У маленьких школьников самым главным стимулом, побуждающим с удовольствием ходить в школу, является личность учителя. Родители за ручку привели маленького человечка в школу. Теперь мы, учителя, должны стать ему надежным другом, который будет поддерживать и направлять, чтобы он не сбился с верной дороги. Мы должны постараться сделать так, чтобы поддерживать в своих учениках любознательность и познавательный интерес. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения.
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Одним из способов решения этих задач является правильная организация деятельности учащихся в системе внеклассного чтения.
Раньше казалось, что если ребенок до школы полюбит чтение и книги, то они будут интересовать его и в дальнейшей жизни. Ну а если нет, то, увы, как ни старайся чуда не произойдет.
Чтение - это трудная и кропотливая работа. Справиться со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок литературного чтения. На нем читают, пересказывают, отвечают на вопросы. Я убеждена, что усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений - задача уроков внеклассного чтения.
Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что не менее значимо для введения юного читателя в огромный мир художественной и научно-популярной литературы. Провести связующую нить между изучением программного материала учебника и миром книг можно как раз через внеклассное чтение. Именно эти уроки могут способствовать развитию личности учащихся. Не секрет, что в современном обществе в условиях засилья телевидения и компьютеризации интерес к чтению заметно понизился.
Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должно базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: для чего нужен в школе этот предмет?
ЦЕЛИ |
ЗАДАЧИ |
1. Формировать грамотного читателя, владеющего прочными навыками чтения |
1. Проводить работу над совершенствованием техники чтения и приемов понимания прочитанного |
2. Формировать грамотного читателя, то есть такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, а также подготовленного к самостоятельному использованию книги в дальнейшем обучении |
1. Непрерывно знакомить с широким кругом разных детских книг и учить в них ориентироваться. 2. Обеспечить учеников знанием доступного круга книг |
Целью является формирование грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, а также подготовленного к самостоятельному использованию книги в дальнейшем обучении.
Так зачем же ребенку внеклассное чтение? Для введения в мир книг, но самое главное - для того, чтобы ему было интересно.
Для достижения поставленной цели в процессе работы формируется система, в которой внеклассное чтение выступает в единстве с литературным чтением и дополняет его.
Ни у кого не может быть сомнений в том, что научиться и привыкнуть по собственному побуждению обращаться в мир книг и читать книги без книг нельзя, как невозможно научиться играть на инструменте без инструмента, кататься на коньках без коньков, шить без иголки и так далее. Поэтому важным является правильный выбор книг. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, я учитывала следующие принципы: объем, текстовую доступность, актуальность произведения для ребят и для себя, а также связь с содержанием изучаемых произведений по литературе.
Чтобы читать книги осмысленно и с пользой, и ребенок, и учитель должны четко представлять цель чтения; в соответствии с поставленной целью осуществлять умелый выбор нужной книги и, выбрав книгу, читать ее по всем правилам в соответствии со спецификой ее содержания и формы.
Этапы формирования читателя:
• подготовительный - 1 класс;
• начальный - 2 класс;
• основной - 3 класс;
• заключительный - 4 класс.
На подготовительном этапе (1 класс) внеклассного чтения главная задача - заинтересовать всех без исключения первоклассников детскими книгами, приучить детей думать над книгой. Важно формировать умение слушать книгу, видеть связь содержания с внешними приметами книги: фамилией автора, заглавием и иллюстрациями; умение целенаправленно отбирать книги по заданной теме, различать их по жанровой принадлежности. Для формирования специальных читательских умений можно предложить детям метод наглядного моделирования через введение системы заместителей для жанров, тем, героев, а также составление схематичных планов.
Например, работая над произведением В. А. Осеевой «Добрая хозяюшка», дети моделируют обложку, определив сначала жанр и тему произведения. В данном случае: это сказка, поэтому в центре обложки - круг; о детях, поэтому - желтый цвет.
Также составляют план-схему. Для этого вводят заместителей героев, обозначая их начальными буквами (девочка - Д., петушок - П. и так далее). Например:
Сравнение моделей обложек
В дальнейшем для формирования умения соотносить обложку книги с ее моделью можно предложить, например, внимательно рассмотрев модели, назвать, что у них общего (жанр- сказка), в чем различие (в теме).
Желтый - сказка о детях:
B. А. Осеева «Добрая хозяюшка»;
C. А. Могилевская «Сказка о громком барабане».
Голубой - сказка о волшебстве и приключениях:
Ш. Перро «Красная Шапочка»;
Братья Гримм «Горшок каши».
Коричневый - сказка о животных:
В. Д. Берестов «Аист и соловей»;
В. Г. Сутеев «Мышонок и карандаш».
Затем можно предложить детям соотнести книги с моделями обложек или вспомнить произведения, которые соответствуют данному жанру и теме.
В 1 классе на уроках внеклассного чтения уделяется много внимания рассматриванию книги. Метод чтения - рассматривание - ведущий во внеклассном чтении. Он помогает детям непроизвольно и надолго запоминать книги, к которым они обращались. Проверить данное умение можно, например, при помощи контрольной работы, представленной в Приложении 1.
Итоговая контрольная работа 1 класс
Цель: учет результатов обучения.
Задание. У доски под номерами представлены книги:
№ 1. Бр. Гримм. «Горшок каши».
№ 2. П. Бажов. «Серебряное копытце».
№ 3. Незнакомая.
№ 4. К. Чуковский. «Федорино горе».
№ 5. Незнакомая.
Указать номера знакомых книг.
2. В одной из двух данных незнакомых книг найти произведение, которое только что прочитано учителем вслух. На листке написать номер страницы.
3. Учитель читает отрывок из знакомой книги. Дети вспоминают, из какой он книги, указывают в листке ее номер.
4. Соотнести заглавия и фамилии писателей с помощью стрелок.
В. Осеева Добрая хозяюшка
М. Пришвин Красная шапочка
Ш. Перро Ёж
_____________________
На начальном этапе (2 класс) центральной частью урока внеклассного чтения становится самостоятельная работа учащихся с детской книгой. Поэтому содержание программы строится с учетом наличия коллективных подборок книг классной и школьной библиотек для каждого ученика. (Ученики знакомятся с правилами чтения книг.)
Работа с книгой. Правила чтения
Исправить ошибки, допущенные в правилах чтения:
1. Читать при любом освещении, если видно текст.
2. Делать в чтении перерыв для выполнения зарядки для глаз.
3. Читать лежа, держа книгу над головой на расстоянии 20-30 см.
4. При чтении в транспорте сидеть ровно, держа книгу перед собой.
5. Расстояние от глаз до текста должно быть не менее 20-30 см.
Для проверки усвоения правил чтения детям можно предложить исправить ошибки, допущенные в них.
Важно сформировать представление об элементах книги, умение находить книгу по оглавлению. Дети участвуют в коллективном рассуждении, учатся пользоваться перечитанным и выборочным чтением как средством последовательного анализа произведения.
Элементы книги
Обведи номера высказываний, с которыми ты согласен.
Оглавление:
1. Расположено в начале или в конце книги.
2. Расположено в середине книги.
3. Расположено на обложке, вместе с названием.
4. Рассказывает об авторе.
5. Кратко описывает основное содержание книги.
6. Подсказывает нужную для тебя страницу.
Для проверки умения узнавать признаки оглавления можно предложить детям выбрать нужные высказывания.
На уроке внеклассного чтения отводится время для чтения вслух. Чтение учителем вслух - по-прежнему основной источник формирования литературных запросов и общего развития учащихся.
Используя различные средства контроля, учитель следит за усвоением материала учащимися. В Приложениях 2-5 представлены проверочные работы для 2 класса.
Проверочная работа по теме «Элементы книги»
Цель: проверить умение находить в оглавлении заданное произведение и определять страницу, на которой оно находится.
Задание: перед тобой часть оглавления учебной книги для 2 класса.
А. Найди и подчеркни стихотворение Г. Остера «Очень
страшная история».
Г. Горбовский. «Розовый слон»……………………………102
A. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» (отрывок) ……………..104
B. Хмельницкий. «Четыре маленькие сказки» ………………121
В. Берестов. «Честное гусеничное» ……………………..126
Г. Цыферов. «Две сказки» ………………..129
Д. Родари. «Солнце и туча» …………………131
Д. Родари. «Как Алиса в море побывала» ……………….133
В. Орлов. «Я рисую море» …………………….137
Ю. Мориц. «Это - да. Это - нет!» …………………139
Ю. Владимиров. «Ниночкины покупки» ……………. 141
Г. Остер. «Очень страшная история» ……………….143
М. Бородицкая. «Колдунье не колдуется» …………..144
Д. Родари. «Про дедушку, который не умел рассказывать
А что нам почитать? ………………..148
Письмо к читателям …………………..150
Б. Напиши номер страницы, на которой ты будешь искать стихотворение Г. Остера «Очень страшная история».
Проверочная работа
Задание: соедини линиями в правильном порядке группы произведений и предполагаемые темы, на которые они написаны.
Е. Чарушин «Томкины сны»
С. Михалков «Щенок» про игры
И. Токмакова «Котята» и игрушки
В. Бирюков «Сентябрь»
B. Песков «Листья падают с кленов» о животных
Т. Золотухина «Метель»
C. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку»
А. Барто «Кукла» о природе
И. Демьянов «Скакалочка»
Проверочная работа по теме «Элементы книги»
Цель: проверить умение называть изученные элементы книги.
Задание: выбери из списка элементы книги и надпиши их на схеме.
1. Корешок.
2. Страницы.
3. Переплет.
Итоговая контрольная работа, 2 класс
Цель: учет результатов за год.
Задания:
1. Рассмотреть две незнакомые книги, выбрать книгу:
1) о животных;
2) о детях.
2. Записать фамилию автора и название книги.
3. Рассмотреть книжную выставку, озаглавить ее и записать заглавие в листок.
4. Записать в столбик фамилии всех писателей, которых помнишь.
5. Рядом с фамилиями писателей записать название их книг (те, которые помнишь).
____________________
На каждый урок в гости к ребятам приходит новая детская книга. Запланированные нестандартные методы и приемы обучения позволяют создать в классе комфортную, благоприятную атмосферу общения.
Уроки внеклассного чтения не должны быть серыми, однообразными, безликими. При выборе формы занятий учитывается уровень развития детей, тема, своеобразие произведений.
Итак, в результате двух первых этапов обучения (подготовительного и начального) все учащиеся приучаются самостоятельно рассматривать и читать на уроке внеклассного чтения детские книги.
Далее задача усложняется, она состоит в том, чтобы имеющиеся основы читательской самостоятельности использовать, развивать, совершенствовать. Поэтому на основном и заключительном этапах (3-4 классы) ставится перед классом общепознавательная задача в рамках темы предстоящего урока. Дети самостоятельно выполняют дома продуманные учителем домашние задания. Большая часть самостоятельной учебной деятельности с детскими книгами осуществляется теперь детьми не в классе, а во внеурочное время - дома и в библиотеке.
На экскурсии в детскую библиотеку дети в игровой форме знакомятся с такими понятиями, как картотека, формуляр, абонемент. Для проверки этих понятий можно выполнить задание, в котором необходимо соединить линиями определения из первого столбика со словами из второго.
Например:
Аналогичное задание, представленное в Приложении 6, выполняется детьми после знакомства их с элементами книги.
Дворец королевы Книги
Задание: соедини линиями определения из первого столбика со словами из второго
Дворцовые ворота Титульный лист
Крепостная стена Иллюстрации
Парадная лестница Обложка
Дворец с множеством комнат Оглавление
Окна Страницы
Потайная комната с секретом Суперобложка
________________________
Представление об авторе формируется на основе прочитанных книг, побуждения детей при подготовке домашнего задания к использованию предисловия к его книгам. Представление о плане произведения, умение характеризовать героя прочитанного произведения, а также умение внимательно читать произведение для составления отзыва на него, формируются в соответствии с памятками, которые представлены в Приложениях 7-9.
Отзыв о прочитанной книге
Отзыв должен быть составлен по следующей форме:
1. Автор.
2. Название книги.
3. Вступление, в котором кратко описываются время и место действия книги. Перечисляются главные герои с кратким пояснением, кто они.
4. Краткий пересказ основных событий (сюжет) с выделением самого захватывающего момента книги (с показом иллюстрации из книги или иллюстрации, нарисованной самостоятельно).
5. Чему научила тебя эта книга? О чем заставила задуматься?
Как составить план прочитанного произведения
1. Внимательно прочитай текст.
2. Раздели текст на законченные смысловые части.
3. Выдели главную мысль в каждой смысловой части.
4. Найди в тексте или составь сам предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (то есть назови выделенные смысловые части).
5. Запиши выделенные предложения в виде пунктов плана.
6. Повторно прочитай текст и реши, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.
План рассказа о герое
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась) ... Мне очень запомнился(ась) ... Мне показался интересным. Я восхищаюсь. Мне очень не понравился(ась) ...).
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, как зовут, возраст, привычки, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя.
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (не понравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя.
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя.
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил своего героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
10. Как ты думаешь, каково отношение автора к данному герою?
____________________
Проверка умений учащихся воспроизводить нужную информацию по памяти, применять полученные знания на практике осуществляется в виде тестовых заданий. В Приложениях 10-12 представлены проверочные работы, которые дети выполняют в 3 и 4 классах.
Проверочная работа по литературе для 4 класса по теме «Творчество А. С. Пушкина»
1. А. С. Пушкин родился ________ в городе ________. Убит на дуэли _______. Он прожил _______ лет.
2. За маленьким Сашей ухаживала _______________
3. Где находился лицей? Можно ли теперь побывать в лицее? ______________
4. Каких лицейских друзей А. С. Пушкина ты знаешь? _________
5. Где находятся памятники поэту:
1. _________________
2. ____________________
3. ___________________
6. Какие сказки Пушкина ты знаешь? ________________
7. Продолжи стихотворения А. С. Пушкина:
Уж небо осенью дышало, Вот север, тучи нагоняя...
___________________ ________________
___________________ __________________
8. Как звали жену Пушкина? _______________
9. Какая мысль спрятана в строках А. С. Пушкина?
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...
_____________________
_______________________
Оценка за работу ______________
Проверочная работа по литературному чтению в 3 классе
1. Дополни перечень элементов книги:
а) обложка
б) корешок
в) ____________
г) ____________
д) _______________
е) ________________
ж) _________________
з) _________________
и) ________________
2. Выбери правильный ответ и обведи его кружком. Аннотация - это:
а) статья, рассказывающая об истории создания книги;
б) страницы книги, на которых расположено оглавление;
в) небольшой текст, рассказывающий, о чем книга;
г) статья, предшествующая основному тексту книги и рассказывающая об авторе.
3. Соедини линиями:
а) первый лист книги, на котором титульный лист
указаны все основные сведения о ней
б) статья, расположенная до основного предисловие
текста книги, рассказывает о творчестве
писателя, часто пишется знаменитыми авторами
4. Какие данные из книги должны быть указаны на титульном листе? Выбери правильные ответы и обведи их кружком:
а) автор; д) год издания;
б) количество страниц; е) краткое содержание;
в) название; ж) жанр произведения;
г) издательство; з) художник.
5. Прочитай рассказ В. Чаплиной про жизнь волка Арго в зоопарке.
НА НОВОМ МЕСТЕ
После этого случая Арго вместе с Лобо и волчицей Дикаркой перевели на остров зверей.
Остров зверей совсем не был похож на тесные, тёмные клетки старого парка. Просторные, залитые солнцем площадки, трава, деревья, а вместо решётки широкий ров с водой - всё это создавало обстановку свободы. На новом месте угрюмый и сильный Арго сразу взял верх над выпущенными вместе с ним волками.
Никто, кроме него, не смел подойти ко мне, никто не мог взять первый кусок мяса. Он был вожаком этой небольшой стаи на этом маленьком клочке земли, где царил свой закон свободы.
Интересно относились ко мне родившиеся на площадке волчата. Они были совсем дикими, никого не знали, и войти к ним с пустыми руками было опасно. Однако благодаря Арго я входила к ним свободно. Волчат он ко мне не подпускал, а если кто-нибудь из них подходил слишком близко, набрасывался и кусал их.
1) Разбей текст на 3 законченные смысловые части и отметь начало каждой части значком «Z».
2) Выдели и подчеркни в каждой части текста слова или предложения, которые выражают главную мысль.
3) Составь план текста (назови выделенные смысловые части).
План:
1. __________________
2. _____________________
3. _________________
Оценка за работу ____________
Интеллектуальный марафон по литературному чтению в 3 классе
1. Подчеркни в тексте строчки, подтверждающие, что Е. Чарушин описывает действительно вороватую козу.
КОЗА
Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, ещё вкуснее коровьего.
2. Запиши названия известных тебе жанров произведений:
1. _________________
2. __________________
3. __________________
4. _______________
3. Обведи в кружок номера высказываний, с которыми ты согласен.
Оглавление:
1. Расположено в начале или в конце книги.
2. Расположено в середине книги.
3. Расположено на обложке вместе с названием.
4. Рассказывает об авторе.
5. Кратко описывает основное содержание книги.
6. Подсказывает нужную для тебя страницу.
4. Впиши недостающие строчки в стихотворение:
Белая берёза
___________
Принакрылась снегом
_______________
На пушистых ветках
__________________
___________________
Вспомни автора этого стихотворения и его название:
Автор __________, название _______________
5. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.
К. Чуковский «Крокодил Гена и его друзья»
С. Михалков «Федорино горе»
Э. Успенский «Снежная королева»
А. Пушкин «Дядя Стёпа»
Г.-Х Андерсен «Конёк-Горбунок»
П. Ершов «Сказка о рыбаке и рыбке»
6. Перечисли произведения устного народного творчества.
Пословицы, ________________________
7. Соедини линиями в правильном порядке:
Рифма звуковые совпадения в конце строк
Ритм исполнитель ролей в театральном представлении
Актёр предметы, которые используются в театральной постановке
Реквизит чередование ударных и безударных слогов
8. Прочитай текст.
КАПИТАН
Торговый пароход плыл из Риги в Одессу. Над морем стоял туман. Пароход время от времени гудел. Капитан Шмидт двое суток не сходил с мостика, он так напряжённо всматривался в белёсый туман, что глаза его покраснели. Прошли ещё сутки. Туман немного рассеялся. Было уже не так страшно, что пароход столкнётся с неизвестным судном. Помощник сменил капитана, и он ушёл к себе в каюту. Проснулся капитан на полу. Сильный удар сбросил его с койки, на палубе кто-то громко кричал. Раздавался топот ног. Капитан быстро оделся и вышел на палубу. Почти вся команда была там.
- Спускайте шлюпки! - кричали одни.
- Мы сели на камни! - кричали другие. Ночь была тёмная Корпус судна трещал.
-Ти-хо! - сказал капитан. Сказал совсем спокойно, но все услышали его. Есть такие люди, которые умеют говорить негромко, но все их слышат. На палубе сразу все успокоились. Все почувствовали, что у них есть капитан.
* * *
Раздели текст на части значком «Z» по следующему плану:
1. Туман на море.
2. Катастрофа.
3. Выдержка капитана.
9. Прочитай рассказ К. Паустовского «Барсучий нос».
Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он боязливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос...
Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.
...Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос...
Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми от слёз глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.
* * *
Какие из перечисленных ниже состояний и чувств подходят для сменяющегося настроения маленького барсука? Выбери правильные ответы и обведи их кружком.
1. Настороженность.
2. Радость.
3. Испуг.
4. Нежность.
5. Любопытство.
6. Беспомощность.
7. Возмущение.
8. Грусть, печаль.
9. Бодрость.
10. Заинтересованность.
11. Спокойствие.
12. Отчаянная боль.
10. Объясни фразеологические обороты:
за тридевять земель - __________________
разбиться вдребезги - ________________
ни кола, ни двора - _____________
Общий балл _____________
Читайте рассказы Б. С. Житкова о животных
1. Сколько рассказов вы смогли найти и прочитать? Как они называются? Запишите в тетрадь названия прочитанных вами рассказов по группам (про слона, о птицах, об обезьянах и др.).
2. Пользуясь памяткой, составьте план любого рассказа.
3. Подготовьте подробный пересказ этого рассказа по плану.
Читайте стихи и рассказы любых авторов об осени
1. Запишите в тетрадь названия и авторов всех прочитанных вами стихов и рассказов.
2. Выберите из списка любое стихотворение или любой рассказ для дальнейшей работы с ним.
3. К стихотворению нарисуйте последовательно несколько иллюстраций, которые отражают его содержание. Выучите стихотворение наизусть.
4. Пользуясь памяткой, составьте план рассказа и подготовьте его краткий пересказ.
Читайте и внимательно рассматривайте книги Е. И. Чарушина
«Волчишко» (прочитать обязательно),
«Томкины сны»,
«Тюпа, Томка и сорока»,
«На нашем дворе» и др.
1. Чьи рисунки в этих книгах?
2. Что вы узнали из прочитанных книг об авторе?
3. Запишите в тетрадь названия всех прочитанных вами рассказов.
4. Заполните каталожную карточку на книгу, в которой помещён рассказ «Волчишко».
Читайте сказки А. С. Пушкина
1. Сколько сказок написал великий поэт? Запишите в тетрадь названия всех сказок А. С. Пушкина. Подчеркните названия прочитанных вами сказок.
2. Запишите в один столбик героев сказок, которые вам понравились, кому свойственны доброта, отзывчивость, великодушие, храбрость, преданность в дружбе, готовность прийти на помощь, а в другой - тех, чьи поступки вы осуждаете, кто вам несимпатичен.
3. Постарайтесь прочитать как можно больше сказок и стать активным участником викторины по сказкам А. С. Пушкина! Победителей ждут призы!
________________________
К каждому уроку внеклассного чтения дети читают и приносят в класс книги. Обратите внимание детей на то, что есть книги, содержащие только одно произведение, а есть те, в которых их несколько. Рассуждая, дети стараются догадаться о том, как называются такие книги. В этом им помогает задание:
На заключительном этапе (4 класс) продолжается формирование читателя на более сложных, но доступных детям этого возраста текстах. Продолжается формирование умений: характеризовать персонаж по его поступку и прямым характеристикам, данным в тексте; группировать персонажей по их поступкам на положительные и отрицательные; выявлять отношение автора к герою. Ученикам становится доступно самостоятельное выявление основного смысла прочитанного в результате сформировавшегося умения последовательно читать произведения, которые требуют длительного времени для прочтения.
Например, путешествуя по сказкам Г.-Х. Андерсена, умение последовательно выделять эпизоды повествования в сказке «Дюймовочка» учитель проверяет следующим образом. Детям предлагается расположить карточки с названием действующих лиц, связанных с приключениями Дюймовочки, по порядку.
Дети с удовольствием принимают участие в литературных играх, викторинах, в небольших театральных постановках, отгадывают кроссворды. Традиционными становятся задания на зимние, весенние каникулы - Приложения 14-15.
Задание по литературе на зимние каникулы
Дорогие ребята! Предлагаю вам прочитать повесть-сказку В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» и выполнить следующие задания:
1. Что вы узнали об авторе этого произведения?
2. Разгадайте кроссворд:
1) «Чутко прислушиваясь, Оля снова стукнула каблуками об пол и теперь уже вполне отчетливо разобрала, как в глубине зеркала стеклянным, мелодичным звуком отозвалось...» (Эхо.)
2) Оля часто по утрам искала свои вещи. Что она нашла под кроватью? (Платье.)
3) Каким словом в задаче для короля Оля заменила слово «глупец»? (Мудрец.)
4) Какое слово часто повторяла Оля, хотя во всех случаях можно было бы обойтись и без него? (Подумаешь.)
5) Какой предмет в передней неожиданно заговорил с Олей? (Зеркало.)
6) Вещь из гардероба короля, которую Оля назвала «пальто»? (Мантия.)
7) Когда человек любит хорошо поесть, говорят, что у него хороший ... (аппетит).
8) Что было страстью короля Топседа VII? (Цифры.)
3. Объясните значение ключевого слова. _____________
4. Назовите недостатки Оли. ___________________
5. Распределите героев повести на 2 группы. _________________
6. Какие пословицы и поговорки встретились вам на страницах книги? _________
7. Как звучало бы ваше имя, если вы попали в «Королевство кривых зеркал»? ________________
8. Какой фрагмент вы рассказали бы товарищу, чтобы заинтересовать его книгой В. Губарева «Королевство кривых зеркал»? __________
9. Чему вас учит эта сказка? ________________
Примечание. Виталий Георгиевич Губарев (1912-1981) - детский писатель.
В. Губарев родился 30 августа 1912 года в Ростове-на-Дону. Публиковаться он начал в 1931 году, как журналист получил известность после освещения им убийства Павлика Морозова, был одним из создателей его легенды. В 1933 году Губарев написал об этих событиях книгу «Один из одиннадцати», позже переработанную в повесть «Павлик Морозов» и в пьесу. Как писатель-фантаст Виталий Губарев дебютировал в 1951 году повестью-сказкой «Королевство кривых зеркал», через год была создана одноименная пьеса, а в 1963 году по книге был создан популярный кинофильм.
Произведения:
В Тридевятом царстве (повесть-сказка).
Королевство кривых зеркал (повесть-сказка).
Преданье старины глубокой (повесть-сказка).
Путешествие на утреннюю звезду (повесть-сказка).
Трое на острове (повесть-сказка).
Задание по литературе на весенние каникулы для 4 класса
Читайте повесть-сказку Лазаря Латина «Старик Хоттабыч».
После прочтения выполните следующие задания:
1. Разгадайте кроссворд:
1) Первая книга, которую изучил Хоттабыч. (Азбука.)
2) Порошок, от которого человеческие волосы выпадают без остатка. (Таро.)
3) Ледокол, пассажиром которого стали Волька, Женя и Хоттабыч, хотя они этого не заслуживали. (Ладога.)
4) Слово, значение которого Волька объяснил Хоттабычу неправильно. (Балда.)
5) Что подарил Хоттабыч рыбакам? (Чемоданы.)
6) Какую игру на стадионе Хоттабыч увидел впервые? (Футбол.)
7) Слово, значение которого показалось Хоттабычу смешным и напоминало чириканье воробьев. (Цирк.)
8) Любимый прохладительный напиток Хоттабыча. (Щербет.)
9) Название команды, которая играла против «Зубила». (Шайба.)
2. Какое слово спрятано в кроссворде? Объясните его значение и подберите к нему синонимы.
(В кроссворде спрятано слово «брадобрей». Брадобрей - это то же, что и парикмахер, - мастер, специалист по прическам, завивке, стрижке, бритью. Это же значение имеет слово «цирюльник». Слова-синонимы: брадобрей, цирюльник, парикмахер.)
3. Напишите полное имя главного героя.
(Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб.)
4. Вспомните обращения Хоттабыча к Вольке.
(«Волька ибн Алеша», «превосходнейший из отроков», «звезда сердца моего», «юный господин».)
5. Какие пословицы и поговорки встретились в сказке? Кратко опишите эпизоды, в которых они встретились.
(1. «Старость - не радость». Так подумали о Хоттабыче официантки и кассирша в летнем павильоне после того, как он начал грозиться, что превратит их в воробьев. Так сказал о Хоттабыче капитан корабля «Ладога» Степан Тимофеевич, когда нужно было перебункироватъ уголь с носовой части на корму, чтобы сняться с банки. Но вскоре капитану пришлось взять свои слова обратно, так как «Хоттабыч схватил своих друзей и стал жонглировать ими, словно это были не хорошо упитанные тринадцатилетние мальчики, а пластмассовые шарики комнатного бильярда».
2. «Утро вечера мудренее». Вещи для переезда на новую квартиру семья Вольки решила переносить утром.
3. «Не давши слово - крепись, а давши - держись». Хоттабыч сказал жадному итальянскому инспектору такие слова: «Мудрость учит, что тот, кто судит о людях по одежде, часто ошибается». Сейчас об этом говорят так: «Встречают по одежке, провожают по уму».)
6. В сказке очень хорошее высказывание о совести. Какое? Обратили внимание?
«Совесть - великая вещь. Хуже нет, как против совести идти».
Примечание. Лазарь Иосифович Лагин родился 4 декабря 1903 в Витебске. В 1921 выступил в комсомольской печати со стихами и фельетонами. Ряд лет работал в «Правде» и «Крокодиле». Популярность приобрела повесть-сказка Лагина «Старик Хоттабыч» (1938).
О современной и дореволюционной Москве рассказывает роман «Голубой человек» (1966), о Великой Отечественной войне 1941-1945 - повесть «Броненосец “Анюта”» (1945) и другие произведения.
Опубликованы также памфлеты «Майор Велл Эндрю» (1962) и «Белокурая бестия» (1963), сказки для взрослых и детей.
Книги Лагина переведены на многие иностранные языки.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.
Умер в 1979 году.
Кроссворд
Вспомнив предметы и персонажей сказок датского писателя, вы узнаете название столицы Дании.
Вопросы:
1) Какой подарок преподнесли эльфы Дюймовочке? (Крылышки.)
2) С кого не сводил глаз оловянный солдатик? (Танцовщица.)
3) Из чего Эльза сшила рубашки для лебедей? (Крапива.)
4) Что было нарисовано на всех воротах города, когда король с королевой отправились на поиски принцессы? (Крест.)
5) Какой наряд для короля сшили без ниток и ткани портные? (Невидимый.)
6) Что просила достать ведьма солдата? (Огниво.)
7) Кому рассказывал сказки Оле-Лукойе? (Ялъмар.)
8) Кто хотел подарить мертвую ворону дочери короля? (Ганс.)
9) Кого желал увидеть и услышать император Китая? (Соловей.)
10) Что находилось под тюфяками и перинами в кровати принцессы? (Горошина.)
Столица Дании (Копенгаген.)
Заполни каталожную карточку по образцу:
Одним из навыков, приобретенных учащимися в системе внеклассного чтения, является навык ориентировки в каталожной карточке и умение правильно записать на карточку нужную книгу. Учитель предлагает детям образец такой записи, глядя на который, они учатся сами заполнять настоящую каталожную карточку, взятую из библиотеки.
В новом учебном году детям предлагается заполнить анкету - Приложение 17.
Анкета выявления самостоятельного чтения во время летних каникул
1. Где ты провёл лето? (Дома, в деревне, в лагере, в другом городе, на море.)
2. Читал ли ты книги? Да, нет.)
3. Читал ли ты газеты и журналы? Да, нет, рассматривал.)
4. Сколько книг за лето прочитал?
5. Какие помнишь? Назови.
6. Какую книгу читаешь сейчас?
7. О чем хочешь читать в ближайшее время?
При организации внеклассного чтения особое внимание уделяется творческой работе детей. Когда составляется список книг для летнего чтения, в начале учебного года обязательно проводится анкетирование (вопросы даны в Приложении 17). Через собственные вопросы и ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через чтение ребенок постигает суть произведений.
Например, о самой понравившейся книге, прочитанной летом, ребенок должен обязательно рассказать - и письменно, и устно. Устно - на уроках внеклассного чтения в начале следующего учебного года. Письменное впечатление о книге учитель предлагает оформить как творческую работу, план создания которой представлен в Приложении 18.
Уважаемые ученики 4 «А» класса!
За время летних каникул вами было прочитано много книг. Предлагаю вам создать и оформить творческую работу в виде небольшой книжки по наиболее понравившейся книге по плану:
Обложка.
На обложке указать автора книги, её название, год и место издания. Можно эту и все последующие страницы красочно оформить: узоры, орнаменты, рисунки, нумерация страниц.
Титульный лист. «Давайте познакомимся: это я!»
Необходимо написать своё имя и фамилию, школу, год, город. Можно дать название работе и поместить свою фотографию.
1-й лист посвящается рассказу об авторе книги, истории её создания.
2-й лист: «историко-географический». Написать о месте действия событий, которые происходят в книге, упоминая при этом континенты, страны, города, улицы и т. п. Можно нарисовать карту, на которой указан маршрут путешествия героев произведения (если об этом что-либо сказано в произведении).
3-й лист: «Я - режиссёр». Подобрать из числа учеников и учителей актёров на роль героев книги. В столбик написать героев книги, рядом расположить фамилию и имя ученика класса, который мог бы сыграть эту роль.
4-й лист: «Я - сценарист». Выбрать понравившийся отрывок из книги и по его мотивам написать небольшую сценку для постановки.
5-й лист: «Я - декоратор». Нужно нарисовать к придуманной сценке иллюстрации, на которой изобразить героев и окружающие их декорации.
6-й лист: написать отзыв о прочитанной книге.
7-й лист: объяснить значение непонятных слов.
________________
Умение читать позволяет ученикам успешно осваивать другие предметы, помогает находить дополнительный материал к урокам в справочниках, энциклопедиях, пользуясь услугами библиотеки. Ведь важнейшим стимулом интереса к учению выступает фактор значимости приобретенных знаний и умений, решаемых задач, совершаемого действия.
Итак, широкое использование самостоятельных работ, требующих от учащихся активного поиска, оперирования обобщенными умениями, творческого решения - важнейший стимул и для развития интереса к учению, и для познавательной активности школьника.
Есть такое понятие «школа радости». Важно, чтобы школа действительно стала местом, куда дети шли бы с радостью, зная, что там они встретятся с учительницей (которую любят, а не боятся), пообщаются с друзьями, узнают что-то новое, интересное. В этом помогает книга, которая, по словам А. М. Горького, «наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Есть дети одаренные, которые, несмотря ни на что, будут самостоятельными читателями, ориентирующимися в мире книг. Есть дети, которые, несмотря на все старания педагогов, будут мало читать, но все равно это не должно останавливать учителя. Ведь даже если такими учениками запомнятся одна-две книги, все равно это победа учителя, его добросовестная профессиональная работа, и очень хотелось бы, чтобы эта работа не прошла бесследно.
Автор: С. Н. Алексеева
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!