Выполняя социальный заказ общества и формируя новые жизненные установки личности, такие как нравственность, самостоятельность и ответственность за принятые решения в ситуации выбора и за судьбу страны, способность к сотрудничеству, мобильность, важно формировать у учащихся гражданское становление через системно-образующие виды деятельности - экологическое, краеведческое, физкультурно-оздоровительное, профориентационное направления.
Гражданственность следует рассматривать как личностное образование, основными элементами которого являются патриотические чувства, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.
Ведущими показателями формирования основ гражданственности младших школьников являются:
• познавательный критерий - характеризуется развитием познавательной сферы ребенка, его интересами.
• мотивационно-ориентировочный критерий - характеризуется направленностью человека к обществу, к самому себе.
• поведенческий критерий - определяет реальное поведение индивида в окружающей среде.
Для достижения главной цели важно решить ряд задач:
• заложить основы моральных ценностей и норм поведения;
• заложить основы формирования личности, осознающей себя частью общества, гражданином своего Отечества;
• развивать коммуникативные способности ребенка;
• воспитывать чувство сопричастности к истории, прошлому своей страны и ответственности за нее;
• воспитывать стремление к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, к сохранению здоровья как основы интеллектуального и нравственного развития.
Начальная школа является первой ступенью в общем гражданском образовании. Младший школьник имеет незначительный социальный опыт общения. Для него Родина - это его семья, двор, школа, город, в котором родился, с его храмами, культурой, историческими ценностями, обычаями. «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему», - писал Д. С. Лихачев.
Главное - заложить в ребенке чувство единения с родной землей и природой; вызвать интерес к истории края; воспитать ответственное отношение к делам и поступкам через введение эколого-краеведческого материала в учебно-воспитательный процесс. В начальный период формирования гражданского общества этот вопрос становится одним из актуальных.
Реализация поставленных задач по формированию у учащихся основ гражданской позиции может быть осуществлена:
1) через апробацию нового УМК «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, важной особенностью которого является краеведческая направленность. Так, на уроках русского языка сделаны первые шаги:
- по изучению и составлению родословной своей семьи (в теме «Родственные слова»);
- по знакомству с историей названий городов, рек области, улиц города; с именами земляков, прославивших город и область в разное время; с былинными героями области (в теме «Собственные и нарицательные имена существительные»)',
- по знакомству с произведениями местных авторов. Материал учебника составляют высокохудожественные произведения, меткие высказывания знаменитых писателей о русском языке, занимательные упражнения, что способствует созданию у школьников устойчивой мотивации к изучению языка, воспитанию уважения к родному слову, любви к русскому языку;
2) через апробацию региональной программы по литературному краеведению, в которой ведущей идеей должна быть систематическая работа по приобщению младших школьников к культуре своей области через книги о родном крае; формирование основ будущих представлений и знаний о литературных традициях малой родины. Именно этот курс призван вызвать у ребенка чувство сопричастности к родной земле, ее храмам, жилищам, природе системой подобранных литературных произведений;
3) через углубление программы А. А. Плешакова по «Окружающему миру» во 2 классе краеведческим материалом. Подобранный материал должен показать учащимся особенности развития родной земли; научить видеть все лучшее в историческом прошлом своего края, гордиться этим; учит помнить прошлое;
4) через введение факультативного курса для 3 класса «Экология и краеведение», который должен решить следующие задачи:
• расширить знания учащихся о многообразии и единстве окружающего мира, месте и роли в нем человека;
• конкретизировать экологические представления младших школьников на местном материале;
• углубить теоретические знания учащихся в области экологии, формировать ряд экологических понятий;
• знакомить их с нормами поведения человека в окружающей среде;
• знакомить детей с экологическими проблемами области и путями выхода из сложившихся ситуаций;
• привить детям устойчивую положительную мотивацию к изучаемым вопросам;
5) через организацию внеклассной деятельности, которая проводится системно, подчинена эколого-краеведческой тематике, направлена на раскрытие способностей и чувств ребенка.
Программа работы в 1 классе заключается:
- в организации межличностных отношений в классе;
- знакомстве с семьями класса;
- создании условий для положительной адаптации детей в школе;
- организации первого знакомства с родным городом через посещение экспозиций в краеведческом музее, спектаклей в кукольном театре, проведение встреч детей с ветеранами войны и труда, включая ветеранов вооруженных сил.
Во 2 классе воспитательная работа направлена:
- на сплочение классного коллектива;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание доброты в отношениях с родителями;
- воспитание уважения к истории семьи и города;
- развитие чувства долга и ответственности.
Учитывая важную роль семьи в формировании основ гражданской позиции младших школьников, родители активно привлекаются для разработки, организации и проведения внеклассных мероприятий.
В 3 классе усложняется процедура подготовки к праздникам. Заранее, недели за 2, в классном уголке вывешивается информация о предстоящем празднике с указанием темы, основных вопросов для самостоятельной подготовки: поиск и подбор интересующей информации по указанным вопросам, выполнение ряда творческих заданий (индивидуальных или групповых). Детям приходится общаться в русле интересующих всех проблем, учиться отбирать информацию, учитывая взгляды и интересы своей группы.
В ходе проведения праздников дети работают группами, в которых возникают деловые дискуссии, выполняются ситуативные творческие задания. Нередко работа в группах сопровождается соревновательным моментом.
Активная позиция ребят в ходе городских конкурсов при Доме детского творчества и Станции юннатов «О чем поют птицы» и «Мое дерево» способствует успешному результату.
Основными дидактическими принципами при реализации ведущей идеи являются:
а) принцип целесообразности - отбор материала с точки зрения реализации поставленных задач;
б) принцип культуросообразности, что позволяет создать предпосылки для формирования интеллектуальной и эмоциональной готовности ребенка к взаимодействию с окружающим миром через эколого-краеведческие знания и литературу о родном крае для развития общей культуры ребенка, его эрудиции;
в) принцип природосообразности - деятельностно-диалогическое общение;
г) принцип интеграции - привлечение различных видов искусства к изучению природы и истории края не только в качестве средства приобретения знаний, но и как способ освоения этой культуры. Этот способ позволяет превратить школьника в активного деятеля, актера, художника, сказочника.
Ведущими методами по формированию основ гражданской позиции младшего школьника являются коммуникативный и конструктивный. Конструктивный метод предполагает создание творческих работ на основе увиденного и услышанного и в свою очередь способствует развитию творческих способностей младшего школьника. Коммуникативный метод закладывает основы для формирования эмоциональной и интеллектуальной готовности к общению с окружающими.
Основными организационными формами занятий являются:
• традиционный урок, дополненный эколого-краеведческим материалом;
• урок-экскурсия (в музей, на природу);
• встречи с интересными людьми, ветеранами Великой Отечественной войны;
• игры-путешествия;
• творческие проекты, как индивидуальные, так и коллективные, по созданию собственных книжек, плакатов, газет;
• самостоятельный поиск исторической информации при работе с дополнительной литературой;
• урок-викторина;
• урок внеклассного чтения;
• праздник;
• психологические тренинги, направленные на самопознание;
• урок-путешествие по карте области.
Следует заметить, что практически на каждом занятии, содержащем краеведческий материал, необходимо использование разнообразных карт:
• физической карты области, России;
• карты «Животный мир области»;
• карты «Растительный мир области»;
• карты «Экологическая обстановка и охрана природы области»;
• контурной карты области;
• исторические материалы о развитии своего города (села).
Использование карт предусматривает следующие виды работ:
• чтение условных знаков;
• показ главных ориентиров;
• «флажки» на карте;
• «живая» карта с аппликациями;
• повторный показ названных объектов;
• подготовка рассказа по карте;
• познавательные задания для самостоятельной работы с картами.
Говорить о результативности воспитательной работы можно только с позиции «здесь и сейчас», так как воспитательный результат отсрочен во времени на длительный период и может возникнуть внезапно.
В целях выявления результативности используются:
• педагогические наблюдения за отношением детей к выполнению творческих работ, за их поведением, эмоциональным состоянием, активностью в ходе проведения мероприятий;
• анкетирование детей;
• психологические тесты, направленные на выявление уровня сформированности межличностных отношений в классном коллективе. На этапе обучения учащихся в начальной школе при выявлении уровня формирования основ гражданской позиции через педагогические наблюдения можно рассмотреть:
1) отношение детей к выполнению творческих заданий определенной тематики по таким критериям, как желание, аккуратность, цветовое решение, оригинальность;
2) поведение ребят, их активность и эмоциональное состояние в ходе тематических мероприятий.
Сравнив полученные в ходе педагогического наблюдения результаты, можно сделать вывод, что целенаправленное включение эколого-краеведческого материала в УВП позволяет добиться высокого уровня ответственности за выполняемое дело, хорошего уровня активности детей при организации и проведении внеклассных мероприятий.
Анкетирование детей и их родителей направлено:
1) на выявление уровня воспитанности учащихся;
2) изучение уровня школьной мотивации.
Определение уровня воспитанности учащихся проводится по методике Н. П. Капустина. В таблице-анкете ребенок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает учитель, выводится итоговая оценка. Затем вычисляется средний балл и по шкале определяется уровень воспитанности ученика. Анкетирование проводится во 2 и 3 классах.
Таблица оценивания учащегося им самим и учителем
Фамилия _________________
Имя _______________
Класс _____________
Дата ________________
|
Я оцениваю себя вместе с родителями |
Меня |
Итоговые |
1 |
2 |
3 |
4 |
Любознательность: |
|
|
|
Мне интересно учиться |
|
|
|
Я всегда выполняю домашнее задание |
|
|
|
Я люблю читать |
|
|
|
Мне интересно находить ответы на непонятные вопросы |
|
|
|
Я стремлюсь получать хорошие отметки |
|
|
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
Прилежание: |
|
|
|
Я стараюсь в учебе |
|
|
|
Я внимателен |
|
|
|
Я самостоятелен |
|
|
|
Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью |
|
|
|
Мне нравится самообслуживание в школе и дома |
|
|
|
Отношение к природе: |
|
|
|
Я берегу землю |
|
|
|
Я берегу растения |
|
|
|
Я берегу животных |
|
|
|
Я берегу природу |
|
|
|
Я и школа: |
|
|
|
Я выполняю правила для учащихся |
|
|
|
Я выполняю правила внутри- школьной жизни |
|
|
|
Я участвую в делах класса и школы |
|
|
|
Я добр в отношениях с людьми |
|
|
|
Прекрасное в моей жизни: |
|
|
|
Я аккуратен и опрятен |
|
|
|
Я соблюдаю культуру поведения |
|
|
|
Я забочусь о здоровье |
|
|
|
Я умею правильно распределять время учебы и отдыха |
|
|
|
У меня нет вредных привычек |
|
|
|
Оценивание проводится по 5-балльной системе:
• 5 - это есть всегда;
• 4 - часто;
• 3 - редко;
• 2 — никогда;
• у меня другая позиция.
По каждому качеству (критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5.
Средний балл является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл - 4,5—4,5.
Высокий уровень (в) - 4,4-4.
Хороший уровень (х) - 3,9-2,9.
Средний уровень (с) - 2,8-2.
Низкий уровень (н) - менее 2.
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса
№ п/п |
Фамилия, имя |
Любознательность |
Прилежание |
Отношение к природе |
Я и школа |
Прекрасное в моей жизни |
Средний балл |
Уровень воспитанности |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
В классе ученики:
______________ имеют высокий уровень воспитанности (в);
______________ имеют хороший уровень воспитанности (х);
______________ средний уровень воспитанности (с);
______________ низкий уровень воспитанности (н).
Изучение уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете, разработанной Н. Г. Лускановой. Результаты, полученные в ходе анкетирования, оформляются в сводной таблице по каждому ученику и в виде диаграмм в целом по классу.
Автор: А. В. Хайдукова
Учёт типа темперамента при организации учебно-воспитательной работы
Школьная адаптация первоклассников
Воспитание ответственности и самостоятельности у младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!