Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Лепка "Посуда". Подготовительная группа. Мастер-класс с фото

Мастер-класс для дошкольников. Лепка посуды (ковш и солонка)

Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Создание учебной работы
Задачи:
Знакомство с русской деревянной посудой (фото или презентация)
Обучение способам лепки чаши (собирания изделия из отдельных частей)
Развитие фантазии и воображения
Воспитание аккуратности

Материалы:
Пластилин восковой
Стеки
Цитата из интернета:

Русские деревянные ковши

На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Их вырезали из липы, иногда делали из капа (наростов на дереве) или долбили из корня дерева. Первоначальная обработка производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.
Рассмотрим фотографии русской деревянной посуды

Это – музейные экземпляры. Им очень много лет. Они чудом сохранились до наших дней.



Это – современная резьба и роспись.






Это – ковш и уточки, хранящиеся в нашей изостудии

Русские деревянные ложки
Наиболее древняя ложка найдена на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей птицы.

ВОПРОС для обсуждения:
Как вы думаете, почему посуда изготавливалась в виде птиц?

КОВШ
Ход работы

Берем брусок пластилина и разрезам его вдоль полосок на две части.



Из одной части скатываем колобок . Из нее мы будем изготавливать чашу.

Сначала указательным пальцем продавливаем м в шаре небольшое углубление. Держим шар и в руке, на ладошке. Если положить его на дощечку, то потом он прилипнет к ней и деформируется при отделении.

Большим и указательным пальцем выравниваем края чаши. Осторожно, слегка сдавливая, поворачиваем ее и вытягиваем вверх и в стороны, расширяя внутренний объем. Важно не давить слишком сильно, чтобы стенки были не тонкими, а прочными. Ведь к ним нужно будет крепить детали, под весом которых чаша может деформироваться, и все нужно будет начинать сначала. Это, конечно, не беда. Пластилин тем и хорош, что работу можно править на любом этапе, но отставать никому не хочется.


Оставшийся пластилин делим пополам и из одной половины скатываем шар. Это будущий хвост ковша – птицы.

Расплющиваем шар в лепешечку и часть (а можно и всю) прищипываем по краю. Получается как будто цветок. Это хвост. Оставляем его лежать на столе.
Оставшийся пластилин слегка раскатываем, разрезаем пополам. Это будут голова и шея птицы. Для головы кусочек пластилина скатываем в шар. Шею формируем в в виде морковки (конуса). Соединяем шею и голову вместе способом прикручивания.

Вот теперь соединяем все детали вместе. Не просто прикладываем и прижимаем, но и приглаживаем по месту «склейки», чтобы шов был незаметен.

Вытягиваем клюв, работая тремя пальчиками (щепоткой). Двумя пальцами (прищипыванием) формируем хохолок.


Для того, чтобы наша посуда не стояла на столе пустой, наполняем ее желтыми яблоками. Нарезаем стекой небольшие кусочки пластилина и скатываем в шарики.


Наполняем чашу угощением.

Солонка
Ход работы

У солонки немного иные пропорции. У нее голова и хвостик гораздо меньше, и пластилина для них требуется немного.


Разрезаем брусок пополам и одну из частей еще раз пополам. Для чаши будем использовать полтора брусочка.


Скатываем шар и повторяем все знакомые нам действия: продавливаем углубление в шаре и вытягиваем стенки солонки, стараясь делать их ровными, прочными, одинаковой толщины.



Оставшийся пластилин раскатываем немного, чтоб удобнее было делить. Делим пополам. Из одной половинки скатываем шар, сплющиваем его. Это – хвостик.
Вторую часть делим пополам.


Из одной половины делаем голову (шарик), из другой – ровную, слегка конусообразную шею. Соединяем голову и шею, вытягиваем клювик, уплощая его



Теперь собираем солонку.


Солонку ставят посередине каравая, когда на свадьбе встречают молодоженов, или дорогих гостей. Но нашу солонку солью мы наполнять не станем. Насыплем в нее ягодки (скажем, землянику). Нарезам небольшие кусочки пластилина. Скатываем их в колобочки и наполняем ими нашу уточку.



ДЕТИ
Старшая группа





Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия НОД лепка. Подготовительная группа Лепка для дошкольников 6-7 лет. Барельеф. Мастер-класс с пошаговыми фото Пластилинография для детей 5-7 лет "Ласточка". Мастер-класс с пошаговыми фото Пластилинография для детей подготовительной группы: Грибок. Мастер-класс с пошаговыми фото
Участник №31 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рукоделию». Зима-Весна 2017
Лепка для дошкольников 6-7 лет. Барельеф. Мастер-класс с пошаговыми фото | Свистульки из пластилина своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 2581 день назад (26 марта 2017)
Просмотров: 14734
+15
Голосов: 15
Екатерина # 26 марта 2017 в 12:38 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Ваш мастер - класс мне очень понравился. Подробный фотоотчет. Только обратите внимание на то, что Вы в начале говорили: "Скатываем колобок", а затем речь шла о шаре. Спасибо большое за мастер - класс! Удачи Вам в работе!
Ольга Станиславовна Средина # 26 марта 2017 в 12:43 +1
Здравствуйте, Екатерина! Спасибо Вам за внимательно прочтение и голос! Конечно, с малышами мы говорим, используя немного иные определения, чем с более старшими детьми. А поскольку я работаю в изостудии со всеми группами - начиная от двух до семи лет, то, могу оба термина употребить. Шар и колобок - в принципе имеют одну форму.
С улыбкой hoho
Ольга Вячеславовна Варламова # 26 марта 2017 в 12:47 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Прекрасный мастер-класс, все доступно и подробно написано! Получились замечательные ковш и солонка. И отличный способ развития фантазии и воображения. Успехов Вам! Голос!
Ольга Станиславовна Средина # 26 марта 2017 в 12:55 +1
Благодарю Вас, Ольга Вячеславовна. Мы всю прошлую неделю лепили птиц. Кое - что успела сфотографировать и представить на сайте. Дети, как правило,забирают поделки домой. Очень трепетно к ним относятся. Вот сейчас на выставке - разноцветные птицы. Но это ненадолго. hoho
Марина Геннадьевна Шабанова # 26 марта 2017 в 14:46 +1
Ольга Станиславовна, стараюсь следить за Вашими публикациями. Интересный теоретический материал в сочетании с практической работой - отличительная особенность Ваших материалов. И ковшик, и солонка получились замечательные. Голос №3.
Ольга Станиславовна Средина # 26 марта 2017 в 14:51 +1
Марина Геннадьевна, здравствуйте!Спасибо за отклик! Стараюсь в начале занятия заинтересовать детей, удивить, озадачить. Без эмоционального настроя работать не интересно. И для себя полезно освежить знания, покопавшись в интернете.
Ирина Ивановна Жабина # 26 марта 2017 в 19:00 +2
Добрый вечер! Очень необычно! В детском саду мы привыкли лепить чашечки, миски. Спасибо за идею лепки ковша-утицы! Ваш мастер-класс позволяет решать одновременно несколько задач: и знакомство с бытовыми предметами русского народа, и развитие навыков работы с пластилином. Примите голос.
Ольга Станиславовна Средина # 26 марта 2017 в 19:36 +1
Здравствуйте, Ирина Ивановна! Спасибо за отклик! Действительно, основа ковша и солонки - одна и та же -чаша. Но стоит добавить немного фантазии - и простая чаша становится ... например - богатырской братиной, из которой пил Илья Муромец. Однажды в музее я видела такие огромные братины.
Я далеко не все из того, о чем разговариваю с детьми во время занятия включила в мастер-класс. (Получился бы слишком объемный материал).
Людмила Александровна Евдокимова # 28 марта 2017 в 11:52 +2
Ольга Станиславовна, с удовольствием голосую за мастер-класс с фото "Лепка "Посуда". Познавательно - знакомство с русской деревянной посудой. Практическая часть - обучение способам лепки на высоком уровне.
Ольга Станиславовна Средина # 28 марта 2017 в 16:26 +1
Спасибо за отклик, Людмила Александровна!
Анастасия Александровна Богатырева # 29 марта 2017 в 20:11 +2
Ольга Станиславовна, спасибо за идею! Очень доступно, обязательно слеплю такую красоту с детьми.
Ольга Станиславовна Средина # 29 марта 2017 в 20:17 +1
Спасибо за отклик, Анастасия Александровна!
Искужина Сумбуль # 30 марта 2017 в 18:35 +2
Очень хороший мастер-класс! СПАСИБО!
Мира Симеунович # 1 апреля 2017 в 01:58 +3
Ольга Станиславовна, здравствуйте. Создание учебной работы Вы начали с представления музейных экземпляров и современной резьбы в фотографиях. Это прекрасны способ вызвать интерес детей – именно такими творческими примерами старины! У детей непременно развивается воображение, желание сделать своими руками чашу (ковшик или салонку). Поэтому не удивляет то, что дети забирают свою работу домой. Вы превосходно научили их выполнять поделки из пластилина, они работают аккуратно, вдохновенно, радуют своим трудом Вас и родителей. Молодцы! С удовольствием посылаю Вам голос!
Ольга Станиславовна Средина # 1 апреля 2017 в 08:31 +2
Спасибо Вам, Мира за визит и прекрасный отзыв!
Ольга Владимировна Перковская # 12 апреля 2017 в 09:54 +1
Ольга Станиславовна, здравствуйте! Огромное спасибо за доставленное удовольствие в процессе знакомства с Вашим мастер классом! Сама работа очень интересно преподносится. Поделки понравились, а значит интересно и увлеченно работали детки! Голосую за творческий подход и умелые руки!
Ольга Станиславовна Средина # 12 апреля 2017 в 17:35 0
Благодарю Вас, Ольга Владимировна за теплые слова!
Ермакова Наталья Александровна # 16 апреля 2017 в 16:27 +1
Ольга Станиславовна, добрый день! Люблю бывать у вас в гостях,в каждой работе чувствуется доброта души и любовь к выбранной профессии! Прекрасная разработка занятия, особо любы сердцу русские мотивы и воспитание в детях любви и интереса к родной культуре и обычаям! Благодарю за ваш бесценный опыт работы и с удовольствием голосую!
Ольга Станиславовна Средина # 16 апреля 2017 в 18:43 0
Спасибо за добрые слова, Наталья Александровна!
Светлана Анатольевна Ковтунова # 21 апреля 2017 в 23:12 +1
Замечательный мастер-класс!Подготовительная беседа,в сопровождении с красочными иллюстрациями,несомненно вдохновят детей к созданию подобной красоты. Чувствуется с какой любовью создавалась каждая работа, а это-Ваша заслуга!Примите голос!
Ольга Станиславовна Средина # 22 апреля 2017 в 07:51 0
Спасибо, Светлана Анатольевна!
Светлана # 22 октября 2018 в 14:26 +1
Замечательный мастер- класс, спасибо!