Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы преподавателя музыкальной школы

Секреты музыкальной памяти.
Автор: Морозова Ольга Станиславовна, преподаватель по классу флейты.
Описание: В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям.

Традиция концертного исполнительства без нот возникла около ста лет назад. До этого музыканты считали невероятным игру наизусть, она не только не поощрялась, но и категорически запрещалась, чтобы не допускать искажений нотного текста. Игра без нот не одобрялась ни педагогами старой школы, ни исполнителями, встречала резкий отпор и музыкальных критиков.

Культура исполнения наизусть начинается с ХIХ века, века расцвета концертного пианизма. Одним из ее родоначальников считается Ференц Лист. Фактура изложения материала его произведений была так сложна, что исполнителю приходилось раздваивать внимание: смотреть либо в ноты, либо на клавиатуру. Это послужило одной из причин перехода к исполнению по памяти. Правда, и до этого времени известен удивительный случай свойства памяти, когда 14-летний Вольфган Моцарт во время поездки с отцом в Италию записал с одного прослушивания шестиголосное «Misererе» Грегорио Аллегри. Словарь Гроува свидетельствует о том, что в 80-х годах ХIХ века Антон Григорьевич Рубинштейн «совершил настоящий подвиг, сыграв семь своих исторических концертов без нот». Так, постепенно, критики, видя, что можно испытывать истинное наслаждение от музыки и без нот, отступились. В последнем десятилетии ХIХ века исполнение наизусть стало нормой. В это же время начинают появляться и первые методические работы о музыкальной памяти.

С течением времени концертное исполнение без нот все больше завоевывало право на существование, сначала на эстраде, а потом и в учебной практике передовых педагогов. В настоящее время оно повсюду принято за норму. То, что даже для опытных артистов прошлого казалось абсолютно невозможным или сверхдостижением (как в случае с Рубинштейном), стало неотъемлемой частью исполнительского мастерства.

В нашей педагогической практике мы постоянно сталкиваемся с вопросами, связанными с заучиванием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Как лучше работать над произведением? Заучивать наизусть сразу или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выграется» в пальцы. Ученики разные – одни обладают цепкой, прочной памятью; другие продвигаются по этому пути с большим трудом; третьи схватывают «на лету», но запоминают поверхностно. Нередко в процессе работы с некоторыми учениками приходится на уроках исправлять, переучивать неверно заученную фразу, аппликатуру, штрихи, но в момент выступления (на зачете, концерте) ученик неожиданно «вспоминает» первый, неправильно заученный вариант. Почему? На это я и постараюсь ответить в своем докладе.

Для того чтобы разумно обращаться с памятью ученика, максимально активизировать процесс запоминания, необходимо, хотя бы в общих чертах, иметь представление о типах памяти, о ее природе.

Память – это одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию. Внешние проявления памяти бывают различны. Например: Джоаккино Россини (итальянский композитор) по памяти не мог воспроизвести только что написанную им музыку (она почти сразу «выключалась» из его сознания, чтобы не мешать дальнейшему творческому процессу). Сергей Рахманинов, обладая замечательной памятью, допускал на эстраде иногда ошибки даже в собственных сочинениях и был вынужден импровизировать, а А.Глазунов обладал феноменальной памятью (по памяти записал первую часть 3-й симфонии Бородина). Уже эти примеры говорят о том, что существует не один тип памяти, а по крайней мере два: репродуктивная и реконструктивная.

Репродуктивная (образная) память связана с первой сигнальной системой и особенно ярко представлена у детей 6-7 лет. Их мозг еще не может достаточно творчески переработать информацию, поступающую из окружающего мира. Дети запоминают информацию целиком, как мгновенную картинку, которая сохраняется в памяти не расчленено. Такое запоминание является вынужденной мерой, которую выработал организм: ведь в детском возрасте на маленького человека обрушивается 80% всей жизненной информации. Запоминание в этот период кратковременно, держится недолго и информация не столько перерабатывается, сколько образно комбинируется.

Это та память, которая нужна человеку как основа будущей деятельности. Работая над произведением с ребенком в этом возрасте, не стоит менять штрихи, аппликатуру, так как новый вариант заставляет ребенка перестраивать в своем сознании всё произведение в целом. Также не стоит задавать выучивать отдельные фрагменты произведения, поскольку каждый отрывок может восприниматься им как целое, отдельное произведение.

С годами детская репродуктивная память оттесняется на второй план. В старших классах она просто привела бы к заучиванию одного «жесткого» варианта и не позволила бы раскрыться ученику творчески. А вот «реконструктивная» память (от «реконструкция» - построение, «перестройка» с целью улучшения) связана именно с творческой, а не механической работой сознания. Известно, что с накоплением словарного фонда, богатой информации у человека появляется способность к анализу, синтезу и новой работе с накопленной информацией. Ведь память, как и деятельность человека, постоянно эволюционирует.

Реконструктивный момент связан с воображением. Вспоминая отдельные яркие мгновения, человек способен восстановить их в целое. В этом процессе большое значение имеет жизненный опыт человека – осознанное, пережитое, передуманное. Не случайно немецкий дирижер Бруно Вальтер утверждал, что «память зависит от интенсивности, с какой человек жил, действовал, чувствовал…».

В практике оба типа памяти у человека действуют сообща. Ведь подлинно художественное исполнение произведения – это не просто его репродукция (воспроизведение), а как бы новое воссоздание авторского замысла.

Как же происходит запоминание? Память лежит в основе всей деятельности человека. А поскольку человек действует непрерывно, то постоянно работает и его память. Специалисты-физиологи, которые занимаются работой памяти, насчитывают 5 «оперативных кругов памяти». И если рассматривать в общих чертах, как работает память и как она успевает обрабатывать получаемую информацию, то мы видим:
- первый круг – в течение 0,1 – 0,3 секунд действует самая кратковременная память, обусловленная структурой физиологического аппарата зрения, слуха. Буквально доля секунды, за которую звуки складываются в слоги, слова; движение глаз отделяет предмет от фона, вычленяется контур, выделяется звуковая линия и т.д.;
- второй круг – около 1 секунды. За одну секунду наша память запоминает общий образ, условную «картинку». Например, ставим перед учеником ноты, и он тут же реагирует на объем, сложность (много; трудно; трудно, но мне это доверили). Во втором круге происходит осмысление информации. В процессе восприятия человек старается «увязать» данную картинку с предыдущей и последующей (увязывание смыслов). На стадии второго круга начинают вырабатываться и двигательные программы, что особенно важно для инструменталистов;
- третий круг – пятиминутный. Здесь происходит повторение с наложением последующей информации и предыдущего опыта, установление логической связи. За это время мозг человека стремится «досмотреть», окончательно переработать, включить полученный образ в свой личный опыт. Здесь в работу активно включается творческая фантазия;
- четвертый круг – от 20 до 60 минут, когда происходит упрочнение, закрепление следа в памяти. Объем этого круга самый насыщенный (ведь человек способен воспроизводить в памяти произведения длительностью 30-50 минут непрерывного звучания). После одного часа обработанная информация может уходить в долговременную память;
- пятый круг – одни сутки. За это время происходит отбор нужного, необходимого для запоминания и отсев постороннего, ненужного (недаром существует пословица «утро вечера мудренее»).

Завершающий процесс – 3-х дневный цикл. Образование опыта, окончательный «уход» обработанной информации, обогащенной ассоциациями, в долговременную память. «Потянув» за ниточку ассоциаций, человек способен воспроизвести данную информацию. Неслучайно учебный процесс возобновляется с интервалом в трое суток (2 раза в неделю). Это и есть тот необходимый срок, дающий возможность полученной на уроке информации отстояться и уйти в долговременную память. Проведение уроков чаще создает слишком большую нагрузку на память, информация не успевает хорошо усвоиться и переработаться мозгом. Если применять метод «натаскивания» (заниматься каждый день), то получится, что на еще не обработанную информацию накладывается новая, и в сознании ребенка вместо закрепления появляется неуверенность и сомнение. А информация вместо обогащения творческой фантазией – обедняется.

Эти пять кругов памяти – результат исследований специалистов-физиологов и психиатров. Наша же задача подумать, как эти наблюдения применить к работе музыкальной памяти. Главное, надо понять, что все, что исполнитель осуществляет на инструменте – в этот же момент не запоминается и не выучивается. Это процесс с «оттяжкой времени». Нельзя, что-то разучивая, сразу получить отдачу. В процессе заучивания 5 минут однотипной работы – это максимум на что способна наша память (ее «третий» круг). После этого лучший интервал для того, чтобы получить ответ, что же запомнилось – 20 минут. Через 20 минут переработка информации мозгом осуществляется всего на 50-60%, через сутки на 65-70%, а через трое суток – около 75%. Это так называемое явление «реминисценции» (т.е.непроизвольное воспроизведение не производимого сразу). Движение же лучше запоминается при оптимальном мышечном тонусе и резко падает при расслабленных мышцах или излишне напряженных. «Зажатый» ученик очень плохо запоминает текст.

Свойства музыкальной памяти развиваются посредством систематических упражнений, повторений, превращаясь в привычку запоминания. Мозг, как и мускулы, надо ежедневно упражнять. Если музыкант долго играет по нотам, то он перестает доверять памяти; ее способности запечатлеть в мозгу, в сознании, в привычных мускульных движениях то, что он прочитал в нотах. В процессе разучивания произведения ученику может показаться, что после ряда проигрываний, повторений пьеса еще не запомнилась. Но, взяв инструмент в руки и припомнив мелодию, тональность, размер, он обнаружит, что «аппарат памяти» начинает функционировать синхронно с исполнительским аппаратом. Такое припоминание и воспроизведение на инструменте необходимо практиковать по возможности систематически.

Музыкальная память представляет собой совокупность различных видов памяти, которыми обладает каждый человек. Это своеобразный «квартет», инструментами которого является слуховая память, зрительная, тактильная и мускульная.

Слуховая память – это способность сохранять в сознании полученные извне музыкальные впечатления и воспроизводить их. Хороший слух – главное достоинство музыканта, его надо беречь и развивать.

Зрительная память – способность мысленно видеть внутренним зрением страницы нотного текста произведения со всеми его подробностями.

Тактильная (или осязательная) память – способность посредством прикосновения кончиков пальцев к клавишам, а также ощущения привычных колебательных движений губ и подвижности языка вызывать в памяти необходимые действия для проигрывания выученного произведения.

Моторная (мускульная) память – способность мгновенно воспринимать сигналы моторных центров головного мозга, приводящих в движение мускульную систему исполнительского аппарата для воспроизведения музыки (это контроль за тем, как движение уже совершено и подготовка будущего движения).

Необходимо дополнить этот комплекс еще одним видом – логической памятью, связанной с пониманием содержания произведения, закономерностей его строения. Без нее сотрудничество различных видов памяти представляется неполным. Очень важно чтобы уже в первые годы обучения были развиты основные виды памяти. Но, ни один из них не должен преобладать и ограничивать развитие других. Предположим, что ученик, обладающий хорошей моторной памятью, быстро запоминает технику исполнения, а слух и мысль в этом процессе участвуют недостаточно. И если вдруг в момент выступления моторика подведет, то ученик окажется беспомощным.

Отвечая на вопрос, как лучше работать над произведением – выучить сперва на память, или сначала поработать над ним, а потом заучивать – следует сказать, что полное осознание произведения – это уже память. Проблемы запоминания произведения без его осмысления не должно существовать. Бессмысленный материал запоминается в 7 раз хуже, чем хорошо осмысленный.

За время работы в музыкальной школе я прихожу к выводу, что ученику нужно объяснять буквально всё в нотном тексте (т.е. говорить не только о эпохе, о композиторе, но и для чего композитор поставил именно такие штрихи, а не другие; почему такие оттенки, такой темп; как эта мелодия прозвучит в другом темпе и т.д.). Д.Ойстрах говорил своим ученикам, что если они нашли свой подход к замыслу сочинения, разобрались в звуковедении, в штрихах, то произведение уже стало их «детищем», их достоянием и проблема механического заучивания снимается сама собой. На уроках мы должны конкретизировать внимание ученика на любой мелочи, хотя в музыке, казалось бы, мелочей нет. Ведь «…по дороге, где много ярких знакомых примет, двигаться всегда легче и безошибочней».

Стремление же выучить новое произведение наизусть сразу помешает дальнейшей творческой работе над ним. А творчески обогащать информацию необходимо, иначе она окажется малосодержательной. Будет запоминаться не музыкальный образ, а последовательность звуков, ощущений, движений. Заучивание одного варианта делает процесс исполнения произведения неустойчивым и малейшее изменение условий, субъективного состояния выбивает ученика с узкой проторенной дорожки. Он как канатоходец над пропастью «сорвется - не сорвется». Задача педагога научить ребенка находить как можно больше вариантов исполнения произведения: включая эмоциональное состояние, пробуя различную динамику, придуманный ребенком музыкальный образ. Чем больше он будет тренировать свою память на варианты, тем свободней будет чувствовать себя при исполнении этого произведения на сцене. Рациональным и психологически оправданным является изучение произведения небольшими отрывками, которые постепенно соединяются между собой (не забывать, что это неприемлемо для детей 6 лет в связи с их физиологией). Такими отрывками обязательно должны быть законченные музыкальные фразы, предложения (а не строчки), имеющие определенное смысловое и фактурное содержание.

Главным стимулом запоминания произведения, я считаю, прежде всего, интерес ребенка к выбранному произведению, увлеченность красотой музыки, которую он будет исполнять, доступность. Равнодушное, сухое, однообразное исполнение и запоминается с трудом и быстро забывается.

Стоит сказать, что удержание в памяти большого репертуара способствует развитию памяти и ускоряет развитие инструменталиста. Так в Московской консерватории введены на 3 и 5 курсах коллоквиумы, где студенты по требованию комиссии играют произведения, пройденные ими за время обучения.

Часто мы сталкиваемся и с такой проблемой: в классе ученик играет, а на сцене срывается. От чего происходят срывы при выступлении? При заучивании важно заранее промоделировать не только то, как будет сыграно произведение, но и свое состояние при выступлении. Необходимо проверить исполнителя перед концертом обстановкой, близкой к эстрадной. Например, прослушивание соучениками, концерт для родителей и т.д. Известно, что при исполнении произведения (особенно 3-х частной формы) начало и конец запоминаются лучше, а средний раздел несколько хуже. Здесь действует так называемый психологический «эффект края». Необходимо больше внимания уделить средней части. Срывы бывают и при переключении внимания. К примеру, один эпизод выучен хорошо, другой хуже. Внимание может своевременно не подготовиться к необходимости активизации и происходит ошибка. Опасны и места после кульминаций, завершения разделов и т.д. Педагогу необходимо всячески развивать у ученика способность к музыкальному представлению, фантазированию. Один ученик, потеряв текст, беспомощно остановится, а другой – сымпровизирует и пойдет дальше.

Следует учесть, что наибольшую чувствительность память приобретает к вечеру, так как ночью запомненное не забивается другой информацией. Даже ученику, хорошо выучившему произведение наизусть, рекомендуется проигрывать его по нотам, чтобы освежить зрительное впечатление, а также проверить себя и исключить случайные искажения нотного текста. Целесообразно медленное проигрывание пьесы по нотам накануне ее публичного исполнения.

Наша задача, как педагогов, воспитывать в учениках уверенность, что если произведение хорошо выучено и он может исполнить его с любого места, пропеть основные мелодические построения, то опасность провала памяти ему не угрожает. Крепко выученная пьеса позволяет ученику играть с удовольствием, как на экзамене, так и на концерте, а удачный сценический опыт ничем заменить невозможно.

Список литературы:
1. Л. Маккиннон «Игра наизусть».
2. Н.В. Волков «Теория и практика искусства игры на духовых инструментах: Монография».
3. Б.М. Теплов «Психология музыкальных способностей».

Рекомендуем посмотреть:

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н

Похожие статьи:

Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе

Использование индивидуальных психологических особенностей учащихся при обучении игре на флейте | Сольный концерт как одна из форм работы с одаренными детьми в условиях ДШИ
Опубликовано: 1086 дней назад (1 декабря 2021)
Просмотров: 652
Рубрика: Статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!