Опыт преподавателя по классу флейты. Учение с увлечением: использование дыхательных тренажеров в работе над исполнительским аппаратом флейтиста.
Автор: Морозова Ольга Станиславовна.
Описание: В данной работе рассказывается, как с легкостью и интересом усваиваются ребенком основные элементы исполнительской постановки с помощью дыхательных тренажеров. Материал будет полезен преподавателям по духовым дисциплинам и вокалистам.
Дети поступают в музыкальную школу, чтобы научиться играть на инструменте. Но, мало научиться играть, необходимо, чтобы игра на инструменте нравилась, как исполнителю, так и слушателю в зале. Любой инструмент приятно слушать, когда он красиво звучит! А что отвечает за красивое звучание инструмента? В первую очередь, за красивое звучание инструмента отвечает правильная исполнительская постановка, или, правильный «исполнительский аппарат».
Что мы подразумеваем под термином «исполнительский аппарат» флейтиста?
Это положение корпуса (как мы стоим), дыхание (как дуем) и постановка губ, амбушюр (как мы извлекаем звук).
О постановке при игре на духовом инструменте мы (педагоги) начинаем рассказывать уже с первых занятий по специальности, и, следим за ней на протяжении всего периода обучения, вплоть до выпускного класса. А кто контролирует моменты постановки при домашних занятиях ребенка? Это очень важный вопрос, так как дома ребенок сам становится для себя учителем. Только ОН (не мама, не папа), должен контролировать себя, применяя знания, полученные в школе. Поэтому задача педагога объяснить учащимся, донести до них, насколько важна правильная постановка для звучания инструмента, для его технических возможностей, для исполнительского дыхания. Если ученик будет все время задумываться ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ он делает, то постепенно сам, избегая ошибок, придет к правильной постановке.
С первых уроков ученик, поступивший на духовой инструмент, попадает в не совсем обычные для себя условия. Для начала ему необходимо переключиться с привычного для него дыхания носом на дыхание через рот (вдох и выдох), т.к. инструмент, для извлечения звука, мы прикладываем не к носу, а к губам. Далее, для полноценного, насыщенного выдоха, вдох надо учиться опускать в нижний отдел легких (для детей понятней термин «в живот»), а не довольствоваться только верхним отделом (грудной клеткой), как это происходит при обычном носовом дыхании. Плюс ко всем дыхательным моментам требуется держать руками на весу большую поперечную флейту, длина которой составляет 68 см, а масса - около 0,5 кг. При этом обязательным условием в работе над исполнительским аппаратом считается максимальная свобода в движениях, отсутствие зажатости и напряжения.
Наш современник, швейцарский флейтист Петер-Лукас Граф, писал: «Флейта – это только одна из частей Вашего инструмента. Когда Вы играете на флейте, Ваше тело также участвует в этом (дыхательные органы, губы, язык, руки). Т.е. он называет «музыкальным инструментом» не одну флейту, а флейту совместно с нашим телом. Мы с ней должны быть единым целым. Таким образом, задача педагога каждый урок, «капля по капле» добиваться естественной свободы, устойчивости в исполнительском аппарате, чтобы ребенок при игре на флейте чувствовал себя удобно и комфортно.
У меня большой педагогический опыт и отработанная методика работы над исполнительским аппаратом флейтиста. Но, как сказал ученый и мыслитель Али Апшерони: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Мастер-классы педагогов, музыкальные сайты познакомили меня с новыми флейтовыми аксессуарами, которые я стала применять в своей работе в этом учебном году – это коврик-пазл и дыхательные тренажеры. С их помощью определенные постановочные задачи усваиваются детьми с легкостью и интересом. Ребенку мало сказать «на словах», новую информацию для себя он лучше усвоит и запомнит, если при объяснении будет использован наглядный материал или доступные, понятные для ребенка ассоциации.
1. Работа над
постановкой корпуса включает в себя прямую осанку, определенное положение рук и ног. Для ровной осанки я советую стоять у стены, прислонившись к ней плотно спиной, затылком и пятками. Сутулость мешает правильному дыханию и приводит к зажатию. Также использую упражнение «стояние с флейтой» (желательно перед зеркалом), когда ученик старается замереть и удержать правильное положение рук, не извлекая при этом звука, определенный промежуток времени. Начинать осваивать упражнения можно с 1 минуты, постепенно увеличивая временной промежуток. А мои слова о правильной постановке ног, что левая нога стоит чуть впереди, вес тела распределяется равномерно на обе ноги и спина прямая, теперь помогает закрепить коврик-пазл. Ребенок, собрав его, сам подсказывает, что левая нога «смотрит» на цифру 12, а правая на 2.
2. Работа над
исполнительским дыханием - процесс долгий и кропотливый. При объяснении, как брать правильный вдох, используется такое понятие - «открытая гортань» (освобождение мышц горла). Гортань в обычной жизни открывается у нас, когда мы зеваем или когда медленно, носом, вдыхаем аромат любимого цветка. При вдохе носом ощущения для ребенка более понятные. Поэтому просим его медленно вдохнуть воздух носом («понюхать цветок»), не поднимая плеч. Лучше, если корпус при вдохе будет значительно наклонён вперёд. Именно в таком состоянии легко ощутить, как воздух заполняет постепенно сначала нижние, а затем верхние отделы лёгких. Хорошо усвоив это ощущение, ребёнок сохранит его и при прямом положении корпуса и захватывая воздух ртом, как нам необходимо для игры на инструменте.
Выдох до этого года мы отрабатывали на упражнении «прикрепи листок». Тонкий бумажный листочек прикладывали к стене и, активно выдыхая, струей воздуха удерживали его у стены как можно дольше. Теперь равномерный и активный выдох нам помогает тренировать игрушка-тренажер «Воздушный шарик». Дуть поверхностно не получится, тогда шарик не поднимется, когда ребенок будет дуть активно, сильно, с опорой - заработают правильные мышцы и шарик подлетит высоко вверх.
Ребята пробуют удерживать дыханием шарик в воздухе на 4-5 счета, играют в игру «Кто дольше?»
3. После освоения постановки корпуса и основ дыхания переходим к постановке амбушюра. Правильная
постановка губного аппарата - это умение мышц принимать соответствующее положение при извлечении звуков определенной высоты, удерживать его при интонационных изменениях, при различных динамических оттенках и т.д. Для развития и укрепления губных и лицевых мышц, особенно на первом этапе рекомендуется использовать специальную гимнастику.
- «Влево-вправо». Собранные губы тянем то к левому уху, то к правому;
- «Собрать-растянуть». Чередуется максимальное растяжение губ и их максимальное собирание к центру;
- «Рисуем букву «О». Губы делают вращательные движения по часовой стрелке и против нее;
Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту. Сформировать такое отверстие помогает соломка-тренажер. Сначала ученик дует на руку через соломку, а затем с теми же ощущениями без нее.
Далее переходим к работе над нижней челюстью, которая регулирует направление струи воздуха. Владея техникой челюсти, выравниваются все регистры по интонации. Диапазон флейты включает в себя 3 октавы и для ребят большую трудность вызывает озвучивание низкого регистра (от «до» до «ми» первой октавы) и высокого регистра (от «фа» третьей октавы и выше). Средний регистр флейты более удобен, наиболее употребителен в пьесах и дети в нем быстрее осваиваются. Чтобы легко извлекались звуки в низком и высоком регистрах необходимо хорошо владеть нижней (подвижной) челюстью.
С тренажером «Pnemo Pro» ребенку становится наглядно понятно – как правильно управлять челюстью при игре на флейте в разных октавах.
Правила работы с тренажером:
- нижние ноты 1-ой октавы – самый нижний вентилятор (1)
- 1-2 октавы – второй вентилятор снизу (2)
- 2-3 октавы – третий вентилятор (3)
- самые высокие звуки 3-4 октав – верхний вентилятор (4).
Рассказывая о новинках, применяемых мною для работы над постановкой юных флейтистов, я обращаюсь к педагогам-коллегам. Мы не имеем права стоять на месте. Всё новое (методы, технологии), что помогает развитию ребенка, необходимо узнавать и применять в своей педагогической деятельности!
Интернет-ресурсы:
1. Музыкальный сайт MyFlute
2. Онлайн-магазин ShopMyFlute
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста
Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении
Развитие навыков игры на виолончели у детей
Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий