Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дыхательные тренажеры в работе над исполнительским аппаратом флейтиста

Опыт преподавателя по классу флейты. Учение с увлечением: использование дыхательных тренажеров в работе над исполнительским аппаратом флейтиста.
Автор: Морозова Ольга Станиславовна.
Описание: В данной работе рассказывается, как с легкостью и интересом усваиваются ребенком основные элементы исполнительской постановки с помощью дыхательных тренажеров. Материал будет полезен преподавателям по духовым дисциплинам и вокалистам.

Дети поступают в музыкальную школу, чтобы научиться играть на инструменте. Но, мало научиться играть, необходимо, чтобы игра на инструменте нравилась, как исполнителю, так и слушателю в зале. Любой инструмент приятно слушать, когда он красиво звучит! А что отвечает за красивое звучание инструмента? В первую очередь, за красивое звучание инструмента отвечает правильная исполнительская постановка, или, правильный «исполнительский аппарат».
Что мы подразумеваем под термином «исполнительский аппарат» флейтиста?
Это положение корпуса (как мы стоим), дыхание (как дуем) и постановка губ, амбушюр (как мы извлекаем звук).
О постановке при игре на духовом инструменте мы (педагоги) начинаем рассказывать уже с первых занятий по специальности, и, следим за ней на протяжении всего периода обучения, вплоть до выпускного класса. А кто контролирует моменты постановки при домашних занятиях ребенка? Это очень важный вопрос, так как дома ребенок сам становится для себя учителем. Только ОН (не мама, не папа), должен контролировать себя, применяя знания, полученные в школе. Поэтому задача педагога объяснить учащимся, донести до них, насколько важна правильная постановка для звучания инструмента, для его технических возможностей, для исполнительского дыхания. Если ученик будет все время задумываться ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ он делает, то постепенно сам, избегая ошибок, придет к правильной постановке.
С первых уроков ученик, поступивший на духовой инструмент, попадает в не совсем обычные для себя условия. Для начала ему необходимо переключиться с привычного для него дыхания носом на дыхание через рот (вдох и выдох), т.к. инструмент, для извлечения звука, мы прикладываем не к носу, а к губам. Далее, для полноценного, насыщенного выдоха, вдох надо учиться опускать в нижний отдел легких (для детей понятней термин «в живот»), а не довольствоваться только верхним отделом (грудной клеткой), как это происходит при обычном носовом дыхании. Плюс ко всем дыхательным моментам требуется держать руками на весу большую поперечную флейту, длина которой составляет 68 см, а масса - около 0,5 кг. При этом обязательным условием в работе над исполнительским аппаратом считается максимальная свобода в движениях, отсутствие зажатости и напряжения.
Наш современник, швейцарский флейтист Петер-Лукас Граф, писал: «Флейта – это только одна из частей Вашего инструмента. Когда Вы играете на флейте, Ваше тело также участвует в этом (дыхательные органы, губы, язык, руки). Т.е. он называет «музыкальным инструментом» не одну флейту, а флейту совместно с нашим телом. Мы с ней должны быть единым целым. Таким образом, задача педагога каждый урок, «капля по капле» добиваться естественной свободы, устойчивости в исполнительском аппарате, чтобы ребенок при игре на флейте чувствовал себя удобно и комфортно.
У меня большой педагогический опыт и отработанная методика работы над исполнительским аппаратом флейтиста. Но, как сказал ученый и мыслитель Али Апшерони: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Мастер-классы педагогов, музыкальные сайты познакомили меня с новыми флейтовыми аксессуарами, которые я стала применять в своей работе в этом учебном году – это коврик-пазл и дыхательные тренажеры. С их помощью определенные постановочные задачи усваиваются детьми с легкостью и интересом. Ребенку мало сказать «на словах», новую информацию для себя он лучше усвоит и запомнит, если при объяснении будет использован наглядный материал или доступные, понятные для ребенка ассоциации.
1. Работа над постановкой корпуса включает в себя прямую осанку, определенное положение рук и ног. Для ровной осанки я советую стоять у стены, прислонившись к ней плотно спиной, затылком и пятками. Сутулость мешает правильному дыханию и приводит к зажатию. Также использую упражнение «стояние с флейтой» (желательно перед зеркалом), когда ученик старается замереть и удержать правильное положение рук, не извлекая при этом звука, определенный промежуток времени. Начинать осваивать упражнения можно с 1 минуты, постепенно увеличивая временной промежуток. А мои слова о правильной постановке ног, что левая нога стоит чуть впереди, вес тела распределяется равномерно на обе ноги и спина прямая, теперь помогает закрепить коврик-пазл. Ребенок, собрав его, сам подсказывает, что левая нога «смотрит» на цифру 12, а правая на 2.


2. Работа над исполнительским дыханием - процесс долгий и кропотливый. При объяснении, как брать правильный вдох, используется такое понятие - «открытая гортань» (освобождение мышц горла). Гортань в обычной жизни открывается у нас, когда мы зеваем или когда медленно, носом, вдыхаем аромат любимого цветка. При вдохе носом ощущения для ребенка более понятные. Поэтому просим его медленно вдохнуть воздух носом («понюхать цветок»), не поднимая плеч. Лучше, если корпус при вдохе будет значительно наклонён вперёд. Именно в таком состоянии легко ощутить, как воздух заполняет постепенно сначала нижние, а затем верхние отделы лёгких. Хорошо усвоив это ощущение, ребёнок сохранит его и при прямом положении корпуса и захватывая воздух ртом, как нам необходимо для игры на инструменте.
Выдох до этого года мы отрабатывали на упражнении «прикрепи листок». Тонкий бумажный листочек прикладывали к стене и, активно выдыхая, струей воздуха удерживали его у стены как можно дольше. Теперь равномерный и активный выдох нам помогает тренировать игрушка-тренажер «Воздушный шарик». Дуть поверхностно не получится, тогда шарик не поднимется, когда ребенок будет дуть активно, сильно, с опорой - заработают правильные мышцы и шарик подлетит высоко вверх.

Ребята пробуют удерживать дыханием шарик в воздухе на 4-5 счета, играют в игру «Кто дольше?»
3. После освоения постановки корпуса и основ дыхания переходим к постановке амбушюра. Правильная постановка губного аппарата - это умение мышц принимать соответствующее положение при извлечении звуков определенной высоты, удерживать его при интонационных изменениях, при различных динамических оттенках и т.д. Для развития и укрепления губных и лицевых мышц, особенно на первом этапе рекомендуется использовать специальную гимнастику.
- «Влево-вправо». Собранные губы тянем то к левому уху, то к правому;
- «Собрать-растянуть». Чередуется максимальное растяжение губ и их максимальное собирание к центру;
- «Рисуем букву «О». Губы делают вращательные движения по часовой стрелке и против нее;
Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту. Сформировать такое отверстие помогает соломка-тренажер. Сначала ученик дует на руку через соломку, а затем с теми же ощущениями без нее.
Далее переходим к работе над нижней челюстью, которая регулирует направление струи воздуха. Владея техникой челюсти, выравниваются все регистры по интонации. Диапазон флейты включает в себя 3 октавы и для ребят большую трудность вызывает озвучивание низкого регистра (от «до» до «ми» первой октавы) и высокого регистра (от «фа» третьей октавы и выше). Средний регистр флейты более удобен, наиболее употребителен в пьесах и дети в нем быстрее осваиваются. Чтобы легко извлекались звуки в низком и высоком регистрах необходимо хорошо владеть нижней (подвижной) челюстью.
С тренажером «Pnemo Pro» ребенку становится наглядно понятно – как правильно управлять челюстью при игре на флейте в разных октавах.

Правила работы с тренажером:
- нижние ноты 1-ой октавы – самый нижний вентилятор (1)
- 1-2 октавы – второй вентилятор снизу (2)
- 2-3 октавы – третий вентилятор (3)
- самые высокие звуки 3-4 октав – верхний вентилятор (4).
Рассказывая о новинках, применяемых мною для работы над постановкой юных флейтистов, я обращаюсь к педагогам-коллегам. Мы не имеем права стоять на месте. Всё новое (методы, технологии), что помогает развитию ребенка, необходимо узнавать и применять в своей педагогической деятельности!

Интернет-ресурсы:
1. Музыкальный сайт MyFlute
2. Онлайн-магазин ShopMyFlute

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий
Эссе преподавателя музыкальной школы | Использование индивидуальных психологических особенностей учащихся при обучении игре на флейте
Опубликовано: 2792 дня назад (1 мая 2017)
Просмотров: 7580
+8
Голосов: 8
Мира Симеунович # 1 мая 2017 в 21:21 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна. С интересом прочитала Вашу новую публикацию. Видно, что Вы со вниманием подходите к каждой детали своей работы, начиная с инноваций в современной технике, до внимания и любви к своим ученикам. Молодец! Вы прекрасно объяснили значение положения корпуса, правильного дыхания и постановки губ для правильной игры на флейте.
Я согласна с Вами, что современному педагогу необходимо постоянно учиться, объяснять ученикам на их современном языке, языке новых технологий. Это потому, что сегодня все мы «быстро» живём, детям надо учиться быстрее и легче, а нам надо постоянно совершенствоваться. Благодаря замечательному педагогу – Вам, у детей есть возможность пользоваться новинками, с которыми учение с увлечением становится возможным. Примите мой голос! Желаю успехов!
Ольга Станиславовна Морозова # 2 мая 2017 в 09:40 +1
Спасибо большое, Мира, за такой развернутый комментарий.
Тамара Борисовна Вершинина # 2 мая 2017 в 08:34 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Очень интересные факты я узнала из вашей статьи! Хочу взять себе в копилку и переслать её младшей дочери. Она мечтает отдать внучку на флейту.Да, ваш инструмент отличается от фортепиано, и подход к обучению будет совсем другим. Хорошо, что вы ясно представляете себе весь путь по усвоению знаний и умений игры на флейте. Ваша статья поможет молодым педагогам. Поздравляю вас с замечательной работой. Примите мой голос.
Ольга Станиславовна Морозова # 2 мая 2017 в 09:41 +1
Спасибо, Тамара Борисовна, за комментарий! Мне интересно Ваше мнение.
Ирина Николаевна Ступченко # 6 мая 2017 в 11:59 +1
Интересная публикация. Профессиональная. Полное объяснение правильной игры и индивидуальный подход к обучению игры на флейте - это здорово! Примите голос!
Ольга Станиславовна Морозова # 9 мая 2017 в 13:31 0
Спасибо, Ирина Николаевна, за комментарий и Ваш голос!
Любовь Владимировна Лычангина # 8 мая 2017 в 06:39 +2
Здравствуйте, уважаемая Ольга Станиславовна! Спасибо за приглашение на публикацию "Опыт преподавателя по классу флейты "Учение с увлечением": использование дыхательных тренажеров в работе над исполнительским аппаратом флейтиста"
На мой взгляд, материал бесценен для специалистов Вашего профиля.
Примите и мой дружеский голос в поддержку!
Ольга Станиславовна Морозова # 9 мая 2017 в 13:31 0
Спасибо большое за комментарий и голос!
Наталия Владимировна Пуханова # 13 мая 2017 в 20:41 +1
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! С интересом прочитала Вашу публикацию.Интересно, познавательно и полезно. Примите голос. Творческих Вам успехов!
Ирина Владимировна Глебова # 14 мая 2017 в 20:22 +1
Ольга Станиславовна, здравствуйте!
Прекрасное представление Вашего опыта вдохновит педагогов на поиски новых методов развития
потенциала детей или, как минимум, на применение увлекательных игровых методов, "открытых" Вами.
Обязательный голос! Новых Вам успехов))).
Благодарю за приглашение smile
Руслан # 18 мая 2018 в 19:15 0
Здравствуйте, а где можно купить такой коврик - пазл со стрелками?
Екатерина # 8 августа 2021 в 23:27 0
Здравствуйте Ольга Станиславовна Морозова, я прочитала Вашу очень интересную статью, и хочу спросить, где можно преобрести такой коврик пазл? Спасибо.
Татьяна # 22 декабря 2022 в 09:40 0
Добрый день, Ольга Станиславовна. Очень интересные наработки. Подскажите пожалуйста, где можно приобрести тренажёры «Pnemo Pro» и для интенсивного выдоха с шариком.