Эссе преподавателя по классу флейты "Успех ученика - это радость учителя".
Автор: Ольга Станиславовна Морозова.
Описание: Рассуждение преподавателя о том, что такое «ситуация успеха» в учебной деятельности школьников и как создать педагогически оправданные «ситуации успеха», способствующие развитию творческой личности. Данный материал может пригодиться преподавателям дополнительного образования детей, учителям и родителям.
«В учебном процессе много движущих сил.
Самая могущественная – надежда на успех.
Убери ее – и усилия человека теряют смысл».
А.С. Белкин
На своих лекциях по педагогике, преподаватель, доктор педагогических наук Август Соломонович Белкин, делился с нами, студентам Уральского государственного педагогического университета, своим опытом, своими идеями, которым следует в профессиональной деятельности: «Если ребенка лишить ожидания завтрашней радости, если его лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не помогут никакие воспитательные ухищрения».
«Радость в любом виде труда школьника - от сознания достигнутого. Особенно в учебе, которая была и остается главным видом его деятельности. Радость сама по себе не возникает. Она зависит от успеха, который окрыляет человека. А ребенка особенно. Можно смело утверждать, что когда ребенок впервые скажет себе: «Ай да я, молодец!» - свершится самый нужный педагогический акт, в котором творец - ребенок, а вдохновитель и организатор - Учитель».
Все эти истины мне понятны и близки. Из своего опыта работы я уяснила, что в идеальном варианте радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Ожидание радости - это источник движения вперед. Нет ожидания - нет и творческой личности.
Главный смысл моей педагогической деятельности состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы, как самой главной линии ожиданий ребенка. Успех в учении - это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Предполагая создавать ситуации успеха для учеников своего класса, необходимо в первую очередь начать с себя и ответить на вопрос: успешна ли я сама? Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Если продолжить мысль, можно сказать и так: «Успех школьнику может создать тот учитель, который сам переживает радость успеха».
Я считаю себя успешной - я с радостью иду на работу. Позитивно отношусь к жизни, стараюсь находить в себе лучшие, благородные чувства и передавать их своим воспитанникам, побуждать их к самосовершенствованию.
Чтобы увлечь ребенка занятиями музыкой, необходимо самой быть увлеченной, творческой личностью. Помимо видео и аудио записей, которые мы показываем и даем слушать ребятам для развития их творческого потенциала, желательно, чтобы учащиеся видели, прежде всего, своего педагога играющего и выступающего на концертных площадках, увлеченного музыкой, своим инструментом.
Мое мнение, что отношения учитель - ученик следует рассматривать как отношения: Личность (учитель) - Личность (ученик).
Какой бы пост ни занимал человек, какими бы правами и обязанностями он ни обладал, если он видит в окружающих только исполнителей его воли, только безликих «винтиков», то он никогда не достигнет тех высот в своих делах, которые сопряжены с творчеством, с высокими движениями души.
Если же в окружающих Личность (учитель) видит Личности (учеников), признавая их неповторимость, уважая их мысли, чувства, право на свободу выбора, он признает тем самым их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.
Но разговоры о том, чтобы учитель понимал ученика, всего лишь половина «правды». Это односторонняя эмоциональная связь (я тебя слышу, а ты меня нет!). Нужна и обратная связь, чтобы ученик понимал состояние учителя. Ни в коем случае не скупиться на выражение своих эмоций по отношению к воспитанникам. Выслушать ученика в доверительном разговоре, вспомнить случай из своей жизни, пошутить - все это должно быть естественным. Если существует односторонний эмоциональный контакт, то это начало индивидуального подхода к ребенку, а двусторонний контакт – это уже подход личностный. Если выразиться образно, то индивидуальный подход в воспитании - это тонкий инструмент, который может (и должен!) держать в руках каждый воспитатель, а личностный - умение на нем играть, причем так, чтобы в ответ зазвучала и душа ребенка. Главный инструмент личностного подхода: способность внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди всех других единственных и неповторимых.
Возможно ли работать с детьми без доброго сердца? Ведь это все равно, что выходить на оперную сцену петь без голоса... Тут каждый педагог решает для себя сам – как ему работать. Нужно ли ждать пока у нас в душе сложится доброе отношение к ребенку, который, на первый взгляд, не очень-то привлекателен: непослушен, неисполнителен... Как внушить ему, что именно он самый-самый? Значит, надо сменить установку на этого ученика! Не надо вписывать нестандартных детей в устоявшиеся стандартные представления. Нельзя допускать, что бы ребенок начинал раздражать! Необходимо создать оптимистическую установку на ребенка, «забыть» о его недостатках, видеть только его перспективные линии развития.
Совсем не обязательно, чтобы ребенок, однажды пришедший в музыкальную школу, стал профессиональным музыкантом. Но очень важно, чтобы однажды он почувствовал себя счастливым!
Моё педагогическое кредо - «Ребенок должен учиться на успехе!»
В правильности данного высказывания я убеждаюсь каждый день, что и помогло мне определить ряд педагогических принципов для создания ситуации успеха учащимся моего класса:
-
«Все дети талантливы!»
Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
-
«Ребенок хорош, плох его поступок!»
Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству.
-
«В каждом ребенке - чудо, ожидай его!»
Предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в деятельности.
-
«Учиться победно!»
Создавать каждому ребенку на каждом уроке ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности; предоставлять максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности.
Я счастлива от понимания того, что педагогические идеи моего учителя дарить ребенку радость познания, воспитывать его на успехе, стали мне близки и понятны. Что афоризм «Отдавая другим, ты сам делаешься богаче» - является для меня справедливым и верным. Счастлива от того, что смысл своей деятельности вижу не только в конечном результате, но и в процессе его достижения, а такое возможно лишь при желании и старании образовываться, развиваться, совершенствоваться... «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться и стараться обладать великой силой каждого учителя - владеть сердцами своих учеников.
Завтра новый школьный день. Завтра снова ко мне на уроки придут как любимые малыши, только начинающие свои первые шаги в Мире Музыки, так и ставшие родными выпускники, с которыми уже много пройдено и много пережито. Но все они независимо от возраста и класса ждут от меня Веры в свои способности, Поддержки и Понимания. И я помогу им! Вместе у нас все получится!
Рекомендуем посмотреть:
Эссе руководителя школьного кукольного театра
Эссе педагога «Я свято верю в жизнь иную»
Эссе педагога дополнительного образования
Мое педагогическое кредо учителя музыки