Продвижение ребенка по лестнице успеха во многом определяют такие качества его личности, как ответственность и самостоятельность. Ответственность — одно из самых сложных качеств, развитие которого необходимо ребенку. Оно связано с волевой сферой человека. Следует отметить, что ответственность, в основе своей, начинает развиваться уже у первоклассника. Это связано с его приходом в школу. Появляется много обязанностей. Он уже не может себя вести, как раньше. Он должен ходить в школу, выполнять все требования учителя, делать домашние задания. Все эти действия связаны с преодолением трудностей в жизни ребенка. Он не сразу привыкает к новому довольно жесткому графику, и доля выполнения всех требований зависит от сформированное™ у ребенка волевых качеств. Известно, что в младшем школьном возрасте отнюдь не волевая сфера доминирует. У ребенка наиболее развита эмоциональная сфера. На этом и строится в основном работа учителя и родителей по формированию ответственности у ребенка. Одной из распространенных родительских ошибок является та, которая выражается в требовании от ребенка ответственных решений, совершенно не заботясь о формировании ответственности. Ответственность как волевое усилие тесно связана с эмоциональной стороной личности, с его нравственной и мировоззренческой позицией. Работа взрослого строится на векторе, который начинается с превалирующей позиции взрослого в принятии решений ребенком и ведет к формированию средств внутреннего и внешнего контроля личности. Нельзя сказать, что в ходе развития ребенка у него совсем не развивалась волевая составляющая его личности. Но самое активное ее развитие происходит с дошкольного возраста. Мотивы деятельности малыша к концу дошкольного возраста постепенно выстраиваются в систему, где происходит соподчинение мотивов при явном доминировании одних мотивов перед другими. Вот это доминирование и будет определять направленность поведения ребенка. Пятилетний ребенок в какой-то мере уже обладает произвольностью в управлении своим поведением. На границе между дошкольным и младшим школьным возрастом к ребенку приходят мысли о том, как именно надо себя вести в разных ситуациях. Он пытается планировать свое поведение. Конечно, это еще не получается, но наличие подобных попыток говорит о наличии определенного скачка в его развитии. Переход от импульсивного, не регулируемого поведения к регулируемому поведению характеризует развитие воли ребенка. Развитие воли у первоклассника обычно идет в нескольких взаимосвязанных направлениях:
♦ принятие цели волевого усилия;
♦ установление взаимосвязи между самим волевым усилием и мотивом, который определил это усилие;
♦ принятие речевых указаний учителя или родителей.
Разберем эти направления подробнее, поскольку именно
Принятие цели волевого усилия. Если цель принятия волевого усилия ясна и прозрачна для ребенка, то он проявляет старание в ее выполнении. Успешность этого процесса зависит еще и от того, как ребенок может перспективно определить результаты выполнения полученного от взрослого задания. Если он видит его начало и конец, то выбор методов и средств для реализации задания становятся для школьника понятными и несложными. Очень важно, чтобы само задание не было слишком сложным, растянутым, размытым. Чем четче задание, чем меньше времени на его выполнение, чем понятнее оно в содержательном плане, тем больше вероятность его выполнения ребенком.
Установление взаимосвязи между самим волевым усилием и мотивом, который определил это усилие. Система мотивов, соподчинение и определение главного, ведущего мотива важна для формирования воли ребенка. Ребенок уже на пороге школы может подчинить свои желания главному, значимому для него на тот момент, мотиву. Самое трудное в установлении взаимосвязей — это столкновение мотивов ребенка. Основное столкновение происходит между желанием ребенка и необходимостью сделать то, что требует от него взрослый. Подобные столкновения могут происходить в тех случаях, когда взрослый предъявляет ребенку требования, а у того не хватает жизненного опыта, умений их выполнить. Это «мягкий способ» столкновения мотивов. Его можно выразить формулой «Надо — не могу». Но есть и более жесткое столкновение, выраженное формулой «Надо — не хочу». В этом случае ребенку труднее регулировать свое поведение и в реальной жизни он часто прибегает к различным уверткам, чтобы не оказаться между жерновами «надо» и «хочу — не хочу». Для правильного выбора приоритетного мотива важна помощь взрослого человека, поскольку именно он пока на этом возрастном этапе является организатором мотивации ребенка.
Принятие речевых указаний учителя или родителей. Вербальное общение взрослого с ребенком, безусловно, играет свою роль в формировании у последнего регулятивного поведения. Особенно важны в этот период указания учителя, являющего для первоклассника кумиром деятельности и общения. Но было бы неправильным оценивать волевые усилия ребенка только с точки зрения руководства этими усилиями со стороны учителя. С развитием самосознания ребенка в различных видах деятельности волевой акт, который он совершает, может быть определен уже его личностными установками, интересами и мотивами, которые он постепенно учится выстраивать в правильном приоритетном порядке.
Для ребенка, поступившего в первый класс, ответственность еще не развита, но уже первые ростки этого волевого качества присутствуют. В той или иной мере, в зависимости от индивидуальных особенностей и условий развития, они обязательно проявляются. У младшего школьника мы можем отметить эти проявления в следующих действиях:
♦ попытка осознания важности тех поручений, которые дает ему учитель;
♦ эмоциональное переживание за порученное дело, поскольку ребенок не всегда уверен в его успешном выполнении;
♦ наличие удовлетворения, если он справился с поручением учителя либо родителя;
♦ попытки преодоления затруднений, которые встречаются на его пути;
♦ осознание необходимости отвечать за выполнение порученного дела.
Для успешности и результативности в формировании качества ответственности полезно рассматривать его проявление в различных видах деятельности ребенка. Дело в том, что содержательная характеристика деятельности, принятие ее ребенком, способы организации во многом определяют устойчивость волевых усилий ребенка в области формирования ответственности. Хочется напомнить, что основным видом деятельности в школе в первом классе является учебная деятельность. Мы уже не раз отмечали, что в дошкольном возрасте таким видом деятельности была игровая деятельность. Естественно предположить, что с поступлением в школу игровая деятельности никуда не ушла, она просто уступила место учебной, как превалирующей. К этим видам деятельности прибавилась и трудовая деятельность как необходимый компонент формирования воли ребенка. Каждый вид описываемых нами деятельностей имеет свои содержательные характеристики и свои же условия организации. Проявление воли в учебной деятельности отличается от проявления воли в игровой и трудовой видах деятельности. Соответственно, взрослому не безразлично, в каких именно видах деятельности и, главное, как можно содействовать формированию ответственности ребенка. Для того, чтобы такая работа была результативной, необходимо выявить уровень владения этим волевым качеством у ребенка. Это можно сделать с помощью различных диагностических методик. В нашем понимании выявление ответственности как волевого качества может идти в трех направлениях:
♦ Выявление знаний об ответственности у детей;
♦ Выявление эмоционального отношения к этому качеству;
♦ Выявление умений преодолевать затруднения в различных видах деятельности.
Для выявления знаний об ответственности достаточно детям задать вопросы типа:
«Что такое ответственность?»
«Какого человека ты считаешь ответственным?»
«В каких ситуациях может проявляться ответственность?»
«Умеешь ли ты быть ответственным?»
«В каких ситуациях ты можешь быть ответственным?»
Ответы детей или одного ребенка необходимо проанализировать. Прежде всего, необходимо обратить внимание на правильность и полноту ответов. Важным критерием в оценке знаний ребенка выступает и владение ребенком уровнем обобщения ответов на вопросы.
Для выявления эмоционального отношения к этому качеству ребенку можно прочитать небольшие тексты, в которых описаны коллизии, связанные с качеством «ответственность», и поработать с ними. К примеру, это можно сделать так.
Детям зачитывается текст:
«Мама попросила Катю убрать квартиру, поскольку вечером должны придти в гости хорошие друзья семьи. Катя заигралась с компьютером и отвлеклась только тогда, когда мама вернулась с работы».
Дальше можно предложить детям продолжить текст или сформулировать задание так: «Как бы ты поступил на месте Кати и почему?»
Рассмотрим оба варианта:
Вариант 1. Детям предлагается задание: Продолжи текст. Текст может быть продолжен следующим образом: «Мама вошла в комнату и воскликнула: «Катя! Я же просила тебя убрать. Дядя Сережа и тетя Галя с минуты на минуту придут, а у нас так грязно!»
Вариант 2. Детям дается задание: «Как бы ты поступил на месте Кати и почему?»
В обоих вариантах необходимо задать вопросы:
♦ Почему Катя не выполнила просьбу мамы?
♦ Как Катя отнеслась к порученному делу?
♦ Как отнеслась мама к поведению Кати?
♦ Что можно предпринять, чтобы не было стыдно перед друзьями?
Кроме текстов можно предложить ребенку вопросы, в ходе которых выявляются как эмоциональное восприятие ребенком обсуждаемого качества, так и мотивы.
К примеру, вопросы могут быть такими:
♦ Как ты считаешь, для чего люди должны быть ответственными?
♦ Если твой товарищ безответственный, ты перестанешь с ним дружить?
♦ Нравится ли тебе принимать ответственность на себя или ты любишь разделить ее с товарищами или взрослыми людьми?
При обработке полученных ответов учитывается положительное отношение к ответственности как волевому качеству. Выявляются также мотивы и наличие положительных переживаний по поводу решения заданных коллизий. Важно определить оценочные суждения ребенка и наличие его нравственной позиции по отношению к ответственности.
Выявление умений преодолевать затруднения в различных видах деятельности детей. Здесь можно предложить такие методы исследования. Первое, это наблюдение за ребенком в различных жизненных ситуациях. Как, в какой мере он может проявлять ответственность. Является ли он инициатором своих ответственных действий? Может быть, он ждет, пока ему подскажет путь взрослый. Можно также задавать вопросы и предлагать небольшие тексты нравственного содержания. Но обсуждение этих текстов должно содержать вопросы, помогающие учителю или родителям, выявить те затруднения, которые испытывает ребенок, и предложить пути их преодоления.
К примеру, можно задать следующие вопросы:
♦ «Какие трудности у тебя возникают, когда ты хочешь выполнить свою работу ответственно?
♦ Почему и с чем они связаны?»
♦ «Где тебе труднее быть ответственным: на уроке с учителем, дома с родителями или на улице с друзьями?
♦ Чем ты это можешь объяснить?»
Можно прочитать небольшой текст: «Твой друг плохо учится и вы договорились, что ты позанимаешься с ним. В день, когда должны были состояться занятия, ярко светило солнце, искрился снег, и так не хотелось сидеть дома с другом и решать задачки».
♦ Как ты поступишь? Почему?
♦ А как бы твой друг поступил с тобой в такой же ситуации?
♦ Принесет ли тебе удовлетворение, если вы не будете заниматься и пойдете на улицу? И пр.
После обработки полученных данных у взрослого появится возможность более успешно формировать ответственность у ребенка, поскольку такая диагностика помогает выявить слабые стороны в проявлении этого качества. Это, в свою очередь, определит необходимую систему действий по его формированию.
Кроме ответственности важнейшим волевым качеством первоклассника выступает самостоятельность. Эти качества тесно связаны. Ведь если ребенок самостоятелен, то можно смело предполагать, что и уровень его ответственности достаточно высок. Хочется напомнить читателю, что одной из особенных качеств младшего школьника является подражательность. Именно она на первых порах в школе затрудняет формирование самостоятельности. Ребенку гораздо легче «настроиться» на волну взрослого в решении каких-либо жизненно важных задач. На пороге школы самостоятельность приобретает для первоклассника решающее значение. Ему предстоит принимать самостоятельные решения. Не возьмешь же с собой на урок бабушку или старшего брата. Первокласснику также предстоит организовывать собственное поведение, что тоже требует от него как ответственности, так и самостоятельности. Конечно, поначалу, как и в развитии ответственности, проявлениями самостоятельности руководит взрослый — родитель, учитель, старший брат или сестра. Они советуют, помогают, разрешают. А ребенок прислушивается и выполняет. С развитием самосознания развивается и самостоятельность. И последняя, в свою очередь, влияет на развитие самосознания ребенка. Самостоятельность как качество одинаково важна для первоклассника, как на уроках, так и после уроков. Отличие заключается в том, что основы учебной самостоятельности лежат в поле освоения способов приобретения знаний ребенком. Это заставляет школьника искать в различных источниках необходимую информацию и посредством ее обобщения применять в учебной деятельности. При этом знания применяются в готовом виде в виде образцов, добытых им в информационных источниках или полученных от учителя.
Самостоятельность же в нравственном поведении строится на системе нравственных мотивов. Здесь важно доверять ребенку. Доверие взрослого для ребенка — важнейшее средство успешности его поведения. Пока ребенок не может в большинстве случаев принять правильное самостоятельное решение, но он доверяет своему учителю и выполняет его указания. Это доверие рождает мотив необходимости самостоятельных действий. Ребенку хочется, чтобы признали его самостоятельность, чтобы увидели его желание измениться, если взрослый так этого хочет. В своей работе учитель опирается на чувственную сферу ребенка, на его эмоциональную отзывчивость. Перед поступлением в школу важно сформировать готовность к нравственной самостоятельности у первоклассника. Критерием формирования самостоятельности у ребенка может выступать его нравственное, самостоятельное поведение. От готовности вести себя самостоятельно к самостоятельному поведению. Вот девиз для взрослого, взаимодействующего с младшим школьником.
Выявить же уровень самостоятельности у детей можно так же, как мы выявляли уровень ответственности. Для начала нужно исследовать наличие знания ребенка о самостоятельности; потом диагностировать его эмоциональное отношение к этому качеству и наконец посмотреть, как он владеет способами самостоятельного поведения. В соответствии с этим программа выявления проявлений самостоятельности у ребенка может выглядеть следующим образом.
Выявление знаний о самостоятельности. Ребенку предлагаются следующие вопросы:
♦ Как ты думаешь, что такое самостоятельность?
♦ Какого человека ты можешь назвать самостоятельным?
♦ В каких видах деятельности может проявляться самостоятельность?
♦ Как ты думаешь, а ты самостоятельный человек?
♦ В каких своих поступках ты можешь проявить самостоятельность?
♦ Ты хочешь быть самостоятельным человеком?
Критерии ответов ребенка такие же, как и при исследовании ответственности.
Выявление эмоционального отношения к самостоятельности. Нужно составить серию вопросов, в которых ребенок может показать свое отношение к проявлению самостоятельности. Вопросы могут быть такими:
♦ Как ты думаешь, для чего нужна самостоятельность человеку?
♦ Какими качествами надо обладать, чтобы совершить самостоятельный поступок?
♦ Ты любишь делать все сам или с помощью взрослых?
♦ В каких моментах помощь взрослых необходима?
Вопросы могут быть открытыми и предлагать варианты ответов на выбор ребенка. К примеру, можно использовать такой вопрос:
Если тебя попросят о помощи, как ты поступишь?
♦ окажешь сам эту помощь, ни к кому не обращаясь;
♦ попросишь своего друга оказать помощь, а сам увернешься;
♦ попросишь взрослого сделать;
♦ откажешься от предлагаемого действия.
Третья часть заданий направлена на выявление затруднений, которые испытывает ребенок в использовании самостоятельности. Здесь также можно сформулировать серию вопросов. Можно почитать ребенку незаконченные рассказы о самостоятельности. После прочтения обязательно задать вопросы, обсудить полученные ответы, вместе поискать правильные варианты решения. Такая работа строится по той же схеме, что мы использовали выше в исследовании ответственности. Хочется еще раз отметить полезность таких маленьких нравственных историй. Их роль высока в определении уровня самостоятельности. Они могут служить источником новых нравственных знаний, обогащать индивидуальный опыт самостоятельных решений ребенка опытом других людей, служить определенным действенным способом использования примеров самостоятельного поведения. Конечно, успешность использования нравственных рассказов зависит от многих условий. Рассказы должны соответствовать социальному опыту детей, обладать экспрессией и вызывать чувственное восприятие, быть краткими. В качестве примера приведем следующие рассказы:
«Свете учительница поручила заниматься с отстающим Ваней. На улице была хорошая погода, и ей хотелось пойти на каток, а надо заниматься с одноклассником».
♦ Как бы ты поступил на месте Светы?
♦ Как ты думаешь, а как поступит Света?
♦ Что может повлиять на решение Светы?
Прочитать рассказ Н. Носова «Заплатка» и поработать
♦ Какое происшествие, описанное в рассказе, делает возможным дальнейшие события?
♦ Стал ли Бобка сразу сам зашивать свои штаны? Почему?
♦ Права ли была мама, когда отказалась зашивать штаны сыну?
♦ Какое событие явилось поводом для того, чтобы Бобка попытался сам зашить штаны?
♦ Как поступил Бобка потом?
♦ Как ребята оценили Бобкину работу?
♦ Был ли доволен Бобка своей работой? Почему?
♦ Как бы ты поступил на месте Бобки? Почему именно так?
Потом ребенку можно предложить выбрать качество, которым не обладает Бобка. Также можно сравнить поведение литературного героя, того же Бобки, и реального товарища, с которым общается ребенок. Ну и наконец, необходимо обсудить с ребенком собственное поведение и сравнить его качества с качествами литературного героя и соседа по даче, классу или квартире. Кроме того, чтение этого рассказа и работа над его содержанием будет содействовать формированию умений переноса способов решения конкретных жизненных задач в новые жизненные условия. Это расширит опыт ребенка и поможет ему закрепить приобретенные умения и навыки.
Если подобные педагогические действия делать не от случая к случаю, а системно, то результаты не заставят себя ждать. Ребенок будет очень старательно учиться самостоятельности, поскольку в нем с детства, от рождения, заложено стремление к некоторой свободе. А самостоятельность — это первая ее ступень.
Подводя итоги сказанного, хочется обратить еще раз внимание на то, что ответственность и самостоятельность необходимы ребенку, стоящему на пороге школы. И результат предпринятых взрослыми действий во многом зависит от их системности и понимании значимости этих качеств для становления личности первоклассника. Развивая волю ребенка, мы готовим его к трудному периоду его жизни — школьному обучению. Поэтому особое внимание уделяется формированию мотивов ответственной и самостоятельной деятельности.
Выбор мотивов самостоятельного и ответственного поведения зависит от опыта ребенка, а так как выбор его достаточно труден, то ребенок применяет усилия. Это очень сложный для ребенка акт. Поскольку эмоциональная привлекательность осуществляемого им действия сильнее, чем мотив. К примеру, для малыша стирка с водой, пеной, пузырями гораздо привлекательнее внешними эффектами, чем мотивом помощи маме. А для первоклассника красивая новая одежда и новые учебные принадлежности гораздо привлекательнее самого обучения в школе.
Задача взрослого — помочь ребенку справиться с его выбором, направлять его. Но ни в коем случае не решать за него сложную задачу выбора. Более продуктивно формировать мотивы в тех видах самостоятельной и ответственной деятельности, которая интересна ребенку.
В формировании мотивов огромное значение имеет развитость эмоционального компонента. Эмоциональный компонент отражает отношение ребенка к самостоятельности и ответственности как к качествам личности. Эмоциональное отношение находит выражение как в мотивах поведения, так и непосредственно в самой деятельности. А значит организация этой деятельности взрослыми «работает» на формирование самостоятельности и ответственности у ребенка. Родителям, учителям полезно создавать специальные педагогические условия, способствующие формированию у детей умений преодолевать затруднения, возникающие входе решения жизненно-важных практических задач. Кроме специально созданных педагогических ситуаций, способствующих формированию ответственности и самостоятельности, дети должны принимать участие в реальной жизни семьи, решая наряду с взрослыми ее задачи. Участие в различных видах деятельности помогает формированию ведущих мотивов ответственности и самостоятельности. Причем игры, которые можно предлагать детям, могут быть выдуманы родителями. К примеру, «Вместе готовим», «Вместе убираем» — для самых маленьких. Или игровые элементы в выборе кружка, одежды, еды и прочего — для детей постарше. Организация деятельности будет успешной, если взрослые примут во внимание следующие советы.
♦ Постоянно изучайте детские интересы, формирующие первичные потребности;
♦ Создавайте условия для реализации творческих действий ребенка, выражающиеся в вовлечении детей в игровую деятельность, в которой они учатся принимать самостоятельные и ответственные решения;
♦ Расширяйте сферу межличностного общения ребенка;
♦ Предоставляйте ребенку возможности активной ответственной, самостоятельной деятельности с последующим усложнением различных ее видов;
♦ Постоянно закрепляйте элементы самостоятельного поведения.
Обобщая вышесказанное, еще раз хочу обратить внимание читателя на то, что формируя нравственную самостоятельность и ответственность первоклассника, необходимо для начала создать нравственные установки, сформировать мотивы и отношение к самостоятельности и ответственности как к необходимым элементам новой жизни ребенка, связанной с поступлением в школу и изменением ведущего вида деятельности.
Правила подготовки ребенка к самостоятельной жизни
1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
2. Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.
3. Не дерись без причины.
4. Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
8. Из-за отметок не плачь, будь гордым.
9. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
10. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
11. Старайся быть аккуратным.
12. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
13. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Автор: Петрова Людмила Ивановна
Школьная адаптация первоклассников
Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы
Нет комментариев. Ваш будет первым!