Термин «темперамент» был введен в обиход еще Гиппократом. В переводе с латинского (temperamentum) это слово обозначает возбудимость и восприимчивость человека к внешним раздражителям.
В.С. Мерлин считал, что индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы, а те, в свою очередь зависят от свойств организма в целом. Поэтому свойства темперамента играют регулирующую роль в психической деятельности. От них должна зависеть динамика всех психических процессов. Эту функцию выполняют индивидуальные особенности эмоций и воли. Интеллект тоже играет значительную роль в регуляции психической деятельности. Все описанные нами познавательные процессы — возбудимость, сосредоточенность, устойчивость внимания, скорость воспроизведения, быстрота и гибкость ассоциативных процессов влияют на динамику психической деятельности, а значит, и на темперамент. Академик И.П. Павлов в теории о типологических свойствах нервной системы дал толкование природы темперамента. Он выявил основные свойства нервных процессов. К ним ученый отнес: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность или неуравновешенность этих процессов; 3) подвижность процессов. На основании изучения этих свойств И.П. Павлов выделил типы нервной системы и соотнес их с определенным видом темперамента.
1. Слабый тип характеризуется слабостью нервных процессов, быстрой утомляемостью. Этот тип соответствует меланхолическому темпераменту. Дети, обладающие этим темпераментом, как правило, медлительны, необщительны и замкнуты. Им тяжело адаптироваться к новым условиям, и они грустят от разлуки со старым местом, или со старыми друзьями, или с бабушкой. Для таких детей перевод в другой класс, другую школу очень болезненный. Такому ребенку нужно гораздо больше времени на подготовку уроков, и если у него что-то не получается, он становится неуверенным и робким.
2. Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип характеризуется медленным включением в деятельность и медленным переключением с одного вида деятельности на другой. Такой тип деятельности соотносится с флегматическим темпераментом. Дети-флегматики, несмотря на медлительность, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, это закрытый тип. Ребенок не выдает своих переживаний, а они, конечно, есть и могут быть связаны, прежде всего, с его медлительной речью и движениями. Хотя надо отметить, что если таким детям что-то поручаешь, то можно быть спокойным, они обязательно доведут порученное дело до конца. И помогут им в этом терпение и неспешность, которые характеризуют этот тип темперамента.
3. Сильный, уравновешенный, подвижный тип характеризуется большой работоспособностью, включением ребенка в различные виды деятельности и быстрым переключением с одного вида на другой. Этот тип соотносится с сангвиническим темпераментом. Дети с таким темпераментом обладают хорошо отлаженной двигательной и словесной активностью. У них, как правило, очень выразительные лица. Они общительны, легко сходятся с другими детьми и легко приспосабливаются к измененным условиям.
4. Сильный, неуравновешенный тип характеризуется, как и предыдущий, большой работоспособностью, но процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Этот тип соответствует холерическому темпераменту. Ребенок с преобладанием холерического темперамента не сдерживает обычно своих эмоций. Он легко возбудим, подвижен, взрывоопасен и вспыльчив. У него чрезвычайно развита мимика лица.
Такой ребенок с большой охотой берется за разные дела, но эмоции «зашкаливают», и он может не справиться с делом исключительно из-за своей возбудимости.
Представленные характеристики темперамента не говорят о том, что у каждого ребенка они четко проявляются. Практика показывает, что в любом человеке есть частичка каждого вида темперамента. А вот соотношение этих частичек индивидуально и зависит от многих особенностей личности. Сам по себе темперамент не определяет ни способностей, ни интересов ребенка, но он во многом определяет стиль умственной деятельности и стиль поведения. А значит, нуждается в развитии и педагогическом сопровождении взрослого.
В этом ключе мы хотим предложить действия взрослого с ребенком с учетом типа его темперамента.
Холерический темперамент
В работе с такими детьми взрослый должен понимать, что процесс возбуждения у них преобладает над процессом торможения. Ребенок чрезмерно подвижный, эмоциональный, порывистый. Он требует бережного, спокойного обращения. Основная задача воспитателя — научить его владеть собой, то есть уметь руководить проявлениями своего темперамента. Применяя поощрение или наказание, необходимо помнить, что реакция может быть непредсказуема. Работая с таким ребенком, давая ему поручения, важно следить, чтобы поручения были более спокойными и не могли вызвать у ребенка бурю эмоций, тем более что у холерика любое поручение вызывает эмоциональный отклик. У младшего школьника с ярко выраженным холерическим темпераментом можно воспитать такие необходимые для жизни в обществе качества, как социальная активность, предприимчивость, увлеченность полезным для общества делом, товарищеская взаимопомощь и коллективизм.
Сангвинический темперамент
И.П. Павлов называл этот тип темперамента идеальным. Ребенка с выраженным сангвиническим темпераментом отличает высокая работоспособность. Поэтому в работе с коллективом детей воспитатель может в полной мере опираться на такого ученика. Более того, ребенок с таким типом темперамента, как правило, ответственный, и ему можно поручить любое дело. Он будет выполнять его весело и без показной бравады. Существует опасность перехвалить такого ребенка и вместо жизнерадостности, отзывчивости, трудолюбия и чуткости, которых мы ждем, можем получить легкомыслие, нестойкость интересов и привязанностей, излишнее внимание к своим успехам и безразличие к другими людям.
Флегматический темперамент
Флегматик так же работоспособен, как и сангвиник. Но, в отличие от него, медленно включается в деятельность. Поэтому в общении с такими детьми надо предусматривать сроки выполнения того или иного поручения. Сроки дисциплинируют флегматика, помогают ему правильно распределить время и силы на выполнение порученной работы. Флегматик надежен, ему свойственна добросовестность при выполнении порученного дела.
Воспитателю надо помогать такому ребенку справляться с медлительностью. Хотя в ней ничего чрезвычайного нет, но отношение остальных детей, детей-живчиков, холериков, может испортить ребенку-флегматику радость пребывания в коллективе.
Меланхолический темперамент
Обычно это очень ранимый ребенок. Его медлительность, в отличие от флегматика, имеет несколько иное свойство. Он очень болезненно переживает свои неудачи, но в то же время сочувствует неудачам других детей.
В работе с таким школьником воспитатель может использовать, в хорошем смысле этого слова, высокоразвитую совесть ученика-меланхолика. Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке окружающих. У него уходит больше времени на подготовку, к примеру, домашнего задания, чем у других детей. Но учитель ни в коем случае не должен заострять на этом внимание в классе. Наоборот, опытный учитель нацелен на результат. А результат у ученика-меланхолика обычно не ниже, чем у детей с другим типом темперамента.
Не надо торопить такого ребенка, когда он отвечает. Необходимо помнить — это не холерик. У него процессы торможения более развиты, чем процессы возбуждения. Можно спокойно ждать его ответа, заполняя паузу какими- то комментариями по существу вопроса, не акцентируя внимания на медлительность в ответе.
Темперамент тесно связан с характером. Каждый человек отличается от другого. В мире нет одинаковых индивидуумов. Каждую личность отличает индивидуальное психологическое своеобразие. В этом случае говорят о чертах, присущих именно этому человеку, то есть характерных для него. Они достаточно устойчивы, возникают в определенных ситуациях и характеризуют конкретного индивида. Слово «характер» греческого происхождения (character). Оно определяется как совокупность психических особенностей данного человека, проявляющихся в его действиях, поведении. Черты характера проявляются в различных сферах жизни человека. Они во многом определяют, какое место займет личность в социальной матрице. Каждая черта характера заявляет о себе в определенных типичных обстоятельствах. Именно поэтому характер тесно связан с отношением ребенка к окружающему его миру. Черты характера имеют побуждающую силу, что, несомненно, является индивидуальной характеристикой личности. В одних и тех же условиях одни люди поступают так, а другие иначе. Благодаря таким склонностям люди в экстремальных, стрессовых ситуациях могут принимать решения, противоречащие объективным условиям, но дающие возможность выжить именно благодаря принятому решению. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что личность демонстрирует большую настойчивость и энергию в характерном для нее способе действий. Характер представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Отдельные свойства характера зависят друг от друга. В психологии можно выделить четыре свойства характера, определяемые разными отношениями индивида:
1. Свойства, выражающие отношение личности к коллективу в целом и отдельным его членам. К таким свойствам можно отнести отзывчивость, требовательность, доброту, заносчивость и т. д.
2. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, ответственность, добросовестность и т. д.).
3. Свойства, выражающие отношение к окружающим человека вещам (аккуратность, неаккуратность, неряшливость, чистоплотность и т. д.).
4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (честолюбие, гордость, приниженность, скромность, нескромность и. д.).
Попробуем примерить эти свойства к шести-семилетнему ребенку.
Говоря об отношении к коллективу как о свойстве характера, необходимо помнить, что ребенок еще слабо ориентирован на коллектив. Скорее, для него важнее принятие его учителем. При разумной организации коллективной жизни учитель формирует свойства характера ребенка через систему поручений и участие ребенка в различных видах деятельности. Именно в подобных формах формируется ценностное отношение к коллективу, вырабатывается устойчивое осознание себя как части коллектива класса, школы, а впоследствии и общества.
Труд в системе отношений взаимопомощи и сотрудничества играет важнейшую роль, формируя основные моральные свойства ребенка. В основном, в дошкольном и младшем школьном возрасте преобладает труд по самообслуживанию. Но понимая, что это только первая ступень, учитель должен уметь прогнозировать трудовую деятельность и результаты труда ребенка. Именно в труде формируются чувство ответственности, долга, выносливость, инициатива, самообладание и др. И начинать надо с элементарного — научить ребенка труду на благо сверстников, родителей, учителей. Показать ему ценность его трудового усилия. Конечно, важен любой труд, будь это уборка класса или подготовка к новогоднему вечеру, или урок труда. Результат, полученный в ходе трудового усилия, должен быть реальным и приносить пользу окружающим и удовлетворение ребенку. В этом нравственная характеристика труда. «Радуюсь я, и мой труд вливается в труд моей республики...», — провозглашал поэт. А известный педагог А.С. Макаренко писал, что «Труд имеет значение не только общественно-производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, у которых все ладится и спорится, которые не потеряются при любых обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать сами себя, всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно».
Такие свойства, как аккуратность, чистоплотность, неряшливость во многом определяются условиями семейного воспитания. Ребенок приходит в школу с готовым набором подобных свойств. И, если эти черты неярко выражены или имеют отрицательную окраску, скорее всего, учитель, воспитатель встанет перед проблемой их перевоспитания. Безусловно, на формирование подобных свойств большое влияние оказывают и природные условия. Поэтому, работая с детьми в этом направлении, необходимо учитывать их индивидуально выраженные природные и социальные (читай семейные) особенности характера.
Четвертая группа свойств характера, а именно отношение к себе, нам представляется самой хрупкой, поскольку она связана с глубоко личными, интимными сторонами характера — любовью или нелюбовью к себе. Ребенок чрезвычайно чувствительно относится к принятию или отвержению его личности окружающими сверстниками и взрослыми. Эта чувствительность имеет индивидуальные различия и по силе выраженности, и по направленности. Дошкольники и младшие школьники, к примеру, в силу возрастных особенностей — подражательности, уровня выраженности эмоциональной сферы — достаточно легко поддаются влиянию взрослого. Здесь важно найти правильный тон в работе с такими детьми. Если у ребенка заниженная самооценка, учитель с помощью специально подобранной системы методов повышает ее. Ребенок доверяет взрослому, и его нетрудно убедить, что он не такой плохой, как ему говорили, что он просто не имел возможности показать свои потенциально хорошие черты характера. Если же, наоборот, ребенок тщеславен, у него повышенное самомнение, то учитель, воспитатель с помощью другой системы педагогических методов и средств покажет, что он не так уж и хорош, как о себе думает. Главное в этой работе — мера, доверие и искреннее отношение к ребенку. Если же перед нами подросток, то воспитание осложняется стремлением подростка к «взрослости» и отвержением любой критики, даже справедливой.
Воспитание характера — трудное дело. Взрослому нужно представлять некий идеал, к которому он стремится в своей работе с детьми. А.Г. Ковалев предлагает свою структуру положительного характера. Положительный характер может проявляться в следующих синтетических чертах.
1. Моральность характера. Здесь проявляется полное соответствие дел и поступков личности ее моральным убеждениям. Это честный человек, добросовестный, умеющий трудиться и радующийся результатам труда. Он доброжелателен и внимателен к людям, скромен в отношении к себе. Такие дети, как правило, любимы и взрослыми и сверстниками. Правда, убеждения у них находятся в стадии формирования, но если условия не будут меняться в худшую сторону, моральность характера у них будет проявляться и в дальнейшем.
2. Цельность характера — это согласованность всех его проявлений, соответствие дел словам, последовательность поведения. Этот человек открыт для окружающих. Он сам и окружающие его люди знают, что он будет делать в тех или иных ситуациях. О таких детях мы знаем, что их поведение предсказуемо. В основе своей — это лидеры в коллективе. Они являются помощниками учителя в учебной и внеклассной деятельности.
3. Сила характера — это энергия, с которой личность реализует поставленные цели. Такой человек способен страстно увлекаться, преодолевать трудности. Сила характера проявляется также в той твердости, с которой человек отстаивает свои убеждения. Как правило, в каждом классе есть такие дети. Они предельно искренни и тверды в своих предпочтениях и высказываниях. Конечно, в среднем и старшем возрасте эта твердость может быть максимализмом, а может быть и свойством характера.
4. Гибкость характера. Это человек, которой учитывает условия, в которых оказывается. Он способен изменить поведение в соответствии с требованиями ситуации. Он способен исправлять свой характер, если это востребуется обществом или его окружением. Это отсутствие «твердолобости». Понимание ребенком, что его правда, не всегда является правдой для окружающих. Не надо путать это свойство характера с некой «пластилинностью», когда ребенок полностью подпадает под чужое влияние, личность нивелируется и перестает быть целостной и самодостаточной. Гибкость обозначает мудрость ребенка, правильный выбор пути, даже если этот путь — временное отступление.
5. Уравновешенность характера. Это соотношение сдержанности и активности, наиболее оптимальное в деятельности и общении с людьми. Даже среди взрослых, имеющих большой жизненный опыт, с развитой функцией анализа и синтеза уравновешенность встречается не так часто. Дошкольник и младший школьник в силу развитости эмоциональной сферы, как правило, слабоуравновешены. Но они просто еще не научились в полной мере этому. С развитием волевой сферы придет умение соотносить активность и сдержанность в общении с людьми.
Хочется надеяться, что читатели убедились в том, что каждый ребенок неповторим. Все, абсолютно все влияет на его становление. Нет на земле абсолютно одинаковых людей.
Автор: Петрова Л. И.
Темперамент человека. Типы и характеристика
Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы
Нет комментариев. Ваш будет первым!