают читать ему книги. Рассуждая при этом (часто с подачи учителя): ребенок должен читать сам, повышать технику чтения. Эта формула справедлива только для учебного материала. Литературно-познавательные тексты читаются взрослыми столько, насколько выражена у ребенка потребность удовлетворять познавательный интерес. Более того, чтение взрослым пробуждает этот интерес, поддерживает любознательность ребенка. Совместное чтение обеспечивает единение взрослого и малыша, рождает духовную близость. Часто ребенок обращается к матери с просьбой почитать не для того, чтобы получить информацию, а чтобы пополнить свою энергетическую силу: физический контакт — глазами, телом — имеет большое значение для психологического здоровья ребенка.
• Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если родители заботятся о расширении кругозора ребенка. В этом плане большое значение имеет посещение театров, музеев, экскурсий по городу, знакомство с памятными местами, прогулки и пр. Они должны заполнять досуг семьи. Организуя семейное времяпрепровождение, надо помнить, что интерес у детей к сугубо семейному общению очень короткий — 10—12 лет. Затем они начнут тянуться к себе подобным, в компанию детей. Это закон развития человеческого общества, поэтому нельзя терять этого благодатного времени.
• Общение в семье должно приносить радость близости и понятости. Желательно, чтобы содержание совместного досуга (чтение, просмотр спектаклей, телепередач, экскурсий и т. д.) обсуждалось с ребенком. Беседы о прочитанном, увиденном формируют культуру речи, мышления. При этом, что важно подчеркнуть, необходимо соблюдать товарищеский тон общения, искренне делиться своими чувствами и мыслями. Доброжелательный тон общения продуктивен для общего и социального развития ребенка.
• Важной задачей семьи является забота о раскрытии у ребенка индивидуальных задатков, склонностей, способностей. Ребенок должен осознавать черты своей неповторимости. Рисование, пение, танцы, спорт, рукоделие и т. п. способствуют общему развитию ребенка, помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Осознание этих качеств помогает ребенку найти свое место в школьной жизни.
• Большое значение для развития имеет домашний труд. Полезно, когда школьники имеют свою долю труда, необходимого в семье. Это может быть покупка продуктов, уборка жилья, уход за одеждой, забота о животных и т. п. Важно почаще выполнять домашние дела детям вместе с родителями. В ходе совместною труда обсуждается план, уточняется технология, отдельные операции, оценивается результат и т. д. Воспитанное в бытовой деятельности чувство ответственности проецируется на любую деятельность, в том числе на учебную. В ежедневном, посильном труде у детей формируются общедеятельностные умения — планирование работы, готовность к преодолению трудностей, доведение начатой работы до необходимого результата, самоконтроль.
• Семья ответственна за физическое здоровье ребенка. Родители заботятся о питании детей, помогают реализовать двигательную активность ребенка, закаливают, знакомят с различными видами спорта. Все эти факторы увеличивают работоспособность ребенка, способствуют бодрому, радостному настроению, развивают ловкость, сноровку, осознание своего физического здоровья. Если у ребенка есть отклонения в здоровье, правильное воспитание не фиксирует внимание ребенка на этих дефектах, избавляет его от ненужных комплексов.
• Большое значение для успеха в учении имеет соблюдение ребенком режима дня. Рациональная организация жизни ребенка — полноценный сон, активный отдых, умственный и физический труд — укрепляет нервную систему, способствует успешности его обучения.
• Родители должны предоставить ребенку возможность игр, общения со сверстниками. В младшем шкальном возрасте решается проблема поиска близкого друга, родственной души. Семье необходимо преодолеть свой эгоцентризм, страх перед чужим влиянием, не подменять целиком собой нужные ребенку социальные связи. Ребенок на этом этапе жизни учится воспринимать индивидуальность другого, постигает законы терпимости, дружбы, преданности, а в отдельных случаях учится себя защищать. Родители должны помочь ребенку разобраться в ситуациях, где имеют место шалость и хулиганство, недоразумение и хамство, когда уместна та или иная модель поведения. Дать совет, проанализировать ситуацию — вот в чем состоит мудрость взрослого.
В заключении уместно еще раз подчеркнуть, что главная помощь семьи в учении ребенка — это забота о его духовной жизни, о добрых мыслях и поступках, расширении кругозора, насыщенности и радости бытия, осознания своего психического и физического здоровья.
Содружество школы и семьи выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, быта детей.
Учитель ориентирует родителей на проведение совместных с детьми мероприятий, в которых укрепляется взаимопонимание, духовное единение родных людей. Это совместные с детьми родительские собрания, где родители и дети на равных обсуждают классные проблемы; семейные домашние задания; выставки, праздники, где родители и дети являются равноправными участниками. Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Желаю удачи!

Рекомендуем посмотреть:

Рекомендации родителям будущих первоклассников Конспект консультации для родителей "Экскурсия выходного дня" Консультирование родителей. Правильное питание школьников Консультации для родителей по Правилам дорожного движения

Похожие статьи:

Школьная адаптация первоклассников

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Осень | Обрывная аппликация из цветной бумаги для младших школьников «Грибы»
Опубликовано: 3475 дней назад (21 октября 2014)
Просмотров: 9899
+1
Голосов: 1
Галина Васильевна Егорова # 21 октября 2014 в 12:41 +1
Очень содержательная статья. Здорово, что приводится пример теста для родителей. Не всегда мы, родители, задумываемся о таких, казалось бы, простых вещах. И многое нам проще и быстрее сделать самим за ребенка. Еще раз даже для себя проанализировала ситуацию воспитания ребенка. Тема раскрыта очень хорошо. Вам голос!
Галина Станиславовна Бердник # 21 октября 2014 в 17:10 +1
Добрый вечер,Наталья Викторовна! Полезная информация для родителей и учителей младших классов. Понятный тест для родителей первоклассников. Нужная информация, которую можно будет использовать при наборе первоклассников на родительском собрании. Обязательно конспект возьму на заметку. Спасибо Вам!
Галина Станиславовна Бердник # 21 октября 2014 в 17:13 0
Добрый вечер,Наталья Викторовна! Полезная информация для родителей и учителей младших классов. Понятный тест для родителей первоклассников. Нужная информация, которую можно будет использовать при наборе первоклассников на родительском собрании. Обязательно конспект возьму на заметку. Спасибо Вам!
Елена Александровна Чернышёва # 21 октября 2014 в 18:44 +2
Наталья Викторовна,воспользовалась вашими рекомендациями для родителей по преодолению возможных трудностей у первоклассников.Провела собрание,на котором и дала этот тест.Думаю,что он поможет в сближении с родителями и дальнейшей плодотворной работе с ними,а также успешно адаптироваться моим первоклашкам.Спасибо!!!
Татьяна Александровна Другова # 21 октября 2014 в 19:00 0
С большим интересом прочитала Вашу статью. Отдельное спасибо за тест!!!