Опыт преподавателя по классу флейты. Развитие интереса учащихся класса флейты к музыкально-исполнительской деятельности в процессе проведения мультконцерта в детской школе искусств.
Автор: Морозова Ольга Станиславовна, преподаватель по классу флейты.
Описание: Данная работа представляет собой реализацию основных этапов работы преподавателя по развитию интереса учащихся класса флейты к музыкально-исполнительской деятельности в процессе организации такой инновационной формы работы как мультконцерт. В основу легла интересная и увлекательная идея - озвучивание мультипликационных фильмов. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям.
Цель: Развитие интереса учащихся класса флейты к музыкально-исполнительской деятельности в условиях детской школы искусств.
Задачи:
1. Совершенствовать процесс обучения сольному и ансамблевому исполнительскому мастерству.
2. Научить способам интегрирования музыкального материала с фрагментом мультфильма.
3. Познакомить учащихся с компьютерной программой Windows Movie Maker для создания видеофайла.
4. Воспитывать патриотические чувства на примере отечественных мультипликационных фильмов, которые формируют такие качества, как любовь к Родине, доброту, дружбу, взаимовыручку.
5. Формировать у учащихся положительное отношение к публичным выступлениям, развивать артистические способности.
Поступая в детскую школу искусств, дети проявляют большой интерес к музыкальному исполнительству и с удовольствием включаются в процесс обучения. Сохранение и дальнейшее формирование уже имеющегося на момент поступления в школу интереса является актуальной задачей музыкальной педагогики. Являясь средством обучения, интерес позволяет лучше воспринимать материал, актуализирует наиболее важные элементы знаний и содействует успешному приобретению умений и навыков. Определяя для себя важность сохранения интереса детей к музыкальному исполнительству, я столкнулась с проблемой снижения интереса к учебной деятельности у некоторых обучающихся в средних и старших классах. Необходимым в своей педагогической практике считаю разрешение таких вопросов. Как сохранить познавательный интерес на весь период обучения в музыкальной школе? Какие применять новые формы учебной деятельности, чтобы после занятий ребенку хотелось бежать домой и добиваться всего того, что еще не получилось на уроке?
Интерес в педагогике всегда рассматривался как важное средство воспитания и обучения. К.Д.Ушинский даёт такое определение интересу: «Интерес является не только средством успешного обучения, это и важный стимул нравственного воспитания». Г.И. Щукина отмечает, что интерес - это важнейший побудитель активности личности, ее познавательной деятельности, прокладывающий дорогу новым возможностям ученика в его развитии, открывающий для него новые перспективы познания.
Природа наделила детей возможностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача преподавателя - развивать творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся музыкальной деятельности, организовывать образовательный процесс так, что бы желание учиться в музыкальной школе со временем не пропадало, а постоянно развивалось. В современном музыкальном образовании встает вопрос о поиске преподавателями новых форм организации учебного процесса, при которых развитие творческого потенциала происходило бы в доступной и интересной для учащихся музыкальной деятельности.
На мой взгляд, чтобы повысить познавательный интерес, развить его, необходимо превратить ребенка из пассивного слушателя и безропотного исполнителя в активного участника творческого процесса. Одним из условий заинтересованного отношения к музыкально исполнительской деятельности в классе флейты является формирование у учащихся положительного отношения к публичным выступлениям. Уже в начальный период обучения необходимо целенаправленно и последовательно прививать любовь к сцене, развивать артистические способности. Удачное выступление ученика на сцене – это всегда огромный стимул для его дальнейших интенсивных занятий музыкой.
В классе флейты ежегодно проводится такая форма музыкально-исполнительской деятельности, как КОНЦЕРТ КЛАССА (новогодний концерт, родительское собрание с концертом). Обязательным условием данных мероприятий является участие всех учащихся класса. Каждому ребенку, независимо от его музыкальных способностей, необходимо дать возможность почувствовать себя успешным, уверенным, испытать как можно больше положительные эмоции от выступления на сцене и подарить эти эмоции зрителю.
Один из таких концертов в классе флейты прошел в форме мультконцерта. В основу легла интересная и увлекательная идея - озвучивание мультфильмов. Идея была не случайной. Работая в классе над характером, образом музыкальных произведения, мы обращаемся именно к персонажам мультипликационных фильмов, которые наиболее близки и понятны детям. А когда ребенку понятно, о чем пьеса - он и исполнит ее музыкально, и преодолеет любое технически сложное место.
«Мультконцерт» - это такая форма организации музыкально-исполнительской деятельности, в которой происходит соединение двух видов искусств: музыки и мультипликации. Задача «Мультконцерта» изначально заключалась в возможности помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, научить их преодолевать сценическое волнение и неуверенность в себе. Акцент в выборе репертуара и составлении программы делался на ансамблевые номера. Коллективные выступления вызывают большой интерес у ребят любого возраста, дают возможность играть на сцене учащимся с различными музыкальными данными и делают их более уверенными в своих силах. Имея возможность испытать радость успешного выступления в ансамбле, получив удовлетворение от совместной творческой деятельности, учащиеся более комфортно начинают чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста, уменьшается их эстрадное волнение в дальнейшей концертной деятельности.
При формировании ансамблевых номеров учитывался технический уровень подготовленности и, конечно, пожелания учащихся. Концертные номера состояли из дуэтов, трио, квартетов. Дети выступали с одноклассниками, с учащимися старших классов, а также с ребятами других отделений – гитара, виолончель, вокал. В каждом концертном выступлении учащимся предстояло решать новые интересные задачи: организованный выход, красивый дружный поклон, артистичное поведение, чувство ответственности за качество исполнения, как собственного, так и других участников маленького коллектива.
Трудоемким, но увлекательным и интересным для ребят, оказался процесс подбора мультипликационных сюжетов к выученным пьесам. К одним пьесам подобрать сюжет не составило большого труда, нужный мультфильм определялся уже по названию пьесы: «Шествие синьора Помидора» К.Хачатуряна – мультипликационный фильм «Чиполлино»; пьеса Л.Резетдинова «Бармалей и больные обезьянки» - мультфильм «Доктор Айболит». А вот над некоторыми пьесами пришлось подумать и поразмышлять. Например: к пьесе А.Экимян «Шире круг», погрузившись с головой в мир мультипликации, мы пересмотрели множество танцев, плясок, но, необходимую нам по динамике развития, по темпу, рождественскую пляску с хороводами, нашли лишь в экранизации знаменитой повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1951 года выпуска. Выбрав нужный эпизод, ребята, увлекшись, просматривали весь мультфильм от начала до конца. И, несомненно, обогащали свой духовный мир, расширяли кругозор.
Смысловая сущность музыкального произведения, тот образ, который дети представляли себе, поработав только с нотным материалом, после просмотра мультфильмов приобретал для них новые краски, рисовался более наглядно, исходя из действующего сюжета мультипликационного фильма. Теперь при исполнении пьес учащимися в музыкальных образах слышалось больше оттенков радости, бодрости, грусти, тревоги, любви. Явно угадывалось, как герои пьес – Петрушка, Три поросенка задорно танцуют и веселятся, а мама Коза из мюзикла «Волк и семеро козлят» очень встревожена тем, что ее козлята могут открыть дверь злому волку.
Определившись с мультфильмом, мы выбирали из него фрагмент, наиболее подходящий к образу и характеру пьесы. Далее, для совпадения по времени с музыкальной пьесой, рассчитывали продолжительность выбранного фрагмента. Следующим шагом было использование программы Movie Maker, с помощью которой был создан видеофайл, соединивший между собой все выбранные нами мультипликационные фрагменты. Теперь, благодаря единому видеофайлу, дети имели возможность на репетициях совмещать свою игру на инструменте с действующим сюжетом мультфильма. Использование в нашей работе процесса интегрирования (объединения в единое целое музыкального материала с фрагментом мультфильма), заставило работать воображение учащихся, помогло им творчески осмыслить музыкальный образ. Ребята точно находили в исполняемых произведениях ведущие интонации, по которым развивалась музыкальная мысль, старались совпадать с действием мультфильма по кульминациям.
Новый подход к исполнению музыкальных пьес заметно заинтересовал всех учащихся без исключения. Дети на репетициях преображались, раскрепощались, старались подражать действиям мультипликационных героев, которых видели на экране. Свободно двигались в такт музыке, пританцовывали. Уровень тревожности и страха перед выступлением снижался. Повышалась личная заинтересованность исполнить выученное произведение перед зрителем, сделать свой номер самым ярким, образным и запоминающимся.
Огромным стимулом для поднятия интереса к выступлениям явилось привлечение нами к подготовке мультконцерта родителей учащихся. Каждому ребенку очень важно ощущать заинтересованность к процессу своего труда. Мероприятие сразу становится более значимым, если подготовка к нему идет совместно с родителями. Из рассказов детей – у многих в выборе мультфильма участвовала вся семья. Благодаря помощи родителей, дети останавливали свой выбор на отечественных мультфильмах, а не на зарубежных, которые, к сожалению, на данный момент времени являются приоритетными для ребят. Для соответствия образа, также совместно с родителями, подбирались костюмы и продумывались прически.
Подготовительная работа к концерту класса заняла довольно большой промежуток времени и потребовала немало усилий, но, к нашей общей радости, дети не потеряли интерес к этому процессу, напротив, они с большим желанием ждали дня выступления. В атмосфере доброжелательности, сотрудничества преподаватель, учащиеся разных классов и родители объединились в единое творческое целое.
Концерт прошёл на большом творческом подъёме, на хорошем исполнительском уровне. Особую позитивную ноту привнесли мультфильмы, сопровождающие параллельно на экране каждый концертный номер. Выступления учащихся отличались стабильностью, уверенностью, музыкальностью. Эмоциональное состояние, улыбки на лицах участников, несомненно, посвящались зрителям в зале: родителям, родным, друзьям. Ушла тревожность, волнение, сцена перестала быть для детей пугающей. В мультконцерте каждый ребенок выступил или сольно, или в составах различных ансамблей, не менее 3-х раз. Все дети почувствовали себя артистами, испытали чувство удовлетворения от своей игры, все были успешны.
Благодаря интересному содержанию, яркому художественному, музыкальному и мультимедийному оформлению, «Мультконцерт» класса флейты стал запоминающимся событием для школы. А также послужил стимулом для дальнейших концертов класса флейты, для создания новых идей и творческих реализаций.
Приложение 1Программа «Мультконцерта»:
1. Р.Паулс «Мальчик и сверчок» - мультфильм «Колыбельная»
2. В.Шаинский «Первоклашка» - мультфильм «Воспоминание»
3. К.Хачатурян «Шествие синьора помидора» из балета «Чиполлино» - мультфильм «Приключение Чиполлино»
4. Д.Уотт «Три поросенка» - мультфильм «Три поросенка»
5. А.Рыбников «Песенка козы» из мюзикла «Волк и семеро козлят» - мультфильм «Волк и семеро козлят»
6. Ф.Мендельсон «Осенняя песня» - мультфильм «Осенние корабли»
7. Л.Резетдинов «Бармалей и больные обезьянки» - мультфильм «Доктор Айболит»
8. Ж.Металлиди «Деревенские музыканты» - мультфильм «Новые приключения Аленушки и Еремы»
9. Ж.Колодуб «Шутка» - мультфильм «Музыкальные инструменты»
10. А.Виницкий «В цирке» - мультфильм «Лошарик»
11. Э.Кронке «Серенада» - мультфильм «Бременские музыканты»
12. Ж.Металлиди «Романтический вальс» - мультфильм «Золушка»
13. И.Брамс «Петрушка» - мультфильм «Ровно в три пятнадцать»
14. С.Баневич «Вальс морской звезды» - мультфильм «Аквариум»
15. А.Даргомыжский «Душечка-девица» - мультфильм «Ночь перед Рождеством»
16. А.Экимян «Шире круг» - мультфильм «Ночь перед Рождеством»
17. Финал «Музыкальный алфавит» аранжировка Н.Карш - мультфильм «До, ре, ми»
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста
Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении
Развитие навыков игры на виолончели у детей
Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий