Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сольный концерт как одна из форм работы с одаренными детьми в условиях ДШИ

Из опыта работы педагога ДШИ. Сольный концерт как одна из форм работы с одаренными детьми в условиях ДШИ
Автор: Морозова Ольга Станиславовна, преподаватель по классу флейты.
Описание: Данная работа знакомит с такой творческой деятельностью, как сольный концерт. Как к нему подготовиться, как провести и в чем ценность участия в нем для ребенка. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям.
Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский.

Тема обучения одаренных и талантливых детей является одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, а также благополучие общества, во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одним из главных направлений обучения в ДМШ и ДШИ является создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Поступив в музыкальную школу, первоклассники с большим желанием начинают осваивать игру на инструменте. У всех свой темп освоения нового материала, свои способности, старание, распределение учебного времени. Кто-то из учащихся занимается ровно и спокойно, кто-то ленится, а есть дети, которые с первых шагов обучения музыке проявляют себя активно и инициативно. Наблюдая стремление ребенка двигаться вперед, находя «отклик» в его желании изучать музыкальный материал и сам педагог преображается! Хочется такую энергию целенаправленно вести к определенным целям, ставить новые и интересные задачи!

Под одаренностью ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Задача преподавателя состоит не только в том, чтобы развивать эти способности, но и правильно выстраивать концертно-конкурсную «карьеру» ученика в образовательном процессе. Подготовка и участие ученика в школьных и городских концертах, в творческих конкурсах каждый раз дает мощный толчок в его образовательном развитии, укрепляет физические и духовные силы.

Я с 1 класса привлекаю всех учащихся, пусть с маленькой пьеской, но выходить и выступать на сцене. В начальных классах ребята очень любят выступать перед родителями, перед публикой. Необходимо сохранить и поддерживать это желание на весь период обучения. Целенаправленно и последовательно формировать у своих воспитанников любовь к сцене. Обязательными выступлениями в музыкальной школе считаются академические и переводные экзамены, но помимо этого существуют концерты для родителей, тематические концерты класса, внеклассные мероприятия.

Мне очень нравится такая форма работы, как сольный концерт. За свою 30-летнюю педагогическую практику я поняла, что сольный концерт – это колоссальный задел для ребенка на уверенность в своих силах, на достижение поставленной цели. И пусть в будущем он не станет профессиональным музыкантом – эти качества ему помогут в любой карьере!

В ДМШ сольные концерты бывают совсем не часто. На это способны только очень талантливые и одновременно трудоспособные дети. Здесь нужна огромная выдержка, физическая и психическая выносливость, прекрасная память, умение сохранять естественность в выражении эмоций перед публикой. Объявление о сольном концерте – это очень серьёзная заявка на незаурядность. И тем интересней подготовка к такому мероприятию!

«Учащийся должен понимать, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой. Но, вместе с тем, это праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение», - говорит известный педагог А.Алексеев.

Не каждый ученик способен охватить вниманием, последовательно исполнить 8-10 произведений. Нацелить на это ученика, его помощников – родителей, последовательно привести всех к нужному результату - это большая ответственность и особая задача преподавателя. Необходимо чтобы учащийся готовился к этой работе наравне с педагогом – искал произведения, составлял репертуар, обдумывал характер исполнения. Здесь ему необходимо дать максимальную свободу действий. И даже если не всё будет методически верно и грамотно, он должен проявлять как можно большую самостоятельность. В этом заключается творчество, своеобразие и индивидуальность ученика.
Подготовка к концерту способствует формированию таких качеств как: инициатива, самоконтроль, критичность, целеустремлённость, настойчивость, позитивная самооценка и уверенность в себе, способность к сотрудничеству. В процессе подготовки концерта происходит взаимное обогащение преподавателя и учащегося: они становятся равноправными интерпретаторами музыкального представления.

Программа сольного концерта составляется из произведений с разнообразными исполнительскими и художественными задачами, которые ученик, на протяжении периода обучения в музыкальной школе, исполнял на зачетах, концертах, конкурсах. Те пьесы, в которых раскрываются индивидуальность ребёнка, его музыкальные способности и творческое мировоззрение. При выборе программы концерта необходимо бережно подойти к вопросу сбережения здоровья ученика. Сложность программы должна быть сбалансирована, продумана по объёму исполняемого музыкального материала, оптимальна по времени исполнения. Нельзя допустить чрезмерной физической и эмоциональной перегрузки ученика. Для этого целесообразно сочетать в программе как более, так и менее сложные для исполнения учеником произведения. Хорошо, если сольные номера будут чередоваться с ансамблевыми. Дети любят играть в ансамбле, потому что при совместной игре уменьшается сценическое волнение - вдвоем (втроем, вчетвером) играть намного уверенней и веселей.

Вариантов проведения сольных концертом множество. Только включай фантазию! Концерт может проходить как собеседование с исполнителем, при котором ярко раскрывается его внутренний мир. Как литературно-музыкальная композиция, посвященная тайнам музыкального искусства: когда ведущий читает стихи о музыке, природе или состоянии души человека, подходящие к содержанию исполняемой музыки. Сольный концерт может быть музыкальной сказкой - ведущий рассказывает сказку, а исполнитель иллюстрирует ее содержание исполнением произведений...

При подготовке концерта необходимо продумать весь ход проведения мероприятия:
- подготовить афишу концерта;
- определить тематику концерта;
- составить программу концерта;
- выбрать ведущего;
- подготовить слайдовую презентацию;
- продумать приветственные слова для слушателей;
- подготовить комментарии к исполняемым произведениям;
- предусмотреть минуты передышки для исполнителя;
- разработать раздел взаимодействия со слушателями, присутствующими на концерте;
- подготовить слова благодарности участнику сольного концерта, его родителям.

Сольный концерт необходимо воспринимать как большую радость! Сделать данное событие праздничным! Красивое платье (костюм), нарядно украшенный зал, приглашённые друзья, цветы и подарки виновнику события. Пусть всё запомнится надолго. И не надо переживать из-за того, что что-то вышло не так, как планировалось! Жизнь для того и дана, чтоб что-то не всегда получалось, и мы бы имели возможность потом это улучшать.
Лучшим результатом проведения сольного концерта является возросший уровень исполнения, пережитое вдохновение и радость творческого труда, приобретенный опыт концентрации сил при исполнении большого количества произведений.

Сегодня такая форма творческой деятельности ребенка, как сольный концерт, требующая целеустремленности, трудолюбия и, безусловно, таланта, приобретает особую значимость и актуальность. Соответствует стратегической цели ФГТ: духовному и нравственному развитию подрастающего поколения, сохранению традиций российского музыкального академического образования, формированию профессиональных исполнительских качеств воспитанников, планирующих продолжить музыкальное обучение в средних и высших учебных заведениях.
Сценарий сольного концерта выпускницы Лады Г. «Волшебная флейта».
Перед концертом, пока зрители заполняют зал, на экране демонстрируется слайд - шоу живописных полотен с изображением музыкантов, играющих на флейте под звуки флейты. Звучит «Анданте» для флейты с оркестром В.А.Моцарта.
Начало концерта. Слова ведущего:
Скромна, изящна, невесома,
Но лишь услышишь первый звук,
Наполненный любви истомой,
И всё меняется вокруг.
Как будто с голубиной стаей
Паришь свободно в небесах,
Летишь, несбыточно мечтая,
С улыбкой лёгкой на устах.
Вот голос флейты тише, глуше...
И слышно лишь биенье крыл...
Её чарующую душу
Недаром Моцарт полюбил.

Да, Моцарту нравились серебристые переливы этого инструмента. И, не случайно, его последнее произведение так и называется - «Волшебная флейта». Добрый вечер! Наша концертная программа тоже называется «Волшебная флейта», так как главной героиней сегодня будет лёгкая, серебряная и таинственная флейта. Её имя, в переводе с латыни, означает «дуновение ветра». Когда-то этот инструмент был сделан руками человека для того, чтобы превращать это дуновение в мелодию. Много разных красивых легенд было посвящено этому инструменту. Но, как - бы ни были они поэтичны, реальная история флейты начинается с XVII века. Именно тогда для этого инструмента, имеющего мягкий и приятный тембр, создаются произведения. Одно из них «Соната» Джованни Платти открывает нашу концертную программу. III, IV части. (По сложившейся концертной традиции части единого музыкального произведения не прерываются аплодисментами).

1. Джованни Платти «Соната» III, IV части
Произведение Джованни Платти, которое вы услышали, историки датируют второй половиной 17 - первой половиной 18 века. Полвека спустя, в конце 18 столетия в Европе и в России становится популярным французский танец кадриль, который царит на придворных балах до конца XIX столетия. А легкость, невесомость звучания флейты часто подчеркивает прелесть этого танца.

2. М. Глинка «Кадриль»
В мире существует множество видов музыкальных инструментов, которые можно назвать флейтой: блокфлейта, флейта-пикколо, сиринга, панфлейта, Ди, ирландская флейта, Кена, вистл, окарина и другие.
Несомненно, классическая поперечная флейта является одним из самых распространённых видов флейты. Её название связано с тем, что в процессе игры музыкант удерживает инструмент не в вертикальном, а в горизонтальном положении. Именно для такой флейты написал мелодию советский композитор Борис Буевский.

3. Б. Буевский «Мелодия»
Флейта заняла прочное место в симфонических оркестрах и инструментальных ансамблях. Партии для флейты с оркестром сочиняли Бах, Моцарт, Бетховен. На первый взгляд, это кажется странным, потому что в сравнении с другими оркестровыми инструментами флейта не обладает большой силой звука, но в piano или проникновенном solo "низы" флейты обаятельно прекрасны. Флейта способна придать оркестру особую ясность и свежесть звучания. Давайте представим, на минуту, что флейты умолкнут там, где их присутствие в оркестре привычно и очевидно. И мы тут же убедимся в необходимости и закономерности их звучания.

4. А. Алябъев «Соловей»
5. С. Рахманинов «Итальянская полька»

Камерный оркестр детской школы искусств «Северная камерата». Солирует Лада Гоголева.
Постепенно флейта завоёвывает все более прочные позиции, становясь популярным инструментом для исполнения салонной музыки в аристократических домах. Её широко используют в ансамблевой игре. Важным центром развития флейтовой школы в Европе 18 века стал Берлин, где при дворе прусского короля Фридриха II, который сам был флейтистом и незаурядным композитором, поперечная флейта приобрела особенное значение. Благодаря неугасающему интересу монарха к его любимому инструменту, появились на свет многие произведения для поперечной флейты Иоахима Кванца - придворного композитора и педагога самого короля Фридриха второго.

6. И. Кванц «Анданте»
Дуэт флейт: Лада Г. и Ульяна Т.

Классическое сочетание дуэта флейт и фортепиано не утратило своей актуальности и в наше время. Послушайте, как звучит музыка советского композитора Николая Ракова, творчество которого, по словам музыкального критика А. Соловцова, отличает «тонкий вкус, изящество и благородство стиля», так присущие и самому инструменту – флейте.

7. Н. Раков «Скерцино»
Дуэт флейт: Лада Г. и Ульяна Т.

Не оставили равнодушными волшебные звуки флейты и джазовых музыкантов.
В 1940 году американский композитор Джимми ван Хьюзен, написавший сотни джазовых хитов, обладатель четырёх Оскаров и одной «Гремми», написал песню на слова Джонни Бёрка «Платье в горошек и лунный свет», которая стала первым хитом молодого начинающего певца Френка Синатры. До сих пор эта песня остаётся одной из часто исполняемых мелодий.

8. «Платье в горошек и лунный свет»
Дуэт флейт: Лада Г. и Ульяна Т.
Танцует пара из Ансамбля бального танца Елены К.

На смену увлечению джазом пришла популярная эстрада, и советские эстрадные композиторы широко использовали возможности флейты как ансамблевого инструмента. Советский композитор, автора популярных песен Алексей Экимян написал мелодию песни «Шире круг» для дуэта флейт в сопровождении фортепиано.

9. А. Экимян «Шире круг»
Дуэт флейт: Лада Г. и Ульяна Т.

Идет время, меняются эпохи, а с ними меняются музыкальные стили и предпочтения публики. Мода на инструменты приходит и уходит, а звук флейты так же волнует и уносит слушателя в волшебный мир грёз, дальних странствий и фантастических миров. Возможно, у каждого слушателя и музыканта свои, личные отношения с флейтой. Например, греческий философ Аристотель считал, что флейта плохо влияет на дух человека — она слишком волнует.
О своих взаимоотношениях с волшебным инструментом мы попросили рассказать выпускницу класса флейты Гоголеву Ладу (зарисовка на экране – маленькая Лада играет). Крайняя фраза Ладиной речи - «…Это будет мой большой секрет.»

10. «Большой секрет» поппури для 4-х флейт и фортепиано аранжировка Александра завершает наш концерт.
Ансамбль «Флейтиссимо»

Благодарности – цветы.
Повтор слайд-шоу картин под музыку В.А.Моцарта.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по специальности «Фортепиано» в 3 классе школы искусств Музыкальные ребусы с ответами для детей 5-7 лет Дидактические материалы к урокам фортепиано и сольфеджио в 1 классе школы искусств Сценарий праздника в детской школе искусств с презентацией
Из опыта работы преподавателя музыкальной школы
Опубликовано: 505 дней назад (18 декабря 2022)
Просмотров: 833
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!