Формула отличий детей друг от друга включает и такую мощную характеристику, как тип темперамента. Посудите сами, сколько раз мы задумывались над тем, что ведет нас в наших поведенческих реакциях. Почему одни люди спокойно воспринимают удары судьбы, а другие ломаются под ее ударами, а третьи активно сопротивляются. Почему некоторые активно помогают своей речи руками, другие спокойно излагают свой взгляд на то или иное событие, практически не пользуясь жестами? Складывается такое впечатление, что нас что-то ведет изнутри, толкает. Это темперамент. Именно он владычествует над нашим поведением. Термин «темперамент» был введен в обиход еще Гиппократом. В переводе с латинского temperamentum это слово обозначает возбудимость и восприимчивость человека к внешним раздражителям. Свойства темперамента играют регулирующую роль в учебно-воспитательной деятельности каждого человека.
Холерический темперамент.
В индивидуальной работе с таким ребенком взрослый должен понимать, что процесс возбуждения у него преобладает над процессом торможения. Ребенок чрезмерно подвижный, эмоциональный, порывистый. Он требует бережного, спокойного обращения. Основная задача воспитателя — научить ребенка владеть собой, т. е. уметь руководить проявлениями своего темперамента. Применяя поощрение или наказание, необходимо помнить, что реакция может быть непредсказуемая. Работая с таким ребенком, давая ему поручения, следует следить, чтобы поручения были более спокойными и не могли вызвать у ребенка бурю эмоций, тем более что у холерика любое поручение вызывает эмоциональный отклик. У младшего школьника с ярко выраженным холерическим темпераментом можно воспитать такие необходимые для жизни в обществе качества, как социальная активность, предприимчивость, увлеченность полезным для общества делом, товарищеская взаимопомощь и коллективизм.
Сангвинический темперамент.
И.П. Павлов называл этот тип темперамента идеальным. Ребенка с выраженным сангвиническим темпераментом отличает высокая работоспособность. Поэтому в работе с коллективом детей воспитатель может в полной мере опираться на этого ученика. Более того, ребенок с таким типом темперамента, как правило, ответственный и ему можно поручить любое дело. Он будет выполнять его весело и без показной бравады. Существует опасность перехвалить такого ребенка и вместо жизнерадостности, отзывчивости, трудолюбия и чуткости, которые мы ждем от такого ребенка, мы можем получить легкомыслие, нестойкость интересов и привязанностей, излишнее внимание к своим успехам и безразличие к другим людям.
Флегматический темперамент.
Флегматик так же работоспособен, как и сангвиник. Но в отличие от него медленно включается в деятельность. Поэтому в общении с такими детьми надо предусматривать сроки выполнения того или иного поручения. Сроки дисциплинируют флегматика, помогают ему правильно распределить время и силы на выполнение порученной работы. Флегматик надежен, ему свойственна добросовестность при выполнении порученного дела. Воспитателю надо помогать ребенку справляться с медлительностью, хотя в ней ничего криминального нет, но отношение остальных детей, детей- живчиков, холериков может испортить ребенку-флегматику радость пребывания в коллективе.
Меланхолический темперамент.
Обычно это очень ранимый ребенок. Его медлительность, в отличие от флегматика, имеет несколько иное свойство. Такой ребенок очень болезненно переживает свои неудачи, но в то же время сочувствует неудачам других детей. В работе с таким младшим школьником, воспитатель может использовать в хорошем смысле этого слова высокоразвитую совесть ученика-меланхолика. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке окружающих. У него уходит больше времени на подготовку, к примеру, домашнего задания, чем у других детей. Но учитель ни в коем случае не может указывать на это классу. Наоборот, опытный учитель нацелен на результат. А результат у ученика-меланхолика обычно не ниже, чем у детей с другим типом темперамента. Не надо торопить такого ребенка, когда он отвечает. Необходимо помнить — это не холерик. У него процессы торможения более развиты, чем процессы возбуждения. Можно спокойно ждать его ответа, заполняя паузу какими-то комментариями по существу
Поставьте плюсики в паспортах, характеризующих темперамент, если ваш ребенок...
Паспорт холерика.
1. Неусидчивый, суетливый.
2. Вспыльчивый, невыдержанный.
3. Нетерпеливый.
4. Резкий в общении с друзьями.
5. Решительный и инициативный.
6. Упрямый.
7. Находчивый в споре.
8. Незлопамятный и необидчивый.
9. Речь быстрая, сбивчивая.
10. Работает рывками.
11. Любит рисковать.
12. Неуравновешенный и горячий.
13. Агрессивный забияка.
14. Нетерпим к недостаткам.
15. Способен быстро действовать и быстро решать.
16. Обладает выраженной мимикой.
17. Неустанно стремится к новому.
18. Обладает резкими порывистыми движениями.
19. Настойчив в достижении поставленных задач.
20. Склонен к резким сменам настроения.
Паспорт сангвиника.
1. Веселый и жизнерадостный.
2. Энергичный и деловитый.
3. Часто не доводит начатое дело до конца.
4. Склонен переоценивать себя.
5. Способен быстро схватывать новое.
6. Неустойчив в интересах и склонностях.
7. Легко переживает неудачи и неприятности.
8. Легко приспосабливается к новым обстоятельствам.
9. С увлечением берется за новое дело.
10. Быстро остывает, если дело перестает его интересовать.
11. Быстро включается в новую работу, быстро переключается.
12. Тяготится однообразной и кропотливой работой.
13. Общителен, отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми.
14. Вынослив, работоспособен.
15. Обладает громкой, быстрой и сбивчивой речью, сопровождающейся жестами.
16. Сохраняет самообладание в сложной обстановке.
17. Обладает всегда бодрым настроением.
18. Быстро засыпает и быстро пробуждается.
19. Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.
20. Склонен всегда скользить по течению, отвлекаться.
Паспорт флегматика.
1. Спокоен и хладнокровен.
2. Последователен и обстоятелен в делах.
3. Осторожен и рассудителен.
4. Умеет ждать.
5. Обладает спокойной речью, равномерной, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляций.
6. Молчалив и не любит попусту болтать.
7. Сдержан и терпелив.
8. Доводит начатое дело до конца.
9. Не растрачивает сил попусту.
10. Строго придерживается выработанного распорядка дня.
11. Легко сдерживается.
12. Маловосприимчив к одобрению и порицанию.
13. Незлобив, проявляет снисходительность к колкостям в свой адрес.
14. Постоянен в своих отношениях и интересах.
15. Медленно включается в работу и переключается с одного вида деятельности на другой.
16. Ровен в отношениях со всеми.
17. Любит аккуратность и порядок во всем.
18. Трудно приспосабливается к новой обстановке.
19. Инертен, вял, малоподвижен.
20. Обладает выдержкой.
Паспорт меланхолика.
1. Стеснителен и застенчив.
2. Теряется в новой обстановке.
3. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.
4. Часто не верит в свои силы.
5. Легко переносит одиночество.
6. Чувствует подавленность и растерянность при неудаче.
7. Склонен уходить в себя.
8. Сравнительно быстро утомляется.
9. Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
10. Невольно приспосабливается к характеру собеседника.
11. Впечатлителен до слезливости.
12. Чрезмерно чувствителен к порицанию и одобрению.
13. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим.
14. Склонен к подозрительности.
15. Болезненно чувствителен, легко раним.
16. Чрезмерно обидчив.
17. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями.
18. Малоактивен и робок.
19. Безропотен и покорен.
20. Стремится вызывать сочувствие и помощь окружающих.
Теперь можно рассчитать формулу темперамента.
1. Если количество плюсиков в паспорте того или иного темперамента составит 16—20, то у вашего ребенка ярко выражены черты этого типа темперамента. Если выборов 11—15, то качество данного темперамента присуще ребенку в значительной степени. Ну а если положительных ответов 6—10, то качества данного типа темперамента присущи ребенку в незначительной степени.
2. Известно, что определить темперамент в «чистом» виде затруднительно. У каждого человека темперамент представляет некий сбор типов. Индивидуальным же является доминирование того или иного типа темперамента. Его можно рассчитать по следующей формуле:
где: Фm — формула темперамента
X — холерик,
С — сангвиник,
Ф — флегматик,
М — меланхолик,
А — общее количество плюсов по всем типам,
Ах, Ас, Аф, Ам — число плюсов паспорта каждого типа темперамента.
Например: Фm = 32 %+32 %+14 %+22 %.
Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента у вашего ребенка является доминирующим. Если результат составляет 30—39 %, то качество данного типа выражено достаточно ярко. Если результат 20-29 % — средне, ну а если 10-19 % — мало.
Нет комментариев. Ваш будет первым!