Из опыта работы преподавателя музыки. Использование индивидуальных психологических особенностей учащихся при обучении игре на флейте
Тема урока: «Художественный образ и его исполнительское воплощение»
Автор: Морозова Ольга Станиславовна, преподаватель по классу флейты.
Описание: Данная работа «Использование индивидуальных психологических особенностей учащихся при обучении игре на флейте», а также урок на тему: «Художественный образ и его исполнительское воплощение» предлагают учитывать при обучении учащихся игре на флейте не только их возрастные особенности, но и индивидуально психологические, т.е. темперамент ребенка. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям.
Цель урока: Раскрытие художественного образа в разучиваемых пьесах. Показ выполнения одной цели и одинаковых задач с 2 ученицами, обладающими разными темпераментами.
Задачи:
1.
Обучающая – закрепить знания об основных музыкальных средствах выразительности (штрихи, динамика, темпы). Самостоятельно определять и точно выявлять средства выразительности, необходимые для воплощения музыкального образа в произведении.
2.
Воспитательная – воспитывать гуманное отношение друг к другу (вежливость, ответственность).
3.
Развивающая – развивать сенсорную сферу (т.е.тонкость и точность исполнения штрихов, динамических оттенков), умение четко формулировать и высказывать свою точку зрения, свою мысль.
Ход занятия
Каждый педагог, если он неравнодушный урокодатель, мечтает достичь вершин педагогического мастерства. Но зададимся вопросом: что ждет учителя, который требует от своих учеников то, чего в них нет? В лучшем случае обучение будет просто неэффективным, в худшем – ученики бросят музыкальную школу.
Каждый из нас единственен и неповторим в своем роде, каждый – индивидуальность. Индивидуальность проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. В ее основе лежат силы, которые пытаются найти в каждом свое индивидуальное неповторимое воплощение. Формированию человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются и полностью раскрываются в процессе воспитания. Основная цель системы обучения и воспитания в музыкальной школе это всячески способствовать развитию сил личности. В воспитании необходимо стремиться к тому, чтобы типичное в человеческом существе стало удобным инструментом, которым ребенок, став взрослым, сумеет воспользоваться, т.е. наша задача (задача педагога) помочь ребенку научиться жить со своим темпераментом, сглаживать его острые углы и использовать достоинства. Условие педагогического успеха – принять человека таким, какой он есть.
Какие же особенности нужно учитывать при обучении игре на инструменте, чтобы достичь хороших результатов?
1. Возрастные особенности.
В детских музыкальных школах игре на флейте обучают детей разного возраста. При обучении детей
младшего школьного возраста часто используют сказки, рассказы и игровые моменты. Именно эти формы помогают младшему школьнику лучше усвоить материал.
Средний возраст – это переходный и самый сложный возраст. Здесь наряду с игрой необходимо усилить акцент на интеллект и сознание нужности и важности дела.
Старший возраст – это период сознательного отношения к делу. И здесь идет разговор педагога и ученика на уровне интеллекта.
2. Особенности темперамента.
«Золотое правило учителя, знакомого с учением о темпераментах, гласит: «Никогда не действуй против темперамента ребенка!» Если идти наперекор этому правилу и пытаться из слона сделать жаворонка, а поросенка превратить в кошку, то окажешься в искривленном мире. Еще хуже жить по законам этого придуманного мира. Но если позволить жирафу быть жирафом, а бегемоту бегемотом, то мир вокруг нас начнет меняться в приятную для нас сторону» (Кайсу Виркунен. Учение о темпераментах).
Первым результатом применения учения о темпераментах на практике будет то, что между учеником и учителем воцарится мир доброжелательства, что есть самое главное для успешного обучения детей.
Темперамент, в переводе с латинского, обозначает «надлежащее соотношение частей, соразмерность». Выделяют два компонента темперамента –
активность и
эмоциональность.
Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а
эмоциональность – характеризует особенности протекания эмоций, чувств, настроений.
Каждый тип темперамента по-своему одарен и по-своему обладает опасностью впасть в крайность. По всему миру можно встретить людей с однобоко развитым темпераментом: буйных холериков или печальных меланхоликов и эти случаи почти болезненного проявления одного из темпераментов свидетельствуют о нарушениях в развитии человека. Но, в чистом виде темпераменты встречаются относительно редко.
В музыкальном исполнительстве успеха могут добиться люди с любым типом высшей нервной деятельности. И хотя в творческой работе музыканта преобладают черты какого-либо одного темперамента, могут наблюдаться также отдельные особенности, свойственные другому типу. Ежедневное планомерное решение схожих исполнительских проблем, постоянное выполнение одних и тех же творческих задач постепенно меняет психику человека, уравновешивает её.
Знакомство, изучение и практическое применение учения о темпераментах уже сегодня открывает новые горизонты для учителей. Особенно это интересно нам – педагогам музыкальных школ, т.к. занятия по специальности в наших классах проходят индивидуально, один на один с учеником, и, есть большая возможность сосредоточиться на каждом ребенке, помочь ему реализовать свои возможности, направить интересы, индивидуальные и личностные качества на решение образовательных задач.
Прочитав и переработав литературу о темпераментах, тесты по выявлению преобладающего типа темперамента, а также опираясь на свой опыт и наблюдения за учениками класса в процессе их обучения, я составила характеристики, типичные для музыкантов того или иного типа темперамента, обозначила круг исполнительских проблем и составила психолого-педагогические рекомендации, помогающие в работе с детьми различных типов нервной системы.
Учитывая, что сегодня на уроке будут присутствовать две ученицы с преобладающими темпераментами – сангвиник и меланхолик, я подробней остановлюсь на этих типах.
Сангвиник – активный, общительный, увлекающийся и легко приспосабливающийся ко всяким трудностям, оптимист. В некоторых случаях эмоциональное начало превалирует над рациональным, приходится сдерживать неуправляемые эмоции. С заданиями справляется легко, быстро устает от однообразия. Работа, требующая быстрой реакции – это для него! Умеет легко переключать внимание. Насколько быстро учит произведения, настолько же быстро остывает, если произведение требует длительной и углубленной художественной работы. На сцене ученики сангвиники проявляют волнение-подъем, который их воодушевляет. Их исполнение яркое и глубокое. Они охотно выступают на публике. Иногда от волнения ускоряют темпы. После удачного исполнения они стремятся со всеми поделиться успехом и даже склонны к хвастовству. После неудачного выступления стремятся обесценить значимость концерта и этим легко утешаются, т.е. с неудачами справляются легко.
Психолого – педагогические рекомендации учителю:
Перед сангвиниками следует непрерывно ставить новые, но по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Самая трудная задача педагога – сохранить интерес ученика к изучаемому произведению, не растерять первоначальную эмоциональную увлеченность и довести работу до художественной завершенности.
В ситуациях, когда ребенок – сангвиник переключается с одной деятельности, потерявшей для него привлекательность, на другую, более для него заманчивую, следует настоять, чтобы начатое ранее дело было закончено. Также обращать внимание на качество, не допускать поверхностного и небрежного выполнения задания. Плохо выполненную работу можно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.
Часто сангвиники, выполняя какую-либо работу, отвлекаются или выполняют ее слишком поспешно. Это приводит к ошибкам, которые можно было бы избежать. Очень важно побуждать таких детей к самоконтролю. По отношению к учащимся-сангвиникам положительное значение имеет твердость в тоне, которым делается замечание.
Меланхолики – нервозные, неуверенные в себе ученики, легко ранимые и обидчивые. Таким ученикам лучше даются небольшие произведения, требующие тонкой отделки и «акварельных красок» в исполнении. Они легко утомляются, медленно адаптируются к непривычным условиям работы и очень чувствительны ко всяким внешним помехам. Склонны к пессимизму. Волнуются задолго до концерта, часто волнуются на уроках, поэтому их исполнение отличается неустойчивостью и даже срывами. При выступлении недостает масштабности исполнения, артистической раскрепощенности, творческой смелости. Учащимся-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость. Их отличает глубокая музыкальность. Детям этого темперамента обычно легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.).
Психолого – педагогические рекомендации учителю:
В учебной работе меланхолики не способны переносить сильное и длительное напряжение, что объясняется быстрым переходом клеток из мозга в состояние охранительного торможения. В обучении ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим (создать спокойную обстановку в классе, ограничить шум) и принцип постепенности. Очень важно суметь расположить такого ребенка к себе, проявить чуткость, внимание, вызвать доверие. В противном случае он будет долго страдать. Нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность и строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку. Хвалить за успехи, решительность, волю. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки – это лишь закрепит их неуверенность в своих силах.
Дети со слабой нервной системой требуют относительно частого отдыха. Успех в работе с меланхоликами предполагает и опору на ценные их качества – чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживаниям, эмпатии.
Общепринято, что развитие эмоциональной, умственной и чувственной сфер важно осуществлять в комплексе, что подразумевает объединение педагогики и психологии в преподавании. Ребенок в центре внимания, поэтому учителю в процессе обучения необходимо опираться на чувства детей, их эмоции и интуицию, активизировать в нужном направлении внимание, мышление, развивать воображение и фантазию. Все это нужно для того, чтобы вызвать у ребенка определенные представления, ассоциации, на основе которых может возникнуть свой (индивидуальный) образ (состояние, настроение, характер). Быстро вводить учащегося в активную работу воображения позволяет применение разнообразных методов (технологий) обучения. Но какими бы достоинствами не обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех детей в значительной степени зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения. Разный подход и разные методы к детям различных темпераментов я и продемонстрирую на сегодняшнем уроке.
Тема урока: «Художественный образ и его исполнительское воплощение»
Основной путь изучения любого произведения: от общего к частному и опять к общему, т.е. от создания музыкально-слухового представления о произведении в целом к детальной отработке технических и исполнительских навыков и затем к 3-му этапу – раскрытию художественного образа. Вот как раз на третьем этапе разучивания произведений мы сейчас и находимся.
Но урок сегодня будет не традиционным, будут присутствовать 2 ученицы одновременно. Бывают в нашей практике случаи, когда ребенок перепутал время, или его раньше отпустили с др.урока или же им просто любопытно послушать игру своего ровесника и я приветствую это желания – на подобных уроках возникает здоровый своеобразный дух соревнования (но не конкуренции). Также нельзя забывать, что обучая ребенка в муз.школе, мы готовим его не только быть ИСПОЛНИТЕЛЕМ, но и внимательным СЛУШАТЕЛЕМ. Учитывая то, что сегодня я хочу продемонстрировать два занятия в сравнении с учетом индивидуальных особенностей, я и решила прибегнуть к коллективной форме урока. Обе девочки – ученицы 2 класса.
Кате – 9 лет,
Кристине – 10 лет. В процессе подготовки к уроку они были протестированы и тесты показали, что по типу темперамента
Катя преимущественно сангвиник. Она умеет выражать свои суждения, выводы, решения. Обладает большой энергией, хочет охватить разные сферы деятельности, имеет творческое начало. У девочки есть тенденция к размышлению. Иногда проявляет нерешительность перед активными действиями. Пока это эмоционально не зрелый ребенок.
Кристина – преимущественно меланхолик. Обладает большим творческим потенциалом. За внешней скованностью скрывается огромный мир с активными действиями, большой эмоциональностью, иногда с агрессией. Трудолюбива. Большое значение придает не только словам, но и интонациям говорящего человека.
Ход урока
Здравствуйте, девочки! Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Сегодня мы построим наше занятие в форме мини-концерта, где у вас будет две роли: артиста и слушателя. Пьесы наши практически готовы: разобран текст, преодолены ритмические и технические трудности. Теперь наша задача добиться выразительности исполнения, т.е. подготовить пьесы к концертному выступлению. Какие средства выразительности вы знаете? Правильно. Нельзя терять ни одного термина, ни одного знака, проставленного композитором, иначе произведение прозвучит менее ярко, менее выразительно. Итак, выбираем роли – кто первым будет артистом, а кто слушателем?
Кристина. Игра. Кто король в гамме До мажор? ДО. А в Ре мажоре? Король – РЕ. (Уточнение понятия тоника).
- Сколько знаков в Си бемоль мажоре?
- Два.
- А ты хорошо подумай. (Учитель не соглашается).
- Да, два, два, – утвердительно отвечает Кристина.
Учитель хвалит: "Молодец, Кристина! Умница! А теперь послушай сказку. В одной стране, имя которой « Си бемоль мажор», жили белые и два черных человечка. Одного звали си-бемоль, другого ми бемоль". Кристина улыбается и говорит: «Я знаю». Предложение учителя – изобразить музыкой сначала ночь в этой стране – сыграть гамму на возможное Р, а затем день – на F. Оговаривается сила напора воздуха при выдохе, расход дыхания при исполнении различных динамических оттенков. В заключение разыгрывания можно исполнить гамму в максимально быстром темпе.
З.Компанеец «Мамина песенка» - работа над фразировкой, дыханием. Домашним заданием было – сочинить слова о маме на выученную мелодию. Например:
(Мама, мамочка, я тебя люблю!
Эту песенку я тебе пою.
Самая красивая, добрая моя
Мама, мама – лучше нет тебя (2 раза))
- Умница, Кристина, очень хорошие слова! Мама самый близкий для нас человек, без мамы не было бы жизни на земле! И ты постаралась все это отразить в своих стихах.
Отдых. Без инструмента пропеваем слова.
На уроке предстоит, опираясь на смысл слов, добиться более продолжительного дыхания, оформить конкретней фразы. До этого дыхание было прерывистым – на каждый такт, фразы короткие. Пропевая слова про себя при исполнении пьесы, Кристина более чутко улавливает движение фразы, выявляет кульминацию.
Р.Шуман «Смелый наездник». Проигрывается произведение.
- Кристина, кто такой наездник?
- Тот, кто ездит верхом. Всадник.
- Композитор назвал своего всадника «смелым», значит, как мы должны играть эту пьесу, чтобы донести до зрителя, задуманный автором образ?
- Громко. Быстро. Отрывисто, как скачет лошадь (F, Vivo, staccato – карточки).
- Правильно. Молодец. А давай представим, что один из компонентов при игре пьесы мы забыли выполнить.
Ученица играет то тихим звуком, то другим штрихом (legato), то в медленном темпе. Все не то. Кристина делает вывод, что ни одно музыкальное средство нельзя упускать. Заключительное проигрывание пьесы значительно отличается от первого – оно более яркое, обдуманное, запоминающееся.
Во время занятия с Кристиной обращалось внимание на взятие ауфтакта. В «Маминой песенке» он спокойный, неторопливый и совершенно противоположный в «Смелом наезднике» – активный, быстрый.
В конце занятия обговорить домашнее задание.
Прошло 20 минут. Урок продолжается с
Катей. Играем гамму До мажор. Целыми, затем, для работы языка, различными ритмическими группировками (дуоли, триоли, квартоли). Чтобы работа не показалась ученице монотонной и скучной прибегаем к образным сравнениям. Представляем девочку, бегущую, подпрыгивающую; старика, поднимающегося по лестнице; даму в длинном платье, танцующую на балу. Разыгрались. Далее ведется работа над пьесой
Ю. Должикова «Аришка». Прослушивается все произведение. Какой характер? Веселый, задорный за счет применения штрихов: стаккато, акцент. Кто такая Аришка? Девочка.
- Катя, на стенде представлены три портрета девочек. Всех их могут звать Ариной. Какой потрет больше подходит к образу девочки, о которой мы играем в пьесе Должикова?
- Мне кажется, что этот (показывает на портрет художника О.Кипренского «Девочка в маковом венке»)
- Правильно. Озорная улыбка, лукавый взгляд. Играй. Катя играет.
- А как бы ты изобразила музыкально эту девочку? (учитель показывает на портрет художника Николая Ярошенко «Девушка-крестьянка»).
Катя играет пьесу, заменяя штрих стаккато на легато, динамика Р. Образ грустный, расстроенный. Глядя на портрет художника Петрова-Водкина «Девочка с книгой», ученица играет пьесу штрихом деташе, не спеша, размеренно. Образ серьезный, вдумчивый.
Делаем вывод, что первый портрет был выбран правильно: характер, настроение пьесы (подвижный темп, динамика F, стаккато) полностью совпадает с художественным воплощением образа.
Закрепляем обобщённые выводы проигрыванием – исполнение становится более ярким, музыкальным.
Далее следует работа над пьесой
Ж.Металлиди «Грустная корова». Проигрывается все произведение и становится понятным, что практически оно выучено – правильный ритм, темп, но именно грустного образа коровы не получается. Девочка не хочет выдерживать штрих легато (на это требуется большой расход дыхания) и не исполняет пьесу на Р (это трудно сделать в диапазоне 2,3 октав), «кричит» ее на F. То есть, столкнувшись с трудностями, ученице (из-за ее темперамента) не хочется их преодолевать. Она играет как ей проще.
- Катя, давай пофантазируем. Отчего корова может грустить?
- Клевер закончился… Телёнок потерялся…
Педагог ставит задачу – добиться задуманного автором образа и просит учащуюся саму проконтролировать свою игру и в конце исполнения прокомментировать, что получилось, а что нет и почему; поставить себе оценку. «Необходимо пробовать играть, стараться, а не просто говорить, что «не получается», 3-й такт тоже сначала не получался, а теперь очень красиво». Параллельно ведется работа над игровым аппаратом. Постоянно поправляется положение правой руки, обращается внимание на атаку звука, приводятся образные сравнения, например: представь, что в пальчиках магнитики и они притягиваются к флейте, а не взлетают вверх.
Итог занятия – сформулировать совместно с ученицей Домашнее задание.
Самоанализ урока
Положительным результатом применения учения о темпераментах на уроках в музыкальной школе является атмосфера доброжелательства и взаимопонимания между учителем и учеником – что есть самое главное для успешного обучения детей. И сегодня на уроке я сохранила ровную психологическую атмосферу, учитывая индивидуальные особенности учениц, используя различные подходы и методы обучения.
Вашему вниманию был представлен урок обобщения и коррекции знаний.
Тема урока: Художественный образ и его исполнительское воплощение.
Цель: Раскрытие художественного образа в разучиваемых пьесах. Показ выполнение одной цели и одинаковых задач с 2 ученицами, обладающими разными темпераментами.
Задачи:
1. Обучающая – закрепить знания об основных музыкальных средствах выразительности (штрихи, динамика, темпы). Самостоятельно определять и точно выявлять средства выразительности, необходимые для воплощения музыкального образа в произведении.
2. Воспитательная – воспитывать гуманное отношение друг к другу (вежливость, ответственность).
3. Развивающая – развивать сенсорную сферу (т.е. тонкость и точность исполнения штрихов, динамических оттенков), умение четко формулировать и высказывать свою точку зрения, свою мысль.
Средства обучения:
1. Инструменты: флейты;
2. Тесты, анкеты;
3. Картины художников, карточки со средствами музыкальной выразительности;
4. Произведения.
Структура урока:
- подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности;
- этап готовности применять знания по образцу и в сходных условиях;
- этап готовности к творческому применению знаний, умений, навыков;
- этап совместного подведения итогов урока, информация о домашнем задании.
Первоочередной задачей урока являлось донести до учениц важность значения выразительных музыкальных средств, понимание того, что невозможно упускать, забывать ни один из терминологических значков, проставленных композитором, чтобы не исказить задуманный музыкальный образ. К решению этой задачи я подходила по разному – с учетом характера каждой из девочек, их способностей.
Предложив самим им решить, кто же будет выступать первым, я, в принципе, знала ответ, так как сталкивалась уже с тем, что меланхоликам трудно ждать своей очереди (волнение и напряжение усиливается в процессе ожидания) и лишний раз убедилась в этом. Ответ Кати «Без разницы» говорит сам за себя. Сангвиники спокойно реагируют на неожиданные ситуации, владеют эмоциями.
Подготовку девочек к учебно-познавательной деятельности я начала с разыгрывания (своеобразной муз.гимнастики). С Кристиной, для того, чтобы привыкнуть к новой ситуации, освоиться – разыгрывались на длинных нотах. Был применен игровой момент, который помог создать эмоциональную разрядку. Девочка успокоилась. Катя, напротив, любит выступать на публике, поэтому на длинных звуках долго не сидели; дабы не допустить однообразия – был применен метод проблемно-модулирующей игры (создание воображаемой ситуации, нахождения музыкальных интонаций). Девочка успешно и с увлечением с ним справилась.
Следующий этап – работа над воплощением художественного образа в пьесах медленного, кантиленного характера.
В работе с такими пьесами Кристина чувствует себя уверенно. Она любит все доброе, ощущает прекрасное. Применение метода декламации (сочинение стихов на музыку) позволило более чутко уловить движение фразы, довести пьесу до муз.завершенности.
С Катей пока образ получился не до конца. Она не любит исполнять легато. Почему? Потому что не получается – необходим большой расход дыхания и надо кропотливо трудиться, а это не для неё. Стараюсь на отработку легато выбирать не арии и колыбельные, а образные пьесы («Грустная корова», «Оливковая веточка»). На них девочка реагирует более положительно. На уроке применила метод самоконтроля. Катя сама должна была проанализировать свою игру, и постараться не допускать небрежности в исполнении, слушая свою игру. Сказать получилось или нет.
В работе с пьесами подвижного, веселого характера Катя, напротив, чувствует себя как рыба в воде. У неё получается. Ей нравится. Здесь я подключила ее фантазию, включила в активную деятельность: попросила передать образы различных характеров девочек, изображенных на худ.картинах, в своих музыкальных интерпретациях. Метод сравнения помог закрепить в сознании девочки правильный образ.
Кристина также любит учить быстрые пьесы, но, учитывая её природные качества (скромность, неуверенность) они получаются не достаточно броскими, яркими. При работе над пьесой «Смелый наездник» был применен метод создания проблемно-поисковой ситуации (заведомо неправильное исполнение музыкальных произведений с последующим нахождением несоответствий замыслу композитора), который прибавил ей уверенности в понимании образа.
В целом работа с Катей проходила в оживленном ритме, постоянно менялись задания, что помогло предупредить переутомление, поддержать интерес к изучаемым произведениям.
Работа с Кристиной проводилась, не повышая голоса, каждое задание, выполненное с успехом, словесно поощрялось. Для этой девочки особенно необходимо создание ситуации успеха – т.е.поддерживать её стремление выразительно передавать художественные образы, давать положительную оценку деятельности с целью придания уверенности в преодолении трудностей. Работа с ней строилась по принципу доступности, постепенности.
По отношению друг к другу девочки были взаимно вежливы, внимательны. Заметен был интерес каждой из них к процессу работы и достижению цели своим соучеником.
Считаю, что изучаемый материал соответствует уровню развития учащихся, соответствует программе обучения. Учебное время использовала эффективно. Результат урока можно оценить как положительный. Тему удалось раскрыть полностью.
Вывод: применение различных методов обучения в зависимости от темпераментов учениц, позволило в полной мере достичь поставленной цели урока. Добиться осмысленного, яркого, образного исполнения произведений. Продолжать и в дальнейшей работе учитывать индивидуальные особенности детей для более продуктивного результата педагогической деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении пению
Конспект открытого занятия вокального кружка в 1 классе
Конспект урока в ДШИ: Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения в классе балалайки
Конспект урока по предмету музыкальный инструмент на тему: Разнообразие исполнительского материала н
Похожие статьи:
Сценарий выпускного вечера в музыкальной школе