Портрет Осени. Рисунок и аппликация. Мастер-класс для дошкольников
Автор: Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, руководитель изостудии МДОУ №1 "Медвежонок" г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель: Создание портрета Осени.
Задачи:
- Обучать практическим навыкам рисования лица человека, прожилок у листьев
- Развивать зрительную память, фантазию, а так же мелкую моторику и пространственное воображение
- Закреплять умение работой с бумагой, клеем и ножницами.
- Воспитывать любознательность (беседа о симметрии в природе)
Материалы:
Бумага «Снегурочка», ножницы, клей – карандаш, цветная бумага теплых оттенков (желтый, оранжевый, красный, алый, охра). Цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки для рисования.
Пояснение
Говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Опираясь на свой прежний опыт (этот мастер – класс был опубликован на сайте несколько лет тому назад), в этом году мы решили создать что-то новое, добавив к рисованию аппликацию.
Мастер-класс для воспитателей. ПОРТРЕТЫ. РИСУНКИ - ПЕРЕВЕРТЫШИ
https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-stanislavovna-sredina/portrety-risunki-perevertyshi-master-klas-dlja-vospitatelei.html
Вступление
Осень – красочное, волшебное время года. Мы пишем натюрморты с овощами и фруктами, рисуем пейзажи, делаем аппликации. Сегодня у нас будет необычная работа. Мы создадим портрет Осени в головном уборе из листьев, соединив аппликацию и рисование.
Но прежде чем приступить к практической работе, поговорим о симметрии. Посмотрите на человека. Сколько у него парных, одинаковых, симметрично расположенных частей тела? Два глаза, два уха, две руки, две ноги…
А есть ли в природе симметрия? У листьев две половинки похожи друг на друга? Да! А у бабочек крылья? Тоже похожи. Как и крылья у птиц, лапки у животных…
Предварительная работа:
Вырезание осенних листьев. Если бумага двухсторонняя, работать с ней будет проще. Если бумага односторонняя, то все оттенки для осенних листьев надо брать из таких же наборов, чтобы не путаться потом при их наклеивании.
Размеры осенних листочков можно варьировать, как и форму. В нашем варианте литья простые, овальные, небольшие (4 – 5 сантиметров). Они не выходят за края кокошника. Более крупные листочки могут выходить за край и даже слегка накладываться друг на друга.
Для самых маленьких листочки может вырезать воспитатель. Дети постарше простые формы вырезают сами. Листочки цветной бумаги можно сложить «гармошкой» и вырезать сразу несколько листьев. Вырезав, нужно разложить листья по цвету.
Вот примеры того, как можно вырезать листья.
Ход занятия
Складываем лист белой бумаги пополам короткими сторонами друг к другу, проглаживаем сгиб. Складывает лист пополам длинными сторонами друг к другу и тоже проглаживаем. Разворачиваем лист. Теперь он как бы поделен на 4 части. Складывать лист нам придется еще не один раз, поэтому работаем аккуратно, проглаживаем сгибы тщательно.
На нижней четверти листа (неважно справа или слева) проводим плавную линию. Это четверть овала лица. Можно мысленно представить овал и несколько раз провести его в воздухе, не касаясь листа, а затем уже эту линию привести на бумаге.
Можно скопировать предложенный образец и распечатать. Это очень облегчит задачу.
Складываем лист длинными сторонами друг к другу так, чтобы наша линия оказалась снаружи. Разрезаем лист по линии подбородка.
Переворачиваем нижнюю половинку наверх по линии сгиба. Внизу уже четко виден полуовал подбородка, но над ним пока – просто прямоугольник, который совсем на традиционный кокошник не похож.
Снова складываем заготовку пополам
Рисуем плавной линией край будущего головного убора.
Срезаем край бумаги. И убираем его.
Разворачиваем лист бумаги и приступаем к рисованию лица.
Рисуем глаза по линии сгиба листа. Сначала намечаем овал глаза, затем рисуем зрачок. Расстояние между глазами примерно равно длине глаза.
Вспоминаем пропорции лица. Расстояние от глаз до подбородка делим примерно пополам. Намечаем нос. Расстояние между носом и подбородком делим примерно пополам. Рисуем рот. Над глазами добавляем две спокойные дуги. Это брови. Линия сгиба помогает придерживаться симметрии.
Рисуем сеточку на кокошнике. Сначала в одну сторону проводим под наклоном довольно частые линии, а затем в другую сторону.
Листья уже готовы. Но кокошник у нас состоит из двух половинок. И они пока не закреплены. Необходимо их склеить.
Разворачиваем заготовку . Получается лицо, как бы закутанное в платок или шаль.
Клеящим карандашом проходим по одной из частей кокошника (верхней или нижней). Соединяем их вмести и приглаживаем.Приклеиваем на середину кокошника один лист. Продолжать симметричное наклеивание можно как сверху, так и снизу головного убора. Выбрав два листочка одного цвета, наклеиваем их парно, симметрично.
Некоторые дети начинают наклеивать листочки с одной стороны кокошника, и путаются потом, приклеивая листья на другую. Поэтому нужно нацеливать детей на одновременное наклеивание листьев одного цвета. Можно даже работать двумя руками. Взять в правую и левую по желтому, скажем, листочку и положить, затем, пару оранжевых, парочку красных.
Если использовать листья не только разного цвета, но и разного размера, можно подбирать пары так, чтобы они свободно размещались на головном осеннем уборе.
После приклеивания нужно немного подождать и листья уже не будут смещаться. Тогда уже приводим черным или коричневым цветом серединки листьев и череночки.
Прожилки на листьях светлых оттенков (желтых, оранжевых) рисуем коричневым цветом, а на более насыщенных (красных, алых) - черным.
Дорисовываем кокошник, раскрашиваем губы, щечки,
Рисунок готов
Детские рисунки
(подготовительная группа)
Как вариант - можно рисовать не сеточку на кокошнике, а челку волос.
Дополнения
Несколько портретов в головных уборах из листьев - для вдохновения.
И стихи, которые вполне уместно прочесть детям.
Рекомендуем посмотреть:
Аппликация из осенних листьев для детей 6-7 лет "Портрет осени". Мастер-класс с пошаговыми фото
Рисование «Портрет Осени» поэтапно с фото для детей 7-9 лет
Рисование «Осень» поэтапно с фото для детей 4-7 лет
Портрет Осени из природных материалов своими руками быстро и красиво