Формирование гражданской позиции учащихся младших классов

Формирование гражданской позиции младшего школьника на основе эколого-краеведческого материала

Выполняя социальный заказ общества и формируя новые жизненные установки личности, такие как нравственность, самостоятельность и ответственность за принятые решения в ситуации выбора и за судьбу страны, способность к сотрудничеству, мобильность, важно формировать у учащихся гражданское становление через системно-образующие виды деятельности - экологическое, краеведческое, физкультурно-оздоровительное, профориентационное направления.

Гражданственность следует рассматривать как личностное образование, основными элементами которого являются патриотические чувства, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

Ведущими показателями формирования основ гражданственности младших школьников являются:

• познавательный критерий - характеризуется развитием познавательной сферы ребенка, его интересами.

• мотивационно-ориентировочный критерий - характеризуется направленностью человека к обществу, к самому себе.

• поведенческий критерий - определяет реальное поведение индивида в окружающей среде.

Для достижения главной цели важно решить ряд задач:

• заложить основы моральных ценностей и норм поведения;

• заложить основы формирования личности, осознающей себя частью общества, гражданином своего Отечества;

• развивать коммуникативные способности ребенка;

• воспитывать чувство сопричастности к истории, прошлому своей страны и ответственности за нее;

• воспитывать стремление к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, к сохранению здоровья как основы интеллектуального и нравственного развития.

Начальная школа является первой ступенью в общем гражданском образовании. Младший школьник имеет незначительный социальный опыт общения. Для него Родина - это его семья, двор, школа, город, в котором родился, с его храмами, культурой, историческими ценностями, обычаями. «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему», - писал Д. С. Лихачев.

Главное - заложить в ребенке чувство единения с родной землей и природой; вызвать интерес к истории края; воспитать ответственное отношение к делам и поступкам через введение эколого-краеведческого материала в учебно-воспитательный процесс. В начальный период формирования гражданского общества этот вопрос становится одним из актуальных.

Реализация поставленных задач по формированию у учащихся основ гражданской позиции может быть осуществлена:

1) через апробацию нового УМК «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, важной особенностью которого является краеведческая направленность. Так, на уроках русского языка сделаны первые шаги:

- по изучению и составлению родословной своей семьи (в теме «Родственные слова»);

- по знакомству с историей названий городов, рек области, улиц города; с именами земляков, прославивших город и область в разное время; с былинными героями области (в теме «Собственные и нарицательные имена существительные»)',

- по знакомству с произведениями местных авторов. Материал учебника составляют высокохудожественные произведения, меткие высказывания знаменитых писателей о русском языке, занимательные упражнения, что способствует созданию у школьников устойчивой мотивации к изучению языка, воспитанию уважения к родному слову, любви к русскому языку;

2) через апробацию региональной программы по литературному краеведению, в которой ведущей идеей должна быть систематическая работа по приобщению младших школьников к культуре своей области через книги о родном крае; формирование основ будущих представлений и знаний о литературных традициях малой родины. Именно этот курс призван вызвать у ребенка чувство сопричастности к родной земле, ее храмам, жилищам, природе системой подобранных литературных произведений;

3) через углубление программы А. А. Плешакова по «Окружающему миру» во 2 классе краеведческим материалом. Подобранный материал должен показать учащимся особенности развития родной земли; научить видеть все лучшее в историческом прошлом своего края, гордиться этим; учит помнить прошлое;

4) через введение факультативного курса для 3 класса «Экология и краеведение», который должен решить следующие задачи:

• расширить знания учащихся о многообразии и единстве окружающего мира, месте и роли в нем человека;

• конкретизировать экологические представления младших школьников на местном материале;

• углубить теоретические знания учащихся в области экологии, формировать ряд экологических понятий;

• знакомить их с нормами поведения человека в окружающей среде;

• знакомить детей с экологическими проблемами области и путями выхода из сложившихся ситуаций;

• привить детям устойчивую положительную мотивацию к изучаемым вопросам;

5) через организацию внеклассной деятельности, которая проводится системно, подчинена эколого-краеведческой тематике, направлена на раскрытие способностей и чувств ребенка.

Программа работы в 1 классе заключается:

- в организации межличностных отношений в классе;

- знакомстве с семьями класса;

- создании условий для положительной адаптации детей в школе;

- организации первого знакомства с родным городом через посещение экспозиций в краеведческом музее, спектаклей в кукольном театре, проведение встреч детей с ветеранами войны и труда, включая ветеранов вооруженных сил.

Во 2 классе воспитательная работа направлена:

- на сплочение классного коллектива;

- воспитание бережного отношения к природе;

- воспитание доброты в отношениях с родителями;

- воспитание уважения к истории семьи и города;

- развитие чувства долга и ответственности.

Учитывая важную роль семьи в формировании основ гражданской позиции младших школьников, родители активно привлекаются для разработки, организации и проведения внеклассных мероприятий.

В 3 классе усложняется процедура подготовки к праздникам. Заранее, недели за 2, в классном уголке вывешивается информация о предстоящем празднике с указанием темы, основных вопросов для самостоятельной подготовки: поиск и подбор интересующей информации по указанным вопросам, выполнение ряда творческих заданий (индивидуальных или групповых). Детям приходится общаться в русле интересующих всех проблем, учиться отбирать информацию, учитывая взгляды и интересы своей группы.

В ходе проведения праздников дети работают группами, в которых возникают деловые дискуссии, выполняются ситуативные творческие задания. Нередко работа в группах сопровождается соревновательным моментом.

Активная позиция ребят в ходе городских конкурсов при Доме детского творчества и Станции юннатов «О чем поют птицы» и «Мое дерево» способствует успешному результату.

Основными дидактическими принципами при реализации ведущей идеи являются:

а) принцип целесообразности - отбор материала с точки зрения реализации поставленных задач;

б) принцип культуросообразности, что позволяет создать предпосылки для формирования интеллектуальной и эмоциональной готовности ребенка к взаимодействию с окружающим миром через эколого-краеведческие знания и литературу о родном крае для развития общей культуры ребенка, его эрудиции;

в) принцип природосообразности - деятельностно-диалогическое общение;

г) принцип интеграции - привлечение различных видов искусства к изучению природы и истории края не только в качестве средства приобретения знаний, но и как способ освоения этой культуры. Этот способ позволяет превратить школьника в активного деятеля, актера, художника, сказочника.

Ведущими методами по формированию основ гражданской позиции младшего школьника являются коммуникативный и конструктивный. Конструктивный метод предполагает создание творческих работ на основе увиденного и услышанного и в свою очередь способствует развитию творческих способностей младшего школьника. Коммуникативный метод закладывает основы для формирования эмоциональной и интеллектуальной готовности к общению с окружающими.

Основными организационными формами занятий являются:

• традиционный урок, дополненный эколого-краеведческим материалом;

• урок-экскурсия (в музей, на природу);

• встречи с интересными людьми, ветеранами Великой Отечественной войны;

• игры-путешествия;

• творческие проекты, как индивидуальные, так и коллективные, по созданию собственных книжек, плакатов, газет;

• самостоятельный поиск исторической информации при работе с дополнительной литературой;

• урок-викторина;

• урок внеклассного чтения;

• праздник;

• психологические тренинги, направленные на самопознание;

• урок-путешествие по карте области.

Следует заметить, что практически на каждом занятии, содержащем краеведческий материал, необходимо использование разнообразных карт:

• физической карты области, России;

• карты «Животный мир области»;

• карты «Растительный мир области»;

• карты «Экологическая обстановка и охрана природы области»;

• контурной карты области;

• исторические материалы о развитии своего города (села).

Использование карт предусматривает следующие виды работ:

• чтение условных знаков;

• показ главных ориентиров;

• «флажки» на карте;

• «живая» карта с аппликациями;

• повторный показ названных объектов;

• подготовка рассказа по карте;

• познавательные задания для самостоятельной работы с картами.

Говорить о результативности воспитательной работы можно только с позиции «здесь и сейчас», так как воспитательный результат отсрочен во времени на длительный период и может возникнуть внезапно.

В целях выявления результативности используются:

• педагогические наблюдения за отношением детей к выполнению творческих работ, за их поведением, эмоциональным состоянием, активностью в ходе проведения мероприятий;

• анкетирование детей;

• психологические тесты, направленные на выявление уровня сформированности межличностных отношений в классном коллективе. На этапе обучения учащихся в начальной школе при выявлении уровня формирования основ гражданской позиции через педагогические наблюдения можно рассмотреть:

1) отношение детей к выполнению творческих заданий определенной тематики по таким критериям, как желание, аккуратность, цветовое решение, оригинальность;

2) поведение ребят, их активность и эмоциональное состояние в ходе тематических мероприятий.

Сравнив полученные в ходе педагогического наблюдения результаты, можно сделать вывод, что целенаправленное включение эколого-краеведческого материала в УВП позволяет добиться высокого уровня ответственности за выполняемое дело, хорошего уровня активности детей при организации и проведении внеклассных мероприятий.

Анкетирование детей и их родителей направлено:

1) на выявление уровня воспитанности учащихся;

2) изучение уровня школьной мотивации.

Определение уровня воспитанности учащихся проводится по методике Н. П. Капустина. В таблице-анкете ребенок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает учитель, выводится итоговая оценка. Затем вычисляется средний балл и по шкале определяется уровень воспитанности ученика. Анкетирование проводится во 2 и 3 классах.

Таблица оценивания учащегося им самим и учителем

Фамилия _________________

Имя _______________

Класс _____________

Дата ________________

 

Я оцениваю себя вместе с родителями

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

1

2

3

4

Любознательность:

 

 

 

Мне интересно учиться

 

 

 

Я всегда выполняю домашнее задание

 

 

 

Я люблю читать

 

 

 

Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

 

 

 

Я стремлюсь получать хорошие отметки

 

 

 

Окончание табл.

1

    2

       3

     4

Прилежание:

              

               

            

Я стараюсь в учебе

 

 

 

Я внимателен

 

 

 

Я самостоятелен

 

 

 

Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

 

 

 

Мне нравится самообслуживание в школе и дома

 

 

 

Отношение к природе:

 

 

 

Я берегу землю

 

 

 

Я берегу растения

 

 

 

Я берегу животных

 

 

 

Я берегу природу

 

 

 

Я и школа:

 

 

 

Я выполняю правила для учащихся

 

 

 

Я выполняю правила внутри- школьной жизни

 

 

 

Я участвую в делах класса и школы

 

 

 

Я добр в отношениях с людьми

 

 

 

Прекрасное в моей жизни:

 

 

 

Я аккуратен и опрятен

 

 

 

Я соблюдаю культуру поведения

 

 

 

Я забочусь о здоровье

 

 

 

Я умею правильно распределять время учебы и отдыха

 

 

 

У меня нет вредных привычек

 

 

 

Оценивание проводится по 5-балльной системе:

• 5 - это есть всегда;

• 4 - часто;

• 3 - редко;

• 2 — никогда;

• у меня другая позиция.

По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5.

Средний балл является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл - 4,5—4,5.

Высокий уровень (в) - 4,4-4.

Хороший уровень (х) - 3,9-2,9.

Средний уровень (с) - 2,8-2.

Низкий уровень (н) - менее 2.

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса

п/п

Фамилия, имя

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

В классе ученики:

______________ имеют высокий уровень воспитанности (в);

______________ имеют хороший уровень воспитанности (х);

______________ средний уровень воспитанности (с);

______________ низкий уровень воспитанности (н).

Изучение уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете, разработанной Н. Г. Лускановой. Результаты, полученные в ходе анкетирования, оформляются в сводной таблице по каждому ученику и в виде диаграмм в целом по классу.

Автор: А. В. Хайдукова

Рекомендуем посмотреть:

Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы

Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников

Школьная адаптация первоклассников

Нет комментариев. Ваш будет первым!