Представить нашу жизнь без музыки просто невозможно. Радио, телевидение, диски - музыка сопровождает нас повсюду. Любимые поп-звезды, легкая музыка с утра до вечера, несложные тексты песен - это все привычный фон, что-то вроде любимого кресла или пледа.
В древности было сложено множество легенд о возникновении музыки. Древние греки считали ее великим даром богов. Бога Аполлона - покровителя искусства, и особенно музыки - изображали с лирой; Садко своими песнями и игрой на гуслях покорил подводное царство; в легенде об Орфее отразились любовь к музыке, восхищение ее красотой.
В греческой мифологии пять из девяти муз имели непосредственное отношение к музыке: Эвтерпа считалась покровительницей музыкального искусства (а также лирической поэзии), Мельпомена ведала пением и похоронной музыкой (и трагедией), Терпсихора - хоровым пением и танцами, Эрато - свадебными песнями (любовной позэией), Полигимния - песнопениями в честь богов и героев (и искусством пантомимы).
В Древней Греции музыка звучала в театральных представлениях, даже стихи поэты декламировали словно песню, аккомпанируя себе на лире или кифаре.
Пифагор, знаменитый философ и математик, положил начало особой науке - музыкальной акустике. Названия многих музыкальных терминов берут начало в Древней Греции. А греческие мудрецы Платон и Аристотель придавали музыке особое значение в воспитании разностороннего, гармонически развитого человека.
Человек в древности приписывал возникновение звуков природы сверхъестественным силам. Ему казалось, что звуки издают некие таинственные и невидимые существа. На каждом шагу человек встречался с музыкой природы: пением птиц, ревом животных, раскатами грома, шумом деревьев, звуками моря, журчанием ручья.
Общение с природой было основным источником, из которого возникала создаваемая человеком музыка.
Присмотревшись к первым музыкальным инструментам, можно заметить, что они немногим отличались от простых орудий труда. Обычная ступа, в которой толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная бутыль обтягивались кожей, образуя примитивные ударные инструменты.
Струнные музыкальные инструменты появились в подражание луку. Духовые инструменты тоже не были исключением: чтобы передать сигнал на более далекое расстояние, первобытный музыкант кричал в раковину или тростниковую трубку, тем самым усиливая звук своего голоса. Таким образом человек открывал музыку в окружавшей его природе и в труде.
В основе совместных действий первобытных людей лежал определенный ритм. Возможно, из ритмических покрикиваний, которые облегчали совместную физическую работу, формировались элементарные песнопения. Хоровой танец появился как подражание повадкам зверей во время охоты и самому процессу охоты. Хоровой танец был не только примитивной игрой, но и способствовал укреплению сплоченности, согласованности действий.
Человеческий голос обеспечивал ритмическую основу хорового танца. Существует предположение, что в хоре и родилась мелодия.
Тон всей группе танцующих задавал вождь племени, а также специально назначенный запевала. Остальные подстраивались под его пение, подражая ему.
Для сопровождения хорового танца первобытный человек использовал ритмичное постукивание. Такой была первая музыка.
Художественный дар человека подтолкнул наших предков к созданию музыкального искусства.
В древности музыка была составной частью разнообразных обрядов. Нередко говорят, что обрядовость стала одним из источников происхождения музыки. Древние музыкальные обычаи были стимулами к сочинительству. Из рук первобытных умельцев выходили такие причудливые инструменты, как огромные тростниковые трубы и свирели, немыслимой длины трубы из коры или инструменты, выдолбленные из бивня слона.
В своих мелодиях древним музыкантам хотелось выразить шум леса, голоса птиц, всплеск воды, рев зверя, свою печаль и радость.
Музыка помогала и в работе. С помощью музыкальных звуков происходили усмирение и дрессировка диких животных либо заманивание в сеть рыбы, так как считалось, что музыка обладает волшебной силой.
Греческий миф об Орфее повествует о том, как волшебному пению Орфея, звукам его золотой кифары подчинялись не только люди и животные, но и скалы, деревья становились подвластными ему, а реки останавливали свое течение.
Арабские ученые-философы древности советовали: «Умному музыканту не следует играть зря, начинать надо с нижней струны лютни, чтоб внушить слушателям мужество, далее дать дышащую любовью мелодию и напевы, увлекающие к пляске, и, наконец, сладкие звуки, манящие к полному покою».
Музыка является величайшей силой, способной заставить человека любить и ненавидеть: эта мысль зародилась в умах древнегреческих философов более двух тысяч лет назад.
Сообщение «Художники эпохи Возрождения и их творчество»
Про время для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!