Мастер-класс по работе с пластилином «Объемная рыбка» для детей 5 -6 лет.
Средина Ольга Станиславовна, руководитель изостудии МДОУ №1 "Медвежонок" г. Юрюзань Челябинская обл.
Цели
создание небольшой объемной работы из пластилина
Задачи
Обучение лепке объемной рыбки из отдельных деталей
Закрепление умения делить пластилин пополам
Развитие пространственного воображения
Воспитание эстетического, эмоционально восприятия своего и чужого творчества
Расширение словарного запаса
Знакомство с работой ножницами по пластилину
Инструменты и материалы:
- пластилин, стеки, ножницы детские пластмассовые, крышечки от гуаши (для своеобразного постамента, основания малой скульптуры).
Вступление:
Рассмотрим фотографии нескольких объемных рыбок, найденных нами в интернете.
Все они разного цвета.
Но слеплены из одних и тех же отдельных частей: туловище, хвост и плавники и декорированы с помощью стеки и различных приспособлений.
Ножницы нам понадобятся для создания реалистичных плавников и хвоста рыбки. Для разрезания пластилин должен быть достаточно тонким.
Мы не только расплющиваем, раздавливаем детали в руках, в ладонях, но и пальцами прижимаем в тех местах, где есть утолщения, выравниваем поверхность плавников а затем надрезаем..
Ход занятия
Стандартный брусок пластилина разрезаем пополам Можно разрезать и вдоль и поперек. Можно надрезать и откручивать (это кому что кажется удобнее)
Из одной половины раскатываем колобок.
Туловища рыбки не круглое, поэтому раскатываем колобок до формы яйца.
Сплющиваем в ладонях туловище рыбки. Приклеиваем к нашему постаменту брюшком
Разрезаем и слегка раздвигаем рот. Можно не разрезать, а оформить рот в виде двух колобков (верхней и нижней губы).
Глазик контрастного цвета приклеиваем и отпечатываем на нем рисунок колпачком от фломастера. То же самое проделываем и на другой стороне рыбки, поскольку мы лепим не камбалу, у которой оба глаза находятся на одной стороне туловища.
Узоры (чешую) рисуем стекой на правом и левом боку. Наша рыбка – круглая скульптура и забывать о противоположной ее стороне нельзя. Рисунок чешуи не должен отличаться на правой и левой стороне рыбки.
Оставшуюся часть пластилина делим пополам с помощью ножниц или стеки. Это будет хвост и плавники. У нас ничего не должно остаться на столе. Весь пластилин идет в дело.
Из половины скатываем колобок, расплющиваем его и вытягиваем пальцами, делая его равномерной толщины и треугольной формы.
Можно из колобка раскатать капельку (небольшую морковку, конус) и расплющить ее. Тогда форма хвоста получится сразу.
Разрезаем ножницами (или рисуем стекой) на хвосте полоски.
В любом случае пластилин лежит у нас на ладони, а не на дощечке, с которой его потом трудно будет отделить.
Отрезаем или отщипываем от пластилина два одинаковых небольших кусочка пластилина для грудных плавничков. Размер каждого – примерно с горошинку. Скатываем два небольших колобка.
Последний кусочек пластилина будет спинным плавником. Расплющиваем его в ладонях, а затем проминаем, равняем пальцами. Слегка сгибаем, чтобы он потом точнее лег по спинке нашей рыбки.
Разрезаем или надрезаем плавники
Прикрепляем их на место.
Осталось оформить губки. Рыбка готова
Теперь - самое время поиграть с ней, подвигать хвостом (как будто она плывет), рассмотреть всех рыбок в стайке, познакомиться с ними, придумать комплимент той рыбке, что понравилась больше других.
В конце занятия все рыбки отправляются на выставку. Их устанавливают на специальных подставках или просто на шкафчиках.
Детские работы:
(подготовительная группа)
Литературное приложение:
Пластилин
Пластилин я в руки взял,
Мял, давил, крутил, слеплял.
Перемазал им все руки,
Своей воле покорял.
Вроде бы всё так легко,
Взял кусок, потом ещё,
Вместе их соединил,
Вот и что-то получил.
Гладил, форму улучшал,
Где неровно поправлял,
Руки вытер, оценил,
Наконец-то завершил.
Е. Серебрякова
сведения из интернета:
Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором . Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки — лепка, высекание, художественное литьё, ковка, чеканка и др.
Виды скульптуры: круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; рельеф, где фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него.
Различают три вида рельефа: барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину); горельеф(выпуклая фигура выступает наполовину); контррельеф (фигура не выпуклая, а, наоборот, заглублённая)
Способ получения скульптуры зависит от материала: пластика — наращивание объёма скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск пластилин и другие мягкие материалы), ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие твердые материалы), отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)
Рекомендуем посмотреть:
Лепка «Скоморох» из пластилина для детей 5-6-7 лет. Мастер-класс поэтапно с фото
Торт из пластилина своими руками для детей 5-7 лет. Пошаговая инструкция с фото
Кошка и мышка из пластилина для детей 5-7 лет. Мастер класс с пошаговым фото
Поделка из пластилина «Кокосовая пальма» своими руками для детей. Мастер класс с пошаговым фото