Школьная адаптация первоклассников

Адаптация первоклассников к школе

В психолого-педагогических исследованиях принято выделять три уровня школьной адаптации (Овчарова Р.В.).

Высокий уровень адаптации. Школьники, относящиеся к этому уровню, положительно относятся к школе. Они воспринимают обучение в ней как радостное событие своей жизни. Легко усваивают предъявляемые требования. Они внимательны, прилежны, стараются вести себя соответственно требованиям. Такие дети достаточно самостоятельны: они регулярно выполняют домашние задания, проявляют интерес к общественным поручением, добросовестно готовятся к школьным мероприятиям. Школьники осваивают программный материал, решая задачи как предъявленного уровня, так и более сложного.

В классе, как правило, такие ребята занимают высокое статусное положение.

Дети, принадлежащие к этой группе, адаптируются к школьной жизни достаточно быстро. Им хватает от одного-двух месяцев. Часть из них могут вообще не испытывать никаких затруднений. Учебная активность таких школьников носит постоянно выраженный характер. Они быстро приобретают друзей. С такими детьми все хотят подружиться. Они спокойны, веселы, организованны.

Средний уровень адаптации. В основе своей такие школьники положительно относятся к школе. Ее посещение приносит им радость новых успехов и новых встреч. Они стабильно учатся, усваивают содержание учебного материала. Школьники сосредоточенны и внимательны, решают в основном типовые задачи. Но их внимательность и сосредоточенность носят выборочный характер. Это зависит от того, интересна им или нет учебная деятельность. Общественные поручения выполняют добросовестно и охотно. Можно сказать, что дети, относящиеся к этой группе, обладают неустойчивой адаптацией. Период их приспособления более длителен, чем у детей первой группы. У них чаще проявляются неблагоприятные формы поведения. Это связано, прежде всего, с недостаточной подготовкой к школе, низким уровнем развития познавательного интереса. У таких детей в первые месяцы пребывания в школе преобладают неадекватные поступки. Они могут отвлекаться на уроках — рисовать, играть с куклами под партой. Трудность в овладении учебной программой влечет за собой трудности в общении со сверстниками, с учителем. Эти проявления говорят о социальной незрелости ребенка. Учителю и родителям предстоит большая работа по включению таких детей в школьную жизнь.

Низкий уровень адаптации. Первоклассники отрицательно или безразлично относятся к школе. У них доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины. Учебный материал усваивается фрагментарно. Слабо выражена самостоятельность. При выполнении домашних заданий, как правило, отсутствует интерес, а как следствие — нерегулярная подготовка к урокам. Для понимания нового материала требуется помощь учителя и родителей. Работоспособность и внимание сохраняются, если ребенок имеет возможность отдохнуть. Общественные поручения выполняет без энтузиазма и под строгим контролем. Во взаимодействии с окружающими сверстниками он пассивен, зачастую даже не знает их имен. Бывает, у таких детей проявляется агрессия. Отсутствие учебных успехов и положительных внутриколлективных связей снижает их социальный статус, что, в свою очередь, негативно сказывается на их эмоциональном состоянии. Изменяются и отношения с учителем. Они избегают контакта с ним, выполняя его требования формально. Нарушения поведения на уроках сопровождаются постоянными замечаниями учителя, наказаниями. На перемене такие дети могут дико кричать и бегать, всем мешать. Происходит эмоциональная разрядка, которая еще больше отдаляет этих школьников от остальных детей класса, что вызывает у них озлобленность и вспышки агрессии. А бывает и наоборот: они могут быть все время печальны, тревожны и напряжены.

Следует отметить, что подобные затруднения чаще всего носят временный характер и поддаются исправлению. Однако мы не можем отмахнуться от того факта, что в любой школе есть дети, школьная дезадаптация которых препятствует их общему психосоциальному развитию.

От кого конкретно зависит благоприятное вхождение ребенка в новую для него среду обитания? Прежде всего от учителя начальных классов. Это первый человек, встречающий ребенка на пороге его новой социальной жизни. Учитель — центральная фигура, призванная помочь адаптироваться первокласснику. Условия начальной школы предоставляют учителю большие возможности в вопросах адаптации детей, особенно остро нуждающихся в этом. Он организатор и координатор жизни детей. Ему с высоты своих профессиональных знаний и опыта видно, как, когда и кому конкретно нужна его помощь. Совмещая учебные и воспитательные задачи, учитель начальных классов в учебном процессе является организатором и руководителем учебной деятельности учеников, а во внеклассной работе он выступает заботливым старшим товарищем по отношению к ним. К кому дети несут свои страхи, «школьные фобии», чувство неудовлетворенности своим положением среди сверстников, свои обиды и неуверенность? Конечно, к самому близкому на этот момент — к учителю. Ведь именно он раскрыл пред ними бездны знаний. Ведь именно он научил их быть гордыми, самодостаточными, сильными и веселыми. Учитель начальных классов — великая сила и великая же ответственность. Ребенок копирует его достоинства, но, к слову сказать, и недостатки. Все факторы его жизни, нюансы впитывают школьники. Они обсуждают внешний вид и характер учителя с детьми из другого класса, настаивая на приоритете, конечно же, своего учителя. Но именно это обстоятельство и дает возможность первому учителю быть именно «первым» во всем, что касается детей его класса.

Роль учителя, именно учителя начальных классов, в этом процессе велика. Одна из особенностей младшего школьного возраста — подражательность. Ребенок смотрит на учителя, восторгается им, любит его. Все это делает учителя начальных классов сильным и способным преодолеть страхи ребенка. Помочь ему приспособиться в новой, одновременно интересной и страшной для него среде. Главное, чтобы требования учителя и родителей по принятию ребенком новых правил были постоянными, а не носили эпизодический характер. Учитель сразу объясняет детям, чем конкретно будет отличаться их новая жизнь от дошкольного периода. Необходимо четко прояснить новые правила поведения и позиции школьников. Немаловажной является и работа по формированию коллектива класса, где каждый ученик занимает определенное место в системе внутриколлективных отношений. Учитель, вовлекая первоклассников в новую, интересную деятельность, помогает в достижении ими индивидуальных успехов. Он показывает детям их состоятельность в новой социальной ситуации. Успехи ребенка помогают ему приспособиться, преодолеть трудности, прежде всего в себе: это и аффективность, и вспыльчивость, и страхи, и агрессия. Особенно влияние учителя важно для детей, не уверенных в себе, неадекватно себя оценивающих. Чем больше положительных эмоций переживает школьник в стенах учебного заведения, тем безболезненней произойдет процесс его адаптации.

При плохом отношении учителя к школьнику его переживания усугубляются тем, что так же плохо к нему будут относиться и сверстники. Оценка учебной деятельности школьника расширяется до оценки его личности, если это исходит от учителя. Этот двойной груз может утянуть ребенка на дно дезадаптации, откуда гораздо труднее его достать, чем не позволить туда скатиться.

Кроме учителя, большую роль в адаптации ребенка играет семья: какая атмосфера в доме, какие книги читают ребенку и вместе с ним, какие беседы ведут, а главное, какой показывают будущую учебную жизнь. Если школа выступает в виде будущего кнута, по принципу: «Вот подожди, пойдешь в школу, тебя там быстро всему научат!»; «Никто не будет там с тобой возиться! Кому ты нужен такой?», — то ребенок не хочет менять привычный уклад, он боится идти в школу. Она ему представляется враждебной!

Автор: Петрова Людмила Ивановна

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование исследовательской деятельности младших школьников

Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы

Формирование гражданской позиции учащихся младших классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!