Мастер-класс по украшению посуды для воспитанников младших - средних групп
Средина Ольга Станиславовна воспитатель, руководитель изостудии МДОУ №1 "Медвежонок" г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель: Украшение посуды
Задачи:
- Знакомить с видами орнамента
- Обучать принципам работы с различными художественными материалами
- Развивать глазомер
- Воспитывать любознательность и желание совершенствовать художественные навыки
Инструменты и материалы:
Бумага формата А4 белая и цветная, бумага А3, ножницы, клеящий карандаш, гуашь, многоцветные карандаши, кисти, различные штампики.
Вступление
Зачем украшать посуду? Ведь самое главное – не какая она, а что в ней. В тарелке - суп или каша, в чайнике - чай, в кувшине – квас. Поел, вымыл, убрал и забыл до следующего приема пищи. Однако люди взялись украшать посуду в незапамятные времена, когда еще только научились делать ее из глины. Ученые-археологи по этим незамысловатым узорам теперь определяют время создания и принадлежность черепков к определенной культуре. Для чего же были нужны эти узоры?
Вполне вероятно, что первые узоры получились случайно, неосознанно. Черточки сложились в какие-то узнаваемые формы, стали елочками, солнышками, волнами, отражая мир, окружающий древнего человека. Потом эти повторяющиеся на каждом горшке узоры стали своеобразной меткой рода. «Это наша вещь» - как бы говорили они чужакам. Со временем узоры приобрели мистический, религиозный, защитный смысл. И только потом их стали рисовать просто для красоты.
Посмотрите, какую интересную посуду делали, например. в Древней Греции
Какие же узоры, какие орнаменты мы знаем сегодня, как их можно различать и классифицировать?
Ход занятия
1 вариант
Начиная знакомить с темой украшения посуды малышей, мы брали самый узнаваемый предмет – чайную чашку. Наклеивая три кружочка на каждой, мы задавали последовательность и размер простейших рисунков
Закрепляя круговые и параллельные движения руки, дети украшали три чашечки разного размера. А кто мог из них пить? Это вполне могли быть, например, три медведя!
2 вариант
В киндер-сюрпризах встречаются вот такие штампики
Можно их и по отдельности приобретать.
Наклеиваем на лист цветной бумаги формата А4 вырезанную из белой бумаги вазу и (по желанию) яблоко. Обводим яблоко, рисуем на нем полоски, добавляем веточку. Стало как-то веселее. Теперь очередь за вазой.
Обводим вазу. Горизонтальными линиями делим ее на произвольное количество частей. Можно опираться на выступы, отделять дно, горлышко, середину.
Теперь дело за штампиками. Начинаем снизу. Стараемся равномерно наносить изображения, ориентируясь на нарисованную линию. Первым у нас получился узор из голубых рыбок.
Обводим рыбок волнистой линией. Рисуем (отпечатываем) вторую линию. Это зайчата. Рисуем линию и над этим узором. Линии могут быть и прямыми.
Фиолетовые цветы штампуем чуть ниже горлышка и тоже рисуем линию. Только в этот раз она проходит ниже узора.
В оставшемся пространстве изображаем розовые морские звезды.
Кажется, есть местечко для рыбок на горлышке . Попробуем их там разместить. Между некоторыми линиями, слишком близко расположенными друг к другу, ничего уже не получится разместить. Заполняем их узорами.
Обозначаем плоскость стола и покрываем ее параллельными полосками. Шторку рисуем волнистыми линиями.
Завершаем рисунок, кое-где усиливая нажим на карандаш.
3 вариант
Наборы таких штампиков можно встретить на любую тему.
В наших штампиках штемпельные подушечки уже высохли . Реанимировать их не получилось и мы стали кистью наносить краску и печатать ими.
В качестве основы в этот раз мы взяли большие листы формата А3, поскольку эти штампики раза в два больше маленьких штампиков по размеру. Значит и места для работы ими должно быть больше.
На лист формата А3 бледно-желтого цвета наклеиваем изображение трех предметов разного размера. Располагаем самый большой – на заднем плане, средний – на среднем, маленький – на переднем плане. Предметы частично перекрывают друг друга. Это не беда.
Красной гуашью проводим линии на оранжевой вазе. Этими линиями мы обозначаем горлышко и дно . Этой же краской штампуем и узор из нескольких птиц. У нас это гуси.
Кисточкой дорисовываем узоры.
На самой большой вазе работаем коричневой краской. Штампуем несколько рядов петушков.
Дорисовываем узоры кисточкой.
Маленькую чашечку (или пиалу) рисуем и красным и коричневым цветом, объединяя ее и изображениями домашних птиц.
И последнее дополнение: красной и коричневой гуашью рисуем узоры на всей посуде. Разная по форме и цвету она при этом объединяется в комплект. Как мы это сделали? Мы собрали разные предметы с помощью цвета и узора.
Детские рисунки
(старшая группа)
Приложение
Вот так, складывая листы пополам, можно вырезать вазы.
Рекомендуем посмотреть:
Рисование "Яблочко на тарелочке" для детей от 3 лет пошагово с фото
Рисование паука поэтапно с фото для детей младшего дошкольного возраста
Рисование "Фрукты на тарелке" поэтапно с фото. Младшая группа